Роль и функции финанасовых посредников на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. исследования обусловлена необходимостью определения функций и роли функционирования посреднической деятельности на российском рынке ценных бумаг.

Оглавление

Введение 3
1. Основы посредничества на рынке ценных бумаг 5
1.1. Сущность посреднической деятельности на рынке ценных бумаг 5
1.2. Аналитический обзор посредничества на рынке ценных бумаг 9
1.3. Основные направления развития посреднической деятельности в
России 13
2. Интегрированные бизнес-группы, финансовые консультанты, брокеры 19
2.1. Снижение рисков финансовых посредников 19
2.2. Становление интегрированных бизнес-групп 22
2.3. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг 25
2.4. Брокерская деятельность 27
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Роль и функции фин.посредников на рынке ценных бумаг.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

Для развития посредничества необходима все большая информационная открытость посреднических фирм, касающаяся как  собственного финансового состояния, так и финансового состояния  эмитентов, чьи ценные бумаги предлагаются клиентам, ведь неотъемлемым условием успеха акций как крупного, так  и малоизвестного эмитента на рынке  ценных бумаг является политика фирмы  в отношении раскрытия информации.

Следующая тенденция - повышение как  профессиональных, так и этических  требований к руководителям и  персоналу посреднических фирм. В  сфере посреднической деятельности будет характерна такая тенденция  как переориентация с классических спекулятивных операций на инвестиционно-банковский бизнес.

2. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ БИЗНЕС-ГРУППЫ, ФИНАНСОВЫЕ КОНСУЛЬТЫ, БРОКЕРЫ

2.1. Снижение рисков финансовых  посредников

Одним из условий создания эффективного фондового рынка, обеспечивающего  трансформацию сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив капитала, является наличие финансового посредника. Роль такого посредника выполняют операторы  рынка ценных бумаг. Обеспечивая  права и интересы инвесторов на рынке  ценных бумаг, операторы рынка (брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами) должны надежно выполнять функции  финансового посредника. Надежное выполнение оператором рынка указанных функций  зависит прежде всего от того, насколько  эффективно оператор рынка способен управлять рисками, связанными с  его деятельностью.

Однако, можно констатировать, что  для большинства операторов рынка  управление рисками в настоящее  время носит бессистемный, фрагментарный  характер. Низка эффективность внутренних процедур управления рисками, предназначенных  для контроля и управления рыночным риском, кредитным риском, операционным риском и др. Регулятором рынка  не установлены единые требования к  указанным процедурам.

Практически не используются такие  механизмы управления рисками, как  страхование профессиональной деятельности операторов рынка, участие в гарантийных (компенсационных) фондах. У операторов рынка отсутствуют реальные стимулы  внедрения в практику своей деятельности страхования рисков и создания гарантийных (компенсационных) фондов.

Принятые в последние два  года Федеральной комиссией постановления, устанавливающие требования о разделение счетов брокеров и их клиентов, требования к осуществлению маржинальных сделок, новые стандарты внутреннего  учета и другие в целом способствовали снижению рисков в деятельности операторов рынка, но не решили всех проблем. Для  повышения надежности финансовых посредников  на рынке ценных бумаг ФКЦБ России рекомендует:

1. Основные усилия по снижению  рисков операторов рынка, как  финансовых посредников на рынке  ценных бумаг, сосредоточить в  направлениях создания эффективных  внутренних процедур управления  рисками операторов рынка, широкого  внедрения в практику управления  рисками механизмов страхования  рисков профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, а  также создания профессиональными  участниками в гарантийных (компенсационных)  фондов.

2. Необходимо разработать и принять  отдельный нормативный акт, устанавливающий  требования к внутренним процедурам  управления рисками операторов  рынка. В этом нормативном акте  должны найти отражение требования  к перечню внутренних документов  оператора рынка, регламентирующих  порядок управления рисками, требования  к квалификации риск-менеджеров (к уровню образования, к квалификации  на рынке ценных бумаг), требования  к использованию количественных  показателей и математических  моделей для управления рисками,  требования к раскрытию информации  о рисках и о системе управления  рисками, а также к порядку  контроля за соблюдением работниками  оператора рынка установленных  внутренних процедур.

3. Необходимо внедрить финансовые  методы управления рисками, направленные  на определение требований к  размеру финансовых ресурсов  оператора рынка и контролируемых  показателей, отражающих уровни  рисков. В качестве базового показателя  для определения размера финансовых  ресурсов может быть использован  показатель потенциальных потерь  портфеля.

