Роль финансов предприятий в формировании государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование финансов предприятий, принципов их формирования и функционирования, определения их места в финансовой системе государства.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать финансы предприятий в финансовой системе страны;
2. Определить место финансов предприятия в общей системе финансов государства;
3. Обозначить методы регулирования финансовой деятельности предприятия со стороны государства;
4. Разобрать финансовые отношения предприятий между собой.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика финансов предприятий в составе финансовой системы государства 4
2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 11
2.1. Финансы предприятий как источник формирования государственных денежных фондов 15
2.2. Принципы финансовых взаимоотношений предприятий и государства 18
2.3. Методика определения размера налогов, уплачиваемых предприятием государству 24
3. Расчет налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет 29
Заключение 36
Список используемых источников 37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Seryogi - Финансы.rtf

— 445.40 Кб (Скачать)

Каждое предприятие помимо установленных и обозначенных выше налогов включают в себя и выплаты во внебюджетные фонды. Они начисляются по итогам каждого месяца, исходя из фонда оплаты труда и перечисляются не позже 15 числа следующего месяца. Взносы в Пенсионный Фонд составляют 26% от Фонда оплаты труда; в Фонд Социального страхования - 2,9%; в Федеральный Фонд медицинского страхования - 3,1%; в Территориальный Фонд медицинского страхования - 2%, взносы в Фонд Социального страхования от несчастных случаев - от 0,2% в зависимости от вида деятельности предприятия. Кроме этого, в налоги  входит НДФЛ. Этот налог также рассчитывается от того же Фонда оплаты труда. Он должен уплачиваться в бюджет в день получения наличных в банке для выплаты зарплаты. Его основная ставка - 13%. Законодательством определены виды доходов, для которых применяются другие ставки по НДФЛ[18]. В общем по всем выше перечисленным взносам организация за каждого официально работающего сотрудника должна перечислить в налоговую и в различные Фонды ещё 47,2 %.

Но в нашем законодательстве для облегчении налоговой нагрузки на небольшие и средние предприятия предусмотрена форма упрощенной системы налогообложения. Налоги  для «упрощенцев» включают в себя все взносы во внебюджетные фонды, уплачиваемые при основной системе налогообложения, а также НДФЛ. Единый налог начисляется нарастающим итогом в течение года и уплачивается до 25 числа месяца, который идет за окончившимся отчетным периодом - кварталом, полугодием, 9 месяцами. Окончательный расчет за прошедший налоговый период должен перечисляться до 31 марта следующего за ним года. Ставка единого налога при УСН составляет 6%, если налоговой базой является валовый доход; 15% - если налоговая база исчисляется как разница доходов и расходов. Налоги ООО 2011 для организаций на УСН могут включать в себя НДС по желанию руководства. При этом нужно знать, что перечислению в бюджет подлежит вся сумма этого налога, которая была выделена в исходящих счетах-фактурах. Предприятия данного налогового режима не имеют права на вычеты по НДС.

Также предусмотрен единый налог на вмененный доход (ЕНВД, «вмененка») - это система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Регулирует налог глава 26.3 НК РФ.

При данном налоговом режиме предприятие обязано удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, а также все взносы во внебюджетные государственные фонды по сотрудникам фирмы в том же порядке, что и при основной системе налогообложения. Налоговым периодом для ЕНВД является квартал. Этот налог уплачивается до 25 числа месяца, который следует за истекшим кварталом. Его ставка - 15%.

Предприятия, имеющие на балансе транспортные средства, являются плательщиками транспортного налога. Авансы перечисляются до 1 числа второго месяца, который следует за отчетным периодом. Их сумма равна четверти произведения налоговой базы и ставки. Окончательный расчет должен быть произведен не позже 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Ставка налога зависит от характеристик применяемых транспортных средств. Предприятия, имеющие на балансе земельные участки обязаны уплачивать земельный налог. Его перечисления производятся аналогично транспортному налогу. Ставки этого налога зависят от местонахождения участка. Также, исходя из особенностей деятельности, организация может являться плательщиком водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога, акцизов.

