Роль и функции финанасовых посредников на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. исследования обусловлена необходимостью определения функций и роли функционирования посреднической деятельности на российском рынке ценных бумаг.

Оглавление

Введение 3
1. Основы посредничества на рынке ценных бумаг 5
1.1. Сущность посреднической деятельности на рынке ценных бумаг 5
1.2. Аналитический обзор посредничества на рынке ценных бумаг 9
1.3. Основные направления развития посреднической деятельности в
России 13
2. Интегрированные бизнес-группы, финансовые консультанты, брокеры 19
2.1. Снижение рисков финансовых посредников 19
2.2. Становление интегрированных бизнес-групп 22
2.3. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг 25
2.4. Брокерская деятельность 27
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Роль и функции фин.посредников на рынке ценных бумаг.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

При подготовке отчета об итогах выпуска  – его подписание.

При раскрытии эмитентом информации (с момента регистрации проспекта) – мониторинг такого раскрытия, в  том числе направление информации в регистрирующий орган и ее раскрытие  при выявлении нарушений.

При прохождении процедуры листинга на бирже – подписать заявление  эмитента о включении ценных бумаг  в листинг, тем самым подтвердив достоверность информации, содержащейся в представленных документах, за исключением  информации, подтвержденной аудитором.

Естественно, функции финансового  консультанта как профессионального  посредника, который с одной стороны, действует в интересах эмитента и имеет своей целью обеспечить ему наилучшие возможные условия  привлечения внешнего финансирования инструментами рынка ценных бумаг, а с другой является в определенном смысле гарантом «качества» действий эмитента, адресованных потенциальным  инвесторам, существенно шире, чем  предусмотрено нормативными актами. В частности, среди этих функций  присутствуют:

определение целей и разработка концепции эмиссионной политики, определение основных параметров выпусков ценных бумаг (акций или облигаций);

организация привлечения кредитных  ресурсов с последующим рефинансированием  путем выпуска облигаций;

подготовка выпуска ценных бумаг, в том числе разработка необходимых  документов, организация взаимодействия с посредниками и конечными инвесторами, сопровождение на всех этапах размещения и обращения;

мониторинг вторичного рынка ценных бумаг общества и его «рыночной  ниши» (рынки ценных бумаг эмитентов, аналогичных по отраслям, капитализации  и т.п.), прогнозирование показателей  цен и ликвидности ценных бумаг  общества на основе фундаментальных  показателей и рыночной конъюнктуры;

взаимодействие с организаторами торговли и инвестиционными институтами  по вопросам котирования ценных бумаг  общества;

разработка мер по повышению  привлекательности ценных бумаг  общества, в том числе мерами дивидендной  политики;

обеспечение подготовки и предоставления информации для инвесторов, в том  числе с использованием Internet-технологий;

мониторинг раскрытия информации компанией-эмитентом;

разработка документов, определяющих политику компании по отношению к  инвесторам, в том числе потенциальным  инвесторам.

Наиболее эффективно перечисленные  функции могут реализовываться  в рамках долгосрочных отношений  между финансовым консультантом  и эмитентом, направленных на решение  всего комплекса задач по обеспечению  инвестиционной привлекательности  компании-эмитента.

2.4. Брокерская деятельность

Массовое распространение персональных компьютеров, скачкообразное развитие и относительная дешевизна интернет-технологий очень быстро нашли применение на зарубежных биржах. Российский фондовый рынок не отстал от этой тенденции, и уже в 2000 году многие брокеры  стали давать возможность совершать  сделки с ценными бумагами через  всемирную сеть, предлагая своим  клиентам системы интернет-трейдинга. Принцип работы таких систем заключается  в том, что инвестор получает компьютерную программу, которая позволяет следить  за ходом торгов на бирже (или нескольких биржах) в режиме реального времени  и самостоятельно «своими руками»  совершать сделки купли-продажи  акций, облигаций, валют и т. д. Эта  программа — клиентская часть  системы — подключается к торговому  серверу брокера через интернет и обменивается с ним данными. Торговый сервер в свою очередь присоединен  к системе самой биржи через  специальный шлюз. Таким образом, совокупность клиентской части, торгового  сервера брокера и биржевого шлюза и является системой интернет-трейдинга. Брокеры захотели и смогли. Строго говоря, инициатива создания таких систем шла от брокерских компаний и банков. Дело в том, что во второй половине 90-х годов много физических лиц торговали ГКО — рынок государственных облигаций был очень ликвидным, и потребность в оперативном доступе клиентов к бирже была налицо. В августе 1998 года рынок обвалился, но брокеры почувствовали вкус к работе с массами, оценили потенциал доходности от предоставления таких услуг и стали претворять в жизнь идею широкого доступа «физиков» уже на рынок акций.

Первую систему интернет-трейдинга  разработал Гута-банк. Она, мягко говоря, использовала «недокументированные возможности» существующей тогда системы удаленного доступа к торгам на ММВБ. Также, по слухам, такую «пиратскую» систему  имел Альфа-банк, но использовал он ее исключительно во внутренних целях.