4. Представляется целесообразным  шире использовать математические  модели для прогнозирования потенциальных  потерь оператора рынка и управления  рыночным риском. Необходимо проработать  требования к указанным моделям,  предусмотрев процедуру верификацию модели (оценку адекватности модели). Предусмотреть раскрытие информации оператором рынка об используемых моделях и уровне их адекватности.

5. Особое внимание в развитии  системы управления рисками операторов  рынка следует уделять внедрению  в практику механизмов страхования.  Страхование является дополнительным  методом управления рисками и  ни в коей мере не предполагает  отсутствие системы риск-менеджмента  в компании. Страхованию могут  подлежать операционные риски,  связанные с небрежностью и  упущениями работников оператора  рынка, сбоями в работе программно-технических  комплексов и средств связи,  а также с противоправными  действиями персонала и третьих  лиц. 

Операторам рынка совместно  со страховыми компаниями необходимо выработать практические рекомендации по использованию страховых инструментов в практике управления рисками профессиональной деятельности, а также рассмотреть  возможность коллективного страхования  операторов рынка, позволяющего снизить  сумму страхового взноса. Наряду с  развитием страхования операторов рынка представляется необходимым  развивать механизмы перестрахования.

В целях стимулирования операторов рынка к использованию механизмов страхования, в качестве варианта предлагается рассмотреть возможность учитывать  величину страхового покрытия при расчете  собственных средств операторов рынка и оценке их соответствия требованиям  к собственным средствам.

6. Следует стимулировать участие  операторов рынка в гарантийных  (компенсационных) фондах, позволяющих  ограничить возможные потери  инвесторов, связанные с проблемами  операторов рынка или их противоправными  действиями. Необходимо внести ряд  изменений в законодательную  базу Российской Федерации в  части механизма создания и  действия гарантийных (компенсационных)  фондов, в том числе предусмотреть  налоговые льготы. Одним из принципов  создания системы компенсационных  фондов может стать объединение  операторов рынка, осуществляющих  однородные виды деятельности  и имеющих однородные риски.  Источниками формирования гарантийных  (компенсационных) могут быть  добровольные взносы в фонд  операторов фондового рынка, других  организаций; суммы штрафов, взыскиваемых  с операторов рынка – членов  саморегулируемой организации в  порядке, установленном ее регламентом  (для фондов, создаваемых при саморегулируемых  организациях рынка ценных бумаг)  и др.

2.2. Становление интегрированных  бизнес-групп

С самого начала рыночных преобразований в Российской Федерации условия, складывающиеся в экономике, подталкивали компании к объединению в бизнес-группы. Чрезвычайно высокий уровень  трансакционных издержек, тотальное  недоверие контрагентам по сделкам на рынке, нестабильность государственного регулирования и другие причины содействовали различным формам объединения предприятий, в рамках которых налаживались производственно-торговые цепочки, проводилась политика по снижению издержек взаимодействия, осуществлялось налоговое планирование и поиск источников инвестиций. У банка было больше шансов выжить, владея или участвуя в управлении предприятиями реального сектора, а у последних – в связке с собственным (подконтрольным) кредитным учреждением, страховой, инвестиционной компанией, негосударственным пенсионным фондом и др.

Модели финансового посредничества, основанной на банковском кредитовании, в наибольшей степени соответствует  такая конструкция бизнес-группы, головным звеном которой является банк (банки). Однако в России ситуация складывается по-иному: в силу слабости и низкого  потенциала банковской системы компании реального сектора контролируют банки чаще, чем банки – компании реального сектора. Можно привести пример «Газпрома»,

который накануне кризиса 1998 г. был  крупным акционером более чем  десяти банков, включая Газпромбанк, «Империал», НРБ, Инкомбанк, Промстройбанк. А интегрированные бизнес-группы, возглавляемые банками, контролировали очень небольшую часть экономики.

Сам кризис 1998 г. еще больше повлиял  на ситуацию: наибольшие потери понесли  именно те интегрированные бизнес-группы, головной структурой которых были коммерческие банки и другие институты финансового  сектора. Кроме того, границы групп  и их влияние (власть «олигархов») оказались  размыты, активизировался процесс  перераспределения участия компаний в группах.