 Совокупная налоговая нагрузка предприятия - это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений. 

ННорн = НП / (В + ВД)* 100%,  где - 

ННорн - налоговая нагрузка на Предприятие при применении общего режима налогообложения;

НП - общая сумма всех начисленных налогов;

В - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

ВД - внереализационные доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. РАСЧЁТ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

 

Рассмотрим этот процесс на примере одного небольшого предприятия.

Предприятие ООО «Строй Комплект» представляет собой общество с ограниченной ответственностью.

Основной вид деятельности: производство строительных материалов.

Численность работающих на предприятии ООО «Строй Комплект» на 01.02.2012 года составляет 150 человек. Производственная база - 500 кв. м. Производственные мощности включают в себя: столярный цех, бетономешалка промышленная, автокран, кузнечный цех.

Фактические результаты деятельности ООО «Строй Комплект» в первом квартале 2012 г. отражены в табл.1. Все цифры получены путем расчетов, показанных в этой таблице.

Сначала рассчитаем все налоги без учёта льгот.

Итак, первый этап, расчет налогооблагаемой прибыли, выполнен, и вторым этапом определения налога на прибыль является нахождение  суммы прибыли, облагаемой по основной ставке. Она определяется путем описанным выше и в нашем случае составляет 467569,2. Теперь непосредственно расчет суммы налога. Она рассчитывается по следующей формуле:

 

          

 

где Нос - сумма налога на прибыль, исчисленного по основной ставке,

      Пос - налогооблагаемая прибыль для расчета налога по основной ставке.

 

 

 

 

Таблица 1

Результаты деятельности ООО «Строй Комплект» в первом квартале 2012 года.

Показатели хозяйственной деятельности предприятия

Сумма, руб.

Выручка

1563380

В том числе:

 
  • Вознаграждение от посреднической деятельности

21150

  • Прибыль от пункта аренды оборудования

28000

  • Дивиденды по акциям

80320

НДС

260615,5

Затраты, всего

821690

В том числе:

 
  • Фонд Оплаты Труда

171971,8

  • Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения, всего:
 
  • Пенсионный фонд

48152,1

  • Фонд социального страхования

9286,5

  • Фонд медицинского страхования

6191

  • Фонд соц. страхования от несчастных случаев

2579,6

  • Земельный налог

55694,9

Прибыль от реализации

481075

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

457949,2

Внереализационные доходы

138770

Прибыль отчетного периода

596719,2


 

Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов (2 процента зачисляется в федеральный бюджет, и 18 процентов -- в региональный). Таким образом, сумма налога на прибыль, рассчитанная по основной ставке на ООО «Строй Комплект» составила:

 

467569,2 * 0,20 = 93513,84

 

Третий этап - определение налога на прибыль от прочих видов деятельности. В данном случае расчет выглядит так:

                     

 

где Ндс - сумма налога на прибыль, рассчитанного по дифференцированным ставкам,

      Пj - прибыль от j-ого вида деятельности,

      Сj - ставка налога на прибыль по j-ому виду деятельности.

Исходя из этой формулы сумма налога на прибыль от прочих видов деятельности равна:

 

 

Так как учет деятельности, связанной с арендой, ведется отдельно и заполняется в специально предназначенной для этого форме, рассчитаем отдельно сумму налога на прибыль от аренды. Прибыль от этого вида деятельности составила 28165 руб. Налог на прибыль составит:

 

 

И, наконец, пятый этап - общая сумма налога на прибыль:

 

93513,84 + 20085 + 19715,5 = 133314,34

 

 

Теперь можно переходить непосредственно к расчету налоговой нагрузки на  ООО «Строй Комплект». Для расчета налоговой нагрузки по всем налогам используем формулу (2). Сумма всех налогов при ставке налога на прибыль 20% равна 515734,1. Налоговая нагрузка на предприятие соответственно при ставке 20% составит:

 

515734,1  * 100 = 32,9%

1563380

 

