Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Актуальность темы. исследования обусловлена необходимостью определения функций и роли функционирования посреднической деятельности на российском рынке ценных бумаг.
Введение 3
1. Основы посредничества на рынке ценных бумаг 5
1.1. Сущность посреднической деятельности на рынке ценных бумаг 5
1.2. Аналитический обзор посредничества на рынке ценных бумаг 9
1.3. Основные направления развития посреднической деятельности в
России 13
2. Интегрированные бизнес-группы, финансовые консультанты, брокеры 19
2.1. Снижение рисков финансовых посредников 19
2.2. Становление интегрированных бизнес-групп 22
2.3. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг 25
2.4. Брокерская деятельность 27
Заключение 33
Список литературы 35
Посредничество на российском рынке
ценных бумаг возродилось в начале
90-х годов в условиях отсутствия
необходимого законодательства. В этот
период было сильно влияние первых
стихийных тенденций рынка
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации посреднической деятельности в России до революции и в 90-х годах, ее экономическая природа была различна. До революции посредники являлись не объектом регулирующего воздействия, а скорее органами регулирования фондового рынка, выражением регулирующей роли государства.
Основные параметры
Усиление значимости рынка ценных
бумаг для российской экономики
во второй половине 90-х годов позитивно
повлияло на качество посредничества.
Принятие необходимого законодательства,
более жесткое регулирование
посредничества как извне, так и
изнутри, т\е. как со стороны государства,
так и со стороны саморегулируемых
организаций, способствовало переходу
к качественно иному уровню функционирования
посредников, который в целом
адекватен международным
Исследование развития посреднической
деятельности на современном этапе
выявило зависимость
Американский рынок ценных бумаг имеет наиболее сложный и диверсифицированный состав посреднических структур по сравнению с остальными исследованными рынками (на американском рынке действует более 8200 специализированных посреднических структур по сравнению с 964 посредническими фирмами во Франции и 238 в Германии). Сложная градация посредников и существующая специализация главным образом обусловлены большими объемами и ликвидностью рынка.
Особенностью участия банков в
качестве посредников на американском
фондовом рынке является то, что
коммерческим банкам запрещено осуществлять
операции с ценными бумагами, за
исключением государственных
На американском рынке ценных бумаг саморегулируемые организации осуществляют контроль за соблюдением посредниками профессиональных и этических стандартов деятельности, при этом они даже наделены правом применения административной и уголовной ответственности.
Особенностью организации
Что касается Германии, то основными
отличиями в функционировании посреднических
структур на рынке ценных бумаг являются
наибольший вес банков в общем
объеме посреднических операций и отсутствие
саморегулируемых организаций. Такая
форма существования
Обобщая результаты, полученные в
ходе анализа функционирования посредников
на развитых рынках ценных бумаг и
состояния посредничества на современном
российском фондовом рынке, а также
принимая во внимание исторический опыт
развития посредничества в дореволюционной
России, можно сделать вывод, что
"слепое" копирование систем организации
и регулирования
Например, существующая в США специализация посредников возможна лишь при высоких объемах рынка, а с учетом объемов российского рынка ценных бумаг копирование такой глубокой специализации может только ухудшить ситуацию на рынке и усложнить работу посредников.
С момента возрождения
Практика безоговорочного
Таким образом, можно сделать вывод, что в российских условиях важно найти собственное, особенное решение. Такое, которое, во-первых, поможет активизировать рынок, во-вторых, даст стимул к развитию посреднической деятельности.
1.3. Основные направления
развития посреднической
Основными проблемами на сегодняшний
момент являются совмещение брокерской
и дилерской деятельности и защита
прав участников рынка. Неопределенность
в законодательном плане
Неоспоримой является необходимость разграничения этих деятельностей как с точки зрения специализации посредников, так и с точки зрения контроля за их деятельностью.
Однако в настоящее время
на российском рынке ценных бумаг
большинство компаний просто не могут
позволить себе такого рода разделение
в связи с тем, что объемы рынка
и так невелики. Поэтому большинство
посреднических фирм выполняют функции
как агента, так и принципала,
чтобы иметь возможность
Целесообразным является введение лицензирования операций на фондовом рынке без разделения их на брокерские и дилерские. Это позволит избежать неопределенности статуса инвестиционной компании, вынужденной принимать различные позиции (брокера или дилера) при работе с клиентами, и упростит контроль за действиями инвестиционной компании. Порядок осуществления контроля в случае, если компании будет запрещено проводить операции в своих интересах, сведется к слежению за правильностью оформления и очередностью исполнения клиентских заявок.