Потребность в интернет-трейдинге  уже витала в воздухе и на рынке  появлялись и некоторые другие IT-решения. Например, авторизованный клиент ИК «Баррель»  мог на ее сайте заполнить заявку на покупку или продажу акций, а затем сотрудник брокера  выставлял ее на биржу уже физически. Это, конечно, не было системой интернет-трейдинга  в чистом виде, так как действия клиента фактически заменяли лишь телефонный звонок брокеру с устным поручением совершить сделку.

Предпосылкой к массовому распространению  систем интернет-торговли ценными бумагами стал запуск на ММВБ в 1999 году интернет-шлюза, который открыл новые возможности  широкому кругу инвесторов. Российский фондовый рынок в то время фактически был сконцентрирован на этой площадке. Впоследствии и другие биржи последовали  ее примеру. Сейчас системы интернет-трейдинга  умеют работать со всеми торговыми  площадками, создавшими шлюзы, список которых, впрочем, невелик. Основные биржевые обороты в России делаются на ММВБ и РТС (совместно с ФБ «Санкт-Петербург»), на остальных биржах объемы торгов очень низки. В качестве наглядной  иллюстрации популярности нового способа  торговли можно привести следующие  цифры: в июле 2005 года доля интернет-шлюза  в обороте секции фондового рынка  ММВБ составила 55,5%, при этом через  него прошло 89,6% от общего количества сделок.

Важным фактором для развития явилась  возможность создавать системы  третьими лицами, так как правила  работы биржевого шлюза публичны. Некоторые системы написаны брокерами  самостоятельно («Алор» — Alor-Trade, Альфа-банк — AlfaDirect, «Атон» — AtonLine, «Уником Партнер» — RusBroker, «Церих» — Z-Trade, «Ай-Ти Инвест»  — SmartTrade), а некоторые — фирмами, специализирующимися на разработке программного обеспечения: QUIK, NetInvestor, ИТС-брокер, Transaq, Investor. Полный список систем приведен на сайте ММВБ, но стоит  отметить, что конкуренция среди их производителей пошла на пользу потребителям: системы становятся более надежными, быстрыми и функциональными.

Интерес к российскому фондовому  рынку проявила и зарубежная компания GL Trade, сертифицировавшая на ММВБ и  в РТС свою систему. К слову, в  конце сентября 2005 года она открыла  представительство в Москве. Пока внедрений данной системы в России немного, однако с точки зрения перспектив она может быть интересна брокерам: по данным разработчика, система позволяет  совершать операции на 105 мировых  торговых площадках.

Надежность брокеров. Бизнес брокера достаточно прост. Его суть состоит в том, что компания при выполнении определенных требований получает лицензию, аккредитуется на бирже, приобретает или создает программное обеспечение и начинает привлекать клиентов. Деятельность эта носит чисто посреднический характер, и, казалось бы, рискам неоткуда взяться. Но брокеры тоже люди, поэтому подвержены азарту и страсти к обогащению. Когда они видят движение цен на рынке, то появляется искушение извлечь из этого прибыль. Хрестоматийные истории о банкротстве гласят о том, как брокер торговал на деньги клиентов и проиграл. Это скорее человеческий фактор, который невозможно выявить и предугадать.

Другая возможная ситуация —  проигрыш одного из клиентов. При торговле с кредитным плечом брокер обязан пересчитывать стоимость портфеля клиента и принудительно закрывать  его позиции, если стоимость обеспечения (залога) стремится к нулю. Но здесь  также может вмешаться человеческий фактор: позицию не закрывают в  надежде на то, что ситуация переменится  в лучшую сторону, а она только ухудшается. Таким образом, теряются деньги уже других ни о чем не подозревающих клиентов. Для развязки обычно достаточно толчка — кто-то из клиентов хочет получить свои деньги, а с ним не могут расплатиться.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) уже несколько  лет рейтингует инвестиционные компании и публикует результаты на своем  сайте. Методика, с одной стороны, заключается в оценке финансовых показателей брокера — величины собственных средств, результатов  деятельности (отчета о прибылях и  убытках) и т. д. А другим аспектом оценки являются корпоративные события: изменения собственников компании, доля на рынке, качество клиентской базы. По словам главного специалиста РА НАУФОР Алексея Головцова, вес второй составляющей при оценке рейтинга компании больше. Правда, стоит напомнить, что, когда в 2003 году случился нашумевший крах инвестиционного агентства  «Пролог», его высокий на тот момент рейтинг был отозван лишь задним числом. Так что на одни лишь рейтинги полагаться не стоит. Никогда не лишне  быть осведомленным о состоянии  дел в брокерской компании.

