Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:04, реферат
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике,рыночному хозяйственному механизму.Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые.Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства,становление которого не может произойти в одночасье.Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии,которыми богата история рынка.Мы можем воспользоваться опытом других государств.
Введение. -2стр.
Глава 1. Сущность и особенности рыночного хозяйства
1.1. Условия возникновения рыночного хозяйства -4стр.
1.2. Рынок и рыночная экономика -6 стр.
1.3. Характерные черты рыночного хозяйства -7 стр.
1.4. Исторические типы рыночного хозяйства -11 стр.
1.5. Нерыночный сектор экономики -13 стр.
Глава 2. Рыночный механизм
2.1. Основные элементы рыночного механизма -15 стр.
2.2. Само регулируемая и регулируемая части
рыночного механизма -17стр.
2.3. Рыночные регуляторы экономики -20 стр.
2.4. Государственное регулирование
рыночных отношений -22 стр.
2.5. Преимущества и недостатки
рыночного механизма -25стр.
2.6. Теорема Коуза -29 стр.
Заключение -35 стр.
Практическое задание -35 стр.
Список используемой литературы. -36стр.
Ошибочность теоретического подхода А. Пигу и была доказана Р. Коузом.
Свои логические
рассуждения Р. Коуз построил на вполне
вероятном примере потравы
Но логика рассуждений Р. Коуза выглядит иначе: он убирает государство как арбитра из отношений между скотоводом и фермером и допускает возможность установления между ними самостоятельных соглашений по поводу потравы посевов. В этом случае, полагает он, не имеет никакого значения,несет хозяин ранчо ответственность за причиняемый им ущерб или нет.
Допустим,рассуждает далее Р. Коуз,фермер получает на своих полях10 ц зерна, а стадо хозяина ранчо насчитывает10 коров. Выращивание еще одной коровы обойдется ему в 50 долл., а ее рыночная цена при продаже составит 100 долл.Предельные убытки фермера от увеличения стада на одну голову будут равны 1 ц зерна,или в стоимостном выражении - 80долл. (20 долл.прямых затрат плюс 60 долл.недополученной прибыли).
В результате оказывается,что социальные издержки равны130 долл. (50+80), а социальная выгода от выращивания дополнительной коровы - 100 долл.Понятно, что такое распределение ресурсов неэффективно.Но если хозяин ранчо должен возместить фермеру причиненный ущерб, то тогда,взвесив свою частную выгоду и свои частные издержки (стоимость выращивания- 50 долл. плюс компенсация фермеру - 80 долл.),он откажется от решения об увеличении поголовья стада на одну единицу.Частное соотношение«издержки -выгоды» совпадает с социальным,что свидетельствует об эффективном распределении ресурсов.
Далее Р. Коуз показал, что ущерб для скотовода будет одинаковым и в ситуации,если он не будет нести никакой
ответственности
за потраву. В этом случае земледелец
предложит хозяину ранчо«выкуп»
В обоих случаях
ущерб оборачивается для
Это дало основание Р.Коузу сделать вывод, что если права собственности ясно определены и предписаны,если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает«Провалов рынка» нет, а значит, нет оснований для государственного вмешательства с целью его корректировки.Задача государства состоит в том,чтобы четко распределять и защищать права собственности рыночных агентов.Этому выводу американский экономист Дж.Стиглер придал форму теореме Р. Коуза, которая выглядит так:«В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны»4Из теоремы Р.Коуза следовало несколько важных выводов.
Во-первых,что
внешние эффекты носят не односторонний,а
обоюдный характер. Фабричный дым
наносит ущерб близлежащим
Во-вторых,теорема Коуза раскрыла экономический смысл прав собственности.Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние.Поэтому главная функция прав собственности состоит в том,чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий.Внешние эффекты появляются там, где размыты права собственности(в частности,при использовании таких ресурсов,как вода, воздух и т.п.). Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов.