Определим  долю налога на прибыль в общей сумме налоговых платежей и налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Общая сумма налогов, уплачиваемых предприятием, и сумма налога на прибыль известны, значит можно рассчитать долю налога на прибыль. В первом случае она будет равна:

 

203499,7   * 100 = 39, 4%

515734,1

 

 Для расчета налоговой нагрузки отдельно по налогу на прибыль, при налоговой ставке 20% налоговая нагрузка по налогу на прибыль равна:

 

,

 

Расчет налоговых нагрузок в этой части работы был произведен без учета множества льгот по налогу на прибыль. Но фактически ни одно предприятие не функционирует в таких условиях. В следующем пункте будет показано, как изменяются суммы налогов и налоговые нагрузки при действии льгот по налогу на прибыль.

А теперь давайте рассмотрим  этот же процесс, только уже с учётом льгот.

При расчете налоговой нагрузки на ООО «Строй Комплект» с учетом льгот для примера рассмотрим применение только федеральных льгот. Исследуемое в работе предприятие в отчетном периоде израсходовало на благотворительные цели, а точнее на ремонт городской больницы 47 800 рублей. Эти средства, так как они перечислены учреждению здравоохранения, освобождаются от налога на прибыль на уровне 3%.

Также предприятием осуществлены капитальные вложения в собственное развитие в размере 298 000руб, то есть величина облагаемой налогом прибыли уменьшится на эту сумму.

Для расчета налога на прибыль с учетом льгот произведем уменьшение налогооблагаемой базы по основной ставке, которая первоначально равна 467 569,2.

Сумма, которая будет вычитаться из облагаемой налогом прибыли, как поощрение благотворительности, равна:

 

 

Таким образом, налогооблагаемая база для расчета налога по основной ставке с учетом льгот это:

 

 

Как было отмечено в начале, предприятие осуществляет свою деятельность третий год. Из выше изложенных данных видно, что 90% выручки предприятие получает от основной деятельности. Следовательно, ООО «Строй Комплект» уплачивает налог в размере 25% от установленной ставки налога на прибыль. При ставке 20% предприятие платит налог на прибыль в размере 4,8%. В первом случае налог на прибыль составит:

 

155542,2 * 0,048 = 7466

 

 

Дальнейшие расчеты производятся аналогично расчетам без учета льгот. Результаты вычислений представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная таблица показателей налоговой нагрузки

Показатели

Без учета льгот                  С льготами

Ставка 20%

Ставка 4,8%

Сумма налога на прибыль

203 499,7

53 566

Общая сумма налогов

515 734,1

436 085,6

Доля налога на прибыль в общей сумме налогов

32,9%

12,3%

Налоговая нагрузка по всем налогам

39,4%

27,9%

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

34,1%

18,8%


 

Из приведенных в таблице данных видно, что применение льгот значительно снижают налоговую нагрузку как отдельно по налогу на прибыль, так и общую налоговую нагрузку. Это связано с тем, налог на прибыль составляет существенную часть всех налоговых выплат. Кроме того снижение налоговой ставки с 30% до 20% также благоприятно отразится на предприятии. Возможно, это был один из шагов декларируемого государством постепенного снижения налоговой нагрузки. Результаты расчетов дают повод еще раз задуматься о целесообразности исключения льгот.

На вопрос, какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она больше 50%, то есть в описанном выше примере предприятие несет еще довольно сносное бремя.

Чрезмерная же налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений. В ситуации, когда сумма налоговых выплат очень высока, предприятия предпочитают отсрочить свое возможное банкротство из-за неплатежей в бюджет против вполне реальной перспективы немедленного прекращения деятельности при переключении скудеющих денежных потоков на расчеты с бюджетом.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: руководителям предприятий необходимо досконально знать налоговую систему и в частности ее раздел касающийся льгот для максимального снижения суммы налогов, а значит и налоговой нагрузки. В свою очередь государству, ради своей же выгоды, следует принять все возможные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Информация о работе Роль финансов предприятий в формировании государственных финансов