Чем хорош крупный  брокер. Тенденция к монополизации присуща многим секторам экономики, в сфере финансовых услуг это также не редкость. По статистике, около 80% биржевого оборота на рынке акций приходится на 20 компаний. Часть из них «поднялась» как раз на волне развития интернет-трейдинга, и этот вид деятельности для них основной. К таковым относятся «Алор-инвест», «Брокеркредитсервис», «Финам», «Открытие», «КИТ Финанс» (ранее «Вэбинвест»). Для других из числа лидеров по обороту услуга интернет-трейдинга не самая главная — доход компании получают и от организации первичных размещений акций и облигаций, и от сопровождения сделок слияний и поглощений, и от обслуживания иностранных инвесторов на внебиржевом рынке. К этой категории относятся «Тройка Диалог», «Атон», туда же можно отнести банки: Альфа-банк, «Уралсиб», с определенными оговорками Внешторгбанк 24 (ранее Гута-банк). Отдельно стоит отметить, что, по некоторой информации, о выходе на рынок брокерских услуг подумывает и Сбербанк и уже предпринимает определенные усилия в этом направлении. Открытие трейдерского счета у крупного брокера имеет очевидные плюсы.

•Хорошая организация взаимодействия с клиентом — штат сотрудников  у большого брокера достаточный.

•Техническая надежность — эти  брокеры часто имеют более  одной системы интернет-трейдинга  и несколько торговых серверов для  резервирования мощностей.

•Большие брокеры имеют большие  средства в деньгах и акциях, поэтому  могут предоставлять кредитные  плечи и бумаги для открытия коротких позиций практически всегда.

•Большие брокеры аккредитованы  на всех возможных российских биржах и торговых секциях.

•Широкая региональная сеть представительств, которая делает рынок доступнее  и «из глубинки».

Минусы при работе в такой  компании также очевидны: рядовой  клиент не получит эксклюзивных услуг, тогда как маленькие компании готовы сделать многое.

Особенности маленького брокера. Мелкий оператор имеет небольшую клиентскую базу, поэтому знает всех по имени, когда у кого день рождения, у сотрудников и клиентов складываются личные отношения. Это приводит к тому, что любую просьбу клиента постараются выполнить, вплоть до того, что пошлют СМС на мобильный телефон при определенной ситуации на рынке или в оговоренное время. Клиента проконсультируют по щекотливым вопросам, связанным с налогообложением, а техническую поддержку могут оказать даже на дому. Кроме того, если новичок будет обращаться с вопросами к трейдерам компании, ему также постараются помочь. В общем, маленький брокер дорожит каждым клиентом.

Из явных минусов стоит отметить возможные проблемы с ликвидностью. Деятельность брокера в некоторой  степени напоминает работу банка: деньги одних клиентов он дает в долг другим, то же самое касается и кредитования акциями. Брокер выступает как посредник, причем его доход от таких операций, как правило, выше получаемой комиссии. Если клиентов много, то и возможности для кредитования у компании соответственно высокие — много клиентских денег и бумаг. А вот если клиентов и собственных средств мало, то в процессе торгов могут возникать кризисы с ликвидностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные тенденции в развитии посредничества на российском рынке  ценных бумаг позволяют выявить  основные задачи, которые должна ставить  перед собой посредническая фирма, и пути их решения с целью оптимизации  деятельности компании, более эффективного выполнения ею экономических функций  и поиска новых перспективных  направлений деятельности для удовлетворения потребностей клиентов.

Несомненно, что брокерско-дилерские  компании, как разновидность профессиональных участников, останутся на рынке, но главным приоритетом для них  сейчас является проблема выживания  и сохранения клиентов. Исходя из этого, представляется возможным наметить несколько основных направлений  и рекомендаций в деятельности посредников, которые могут способствовать не только сохранению бизнеса, но также  и эффективному функционированию и  дальнейшему развитию посреднических компаний адекватно текущей ситуации.

Прежде всего, это расширение спектра  предлагаемых услуг и перечня  возможных инструментов для работы на рынке ценных бумаг. Помимо проведения платежно-расчетных операций инвестиционные компании могут предлагать такие  услуги, как инвестиционно-банковский бизнес, предпродажная "переупаковка", прямые вложения в производство российских предприятий. Помимо посреднических и  исследовательских функций, инвестиционные компании могут предоставлять услуги по управлению средствами от имени  клиента.

Следующим приоритетным направлением в деятельности посреднических фирм должно стать сохранение доверия  клиентов. Для этого важнейшими принципами в организации брокерского обслуживания клиентов должны быть строгая конфиденциальность информации и создание оптимальных  условий работы для того, чтобы  отсутствовали возможные столкновения интересов, что может повысить степень  доверия клиентов к данной фирме, т.к. потеря доверия клиентов равноценна потере бизнеса. Добиться соблюдения каждого  из принципов можно за счет создания структуры независимой работы трейдеров, брокеров и менеджеров счета и  максимально четкой работы и взаимосвязи  бэк-офиса и фронт-офиса.

Информация о работе Роль и функции финанасовых посредников на рынке ценных бумаг