Поэтому если до кризиса еще можно  было делать вывод о том, что организационная  структура российского бизнеса  мало соответствует интересам всемерного развития фондового рынка, то в настоящее  время, после ослабления ряда бизнес-групп  и банков, входящих в них, подобный однозначный вывод был бы уже  не вполне корректным.

Важное значение для системы  финансового посредничества в экономике  любой страны имеет существование  и потенциал институциональных  инвесторов с преимущественно долгосрочным характером вложений, которые могли  бы аккумулировать индивидуальные сбережения и инвестировать их в ценные бумаги, в том числе корпоративные. Речь идет о паевых и акционерных инвестиционных, негосударственных пенсионных фондах, общих фондах банковского управления и прочих коллективных инвесторах в  финансовые активы. В настоящее время  подобные институты в России находятся, по большому счету, лишь в стадии становления.

Например, недостаточно развит такой  институт осуществления коллективных инвестиций на фондовом рынке, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы) – аналог взаимных фондов на Западе. В развитых странах эти институты играют заметную роль в инвестиционном процессе. Когда в России ПИФы только создавались, государство рассчитывало, что с их помощью удастся привлечь на рынок значительную часть из потенциальных инвестиционных ресурсов, сберегаемых «под подушкой» населением. Однако по состоянию на октябрь 2000 г. суммарные активы 32 паевых фондов составляли только 245 млн. долл., а без учета трех фондов, в которые преобразовался бывший чековый фонд «ЛУКОЙЛ» – всего 85 млн. долл.27 Недоработки законодательной базы (до сих пор не принят закон об инвестиционных фондах), ограничения на размещение активов, высокий уровень рисков вложений, отсутствие доверия населения приводят к тому, что свежий приток денег в ПИФы до сих пор был незначителен. Повысить финансовый потенциал паевых инвестиционных фондов, доверие к ним со стороны вкладчиков способна торговля паями ПИФов на вторичном рынке, целесообразность которой была признана ФКЦБ еще в 2000 г.

Со схожими проблемами сталкиваются и другие институты коллективных инвестиций – общие фонды банковского  управления, негосударственные пенсионные фонды и др. В результате узкая  внутренняя инвестиционная база российского  рынка ценных бумаг порождает  высокую степень его неустойчивости.

В то же время если в ближайшем  будущем произойдет существенное увеличение потенциала институтов коллективных инвестиций на рынке ценных бумаг, в частности, как следствие реализации планов правительства по осуществлению  с 2002 г. хотя бы частичного перехода к  накопительному государственному пенсионному  страхованию, на рынке ценных бумаг  появятся дополнительные финансовые ресурсы28, и это, несомненно, может благоприятно сказаться на его развитии.

Таким образом, недостаток активности либо физическое отсутствие инвесторов на российском фондовом рынке выступает  на сегодня фактором, препятствующим развитию отечественного рынка ценных бумаг и выполнению им функций  корпоративного финансирования и контроля. В то же время можно надеяться  на постепенное улучшение ситуации в данной области.

2.3. Финансовый консультант  на рынке ценных бумаг

Закон определяет финансового консультанта следующим образом: Финансовый консультант  на рынке ценных бумаг - юридическое  лицо, имеющее лицензию на осуществление  брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее  эмитенту услуги по подготовке проспекта  ценных бумаг. Нормативными документами  в настоящее время предусмотрено  выполнение финансовым консультантом  нижеследующих действий.

При подготовке проспекта – его  подписание, тем самым финансовый консультант подтверждает достоверность  и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением  части, подтверждаемой аудитором и/или  оценщиком.

В процессе размещения – осуществлять контроль за соблюдением требований федеральных законов и иных нормативных  правовых актов, в том числе требований к рекламе и порядку раскрытия  информации, а также за соблюдением  условий размещения, предусмотренных  решением о выпуске (дополнительном выпуске), при размещении ценных бумаг. В этих целях финансовый консультант  при открытой подписке утверждает ведомость  приема заявок (или каждую заявку) на покупку ценных бумаг, а в случае размещения на торгах, проводимых организатором  торговли, утверждает по итогам каждого  дня, в течение которого проводятся торги, ведомость приема заявок на покупку  ценных бумаг, а по окончании размещения - итоговую ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, которые  составляются организатором торговли.

Информация о работе Роль и функции финанасовых посредников на рынке ценных бумаг