При использовании инвестиционной компанией "единой" лицензии на деятельность на фондовом рынке, работа ее становится более логичной и естественной. Клиенты заключают с инвестиционной компанией договор, аналогичный договору комиссии, но с возможностью исполнения сделок как от имени клиента, так и от имени компании, если это необходимо для облегчения проведения клиентских операций.
Оценивая эффективность
При введении единой лицензии возможно снижение требований к величине собственного уставного капитала посреднических структур. Это откроет возможности для выживания мелких посреднических фирм, предотвратит монополизацию рынка посреднических услуг.
Выдача единой лицензии посреднической
фирме по проведению операций на рынке
ценных бумаг выгодна и для
государства. Во-первых, при правильном
подходе это уменьшает
Не менее важная и даже более остро стоящая сегодня проблема - защита прав участников рынка и контроль за использованием брокерско-дилерской компанией клиентских средств.
Целесообразно было бы ввести в практику заключения договора между брокером и клиентом подписание документа о предоставленной брокером инвестору информации. В случае предоставления неполной или искаженной информации у инвестора будет больше возможности для доказательства своей правоты. Но при этом выигрывает и брокер, если инвестором предъявлены необоснованные претензии.
Еще одним решением проблемы может
быть обязательное наличие в штате
брокерско-дилерской компании инвестиционного
консультанта, обеспечивающего клиента
всей необходимой информацией, касающейся
как непосредственно объекта
инвестирования, так и прав клиента.
При этом деятельность инвестиционного
консультанта должна быть полностью
независима от деятельности брокеров
и дилеров для избежания
Положительным моментом можно считать отраженное в законе о защите прав инвесторов решение об организации специального фонда для выплат компенсаций инвесторам, пострадавшим от незаконной деятельности посредников. С другой стороны, достаточно очевидно, что дефицит бюджета вряд ли позволит правительству ассигновать достаточно денежных средств для создания подобного фонда. Поэтому более эффективным было бы решение о формировании такого фонда за счет средств профессиональных участников рынка, заинтересованных в максимальной защищенности своих потенциальных клиентов.
Таким образом, при дальнейшем принятии
нормативных актов и внесении
возможных поправок в закон о
защите прав инвесторов нужно помнить
о том, что принципиальная задача
законов о ценных бумагах и
порядке их обращения состоит
в том, чтобы облегчить процесс
инвестиционного анализа и
Анализ эволюции посредничества в России с момента его становления и до 1918 года, с возрождения в начале 90-х годов двадцатого столетия и по настоящий момент, изученный опыт ведения посреднической деятельности в странах с развитыми рынками ценных бумаг помогли выявить основные тенденции в развитии отечественного посредничества в ближайшей перспективе и сформулировать задачи, решение которых способствовало бы дальнейшему эффективному развитию посреднической деятельности на отечественном рынке ценных бумаг.
Одной из основных тенденций является усиление регулирующей роли государства с целью предотвращения монополизации всех сегментов рынка группой лидирующих участников, диктующих свой уровень цен, сохранения высокого уровня конкуренции между брокерами и повышения контроля за соблюдением стандартов посреднической деятельности брокерско-дилерскими компаниями.
Не менее значимым моментом для развития посредничества является пересмотр деятельности банков на рынке ценных бумаг. Проблема состоит в разделении рисков, свойственных обычным "классическим" банковским операциям (депозитно-ссудным и расчетным), от рисков, возникающих в связи с участием банков на фондовом рынке.
В оптимальном варианте коммерческим банкам должно быть разрешено осуществление только "классических" банковских операций по обслуживанию клиентов и проведению расчетов, так называемая консервативная банковская политика. Но такая мера в кризисной ситуации трудноосуществима, так что на данном этапе, по мнению автора, оптимальным является максимально возможное выделение отделов коммерческих банков в отдельные дочерние структуры с отдельным балансом. В последующем возможно четкое разделение банков на коммерческие и инвестиционные, которые получат право осуществлять операции на рынке ценных бумаг.
С точки зрения институциональных тенденций в этот период, который можно отнести к шоковому перелому, посредничество ждет ряд слияний и поглощений.
Актуальной задачей для
Информация о работе Роль и функции финанасовых посредников на рынке ценных бумаг