В-третьих,теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его«провалах».По мнению Р.Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров,заключению контрактов,контролю за их использованием,защите права собственности и т. п.). Если они малы, а права собственности четко определены,то рынок способен сам, без участия государства,устранять внешние эффекты:заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значения,кто именно обладает правом собственности,скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение.Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность.Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то,чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом, для его передачи по цепочке рыночных обменов.Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.
В-четвертых,даже тогда,когда трансакционные издержки велики и распределение прав собственности влияет на эффективность производства,государственное регулирование необязательно представляет наилучший выход из положения.Нужно еще доказать,что издержки государственного вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка». А это,по мнению Коуза,в высшей степени сомнительно.
Таким образом,своей
теоремой Р. Коуз выявил сам механизм
образования рынков: рынок заработает,как
только будут разграничены права
собственности и появится возможность
для заключения сделок по обмену ими по взаимоприемлемым
ценам. ИменноР. Коуз ввел представление
о собственности как о пучке прав, которые
могут покупаться и продаваться на рынке.
В процессе обмена права собственности
начнут переходить к тем, для кого они
представляют наибольшую ценность -производственную
или непосредственно потребительскую.Они,
следовательно,будут приобретаться,подразделяться,
Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно,то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить,поскольку не может дать им денежной оценки.Обычные товары и услуги подвержены действию принципа исключения,поскольку поступают в пользование лишь тем, кто в состоянии заплатить за них необходимую цену. Иными словами, чтобы пользоваться такими благами,их надо купить.Потребление же общественных благ становится возможным не в результате покупки, а в результате самого производства таких благ. К числу общественных благ
относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки,регулирование паводков и т.д.
Перечисленные
блага характеризуются
Следует особо подчеркнуть,что в ряде случаев(в том числе и в случае с производством общественных благ) попытки решить экономические проблемы с помощью чисто рыночных механизмов сопряжены с чрезмерными издержками.Дело в том, что работа рынка как системы добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов,кроме всего прочего, порождает уже известные трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купли-продажи товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из ее участников.И в этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.
Теоретически
можно себе представить и решение
проблемы производства общественных благ
(например,национальной обороны) на базе
рыночных соглашений о добровольном
обмене. Но в этом случае трансакционные
издержки возрастут до таких огромных размеров,
что ни один из участников этого обмена
не согласится их нести. И одна из основных
причин резкого возрастания трансакционных
издержек —проблема«безбилетников»(«
Говоря о недостатках рыночной системы,обычно особо подчеркивают социальные проблемы.Действительно,рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Но поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег,рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим получать чрезмерные доходы и пребывать в роскоши. Кроме того, рынок предъявляет одинаково жесткие требования ко всем, но разные люди находятся в разном положении:в любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвимые слои— больные, инвалиды,сироты и т. д.,которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.
Вместе с тем такая постановка вопроса не вполне корректна.Ведь рынок представляет собой социально нейтральный механизм,призванный решать экономические проблемы распределения ограниченных ресурсов. И,как уже было показано, с этой своей задачей рынок справляется вполне эффективно.Но нельзя требовать от экономического механизма решения еще и социальных проблем. Эту функцию должно взять на себя государство и проводить активную социальную политику.
В целом же наличие
у рыночного механизма
Представления всем формам хозяйства(крупным, средним,мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд,т.е. мелкие и средние предприятия,фермерские хозяйства.Государство активно влияет на цены, пошлины,технические нормы.
В России в последние
годы начали осуществляться экономические
реформы, связанные с переходом
к рыночным отношениям,демонополизацией
экономики,разгосударствлением
Однако в
настоящее время в России существует
эклектическая экономическая
Назвать существующие
в России имущественные отношения
и организационные формы
Этот переход,судя
по всему,растягивается на десятилетия,и
с этой точки зрения переходная(от
административно-командной к со
В пользу термина
«переходная система», или«экономика
переходного периода», говорит и
то, что у этой системы уже есть
немало моделей(восточноевропейская,
Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране,характером проводимых преобразований,масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом,а также историческими традициями.
Заключение
Рынок - сложная
экономическая система