Роль и место финансов в воспроизводственном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

При выполнении данной работы автором была поставлена следующая цель: изучить основные пути использования финансов в условиях рыночного хозяйства.
Представляется целесообразным постановка следующих задач:
– раскрыть сущность и функции финансов;
– проанализировать основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве, а так же пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально экономическая сущность и функции финансов……..4
1. Понятие и сущность финансов……………………………………………………………………5-8
2. Функции финансов…………………………………………………………………………………….9-10
3. Финансы и расширенное воспроизводство……………………………………………11-14

Глава 2. Роль финансов в обеспечении эффективности воспроизводственного процесса……………………………………………………………15
2.1 Направление участия финансов в воспроизводственном процессе……15-19
2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе…….....20-23
Глава 3. Пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе…………………………………………………….24-28
Заключение…………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

ПЛАН ЗАВЕР.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Существенное  значение в системе платежно-расчетных  отношений имеют финансовые отношения между предприятиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи не только между экономическими субъектами, но и государственными организациями по поставкам продукции и товаров для государственных нужд.

     Финансы используются в отношениях между  предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

     Финансовые  отношения между государством и  организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).

     В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

     Применяется широкий спектр финансовых отношений  между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводу получения от государства  различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично. 
 

 

     2.2 Механизм  участия финансов в воспроизводственном процессе 

     Воспроизводственный процесс включает в себя 4 стадии:

     1) производство 

     2) обмен 

     3) распределение 

     4) потребление 

     В воспроизводстве участвуют различные  экономические субъекты:

  • домашние хозяйства
  • хозяйствующие субъекты
  • государство

     У всех экономических субъектов воспроизводственного процесса есть доходы и расходы, т.е. все они имеют своеобразные бюджеты, состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникают профициты этих бюджетов, а у других – дефицит. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов.

     Все доходы субъектов экономических  отношений в процессе воспроизводства делятся на:

  • первичные
  • вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов.

     Они образуются:

     1) у организаций в форме прибыли,  остающихся в их распоряжении  и амортизационных отчислений;

     2) у работников в форме чистой  оплаты труда, остающейся после  уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам, выплат из внебюджетных фондов;

     3) у государства – в форме  перераспределенных фондов организаций  и населения в бюджет и внебюджетные  фонды. 

     Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождается распределением и перераспределением этих фондов необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов. Возникающие у отдельных экономических субъектов профициты бюджета перераспределяются:

  • с помощью государственных финансов, т.е. часть доходов, аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов;
  • с помощью финансовых посредников, это коммерческие и сберегательные банки, частные пенсионные фонды, страховые компании и т.д.;
  • с помощью финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы, приносящих доход – ценные бумаги.

     Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление, осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Таким образом, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов.

     Широкое использование финансов предприятий для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, роль которого все больше возрастает (используется в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке собственных финансовых ресурсов), бюджета12.

     Все более возрастающее значение для  экономики имеет государственное  регулирование общественного производственного  процесса. Государство имеет множество возможностей вмешательства в экономику. С помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) оно стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: амортизационную политику, бюджетное финансирование различных целевых затрат, систему социального страхования и др.

     Особая  роль в государственном механизме регулирования народнохозяйственных пропорций отводится бюджетной системе. При этом части бюджетных отношений - по поводу формирования доходов бюджета (платежи в бюджет) и их расходования (финансирование) - имеют свое особенное значение в процессе регулирования. Платежи в бюджет влияют в основном на формирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции) и, следовательно, регулируют лишь величину доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное же финансирование (в разных его формах) увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований государство может оказывать стимулирующее воздействие на процессы производства и воспроизводства.

     Таким образом, каждое звено финансовой системы  представляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

     Для регулирования отраслевых пропорций  используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия воздействуют на отраслевую структуру через финансовый рынок, находя посредством его зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают ценные бумаги других предприятий, предоставляют свои временно свободные средства взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную политику, влияя на цены.

     В регулировании территориальных  пропорций принимают участие  главным образом государственные  и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т. п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства сказывается в расширении зоны предпринимательства, инвестировании средств в развитие городов и населенных пунктов.

 

 

Глава 3. Пути повышения эффективности  функционирования финансов в воспроизводственном  процессе 

     Общественный  прогресс предполагает две формы развития – революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических  формаций к высшим. Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.

       Финансы способствуют развитию  объективных и субъективных предпосылок  революции. Их воздействие достигается  стимулированием ускорения темпов  роста и совершенствования технологии  в промышленности, сельском хозяйстве,  строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества – его работников.

       Финансы воздействуют на ускоренное  развитие производительных сил,  изменение структуры общественного  производства, усиление его концентрации  и централизации капитала. Новое  состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека. Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.

       Финансы способствуют появлению  новых политических движений  и партий, обеспечивают эффективное  их участие в общественной  жизни, революционном преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как партия использует систему доходов и расходов для укрепления своего организационного единства, широкого распространения своих программных взглядов среди различных социальных групп и общественных движений.

       Преимуществами эволюционного развития  общественного прогресса являются: замена старых  общественных форм  новыми; отсутствие вооружённой  классовой борьбы; возможность избежать  бессмысленных разрушений в период  революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической обстановки.

       Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы.

       Парламентские, мирные формы борьбы  политических сил и идей требуют  значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной  деятельности, затягивают процесс  реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.

       Расстройство финансов приводит  к разрушению денежного обращения,  инфляции, натурализации хозяйственных  связей и в конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

Информация о работе Роль и место финансов в воспроизводственном процессе