Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование финансов предприятий, принципов их формирования и функционирования, определения их места в финансовой системе государства.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать финансы предприятий в финансовой системе страны;
2. Определить место финансов предприятия в общей системе финансов государства;
3. Обозначить методы регулирования финансовой деятельности предприятия со стороны государства;
4. Разобрать финансовые отношения предприятий между собой.
Введение 3
1. Характеристика финансов предприятий в составе финансовой системы государства 4
2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 11
2.1. Финансы предприятий как источник формирования государственных денежных фондов 15
2.2. Принципы финансовых взаимоотношений предприятий и государства 18
2.3. Методика определения размера налогов, уплачиваемых предприятием государству 24
3. Расчет налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет 29
Заключение 36
Список используемых источников 37
5. заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
6. обеспечивать конкурентоспособность предприятия;
7. проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
В современных условиях перед предприятиями стоят иные цели и задачи, а получение прибыли находится не на первом месте. Руководители предприятий в большей степени озабочены проблемами реализации продукции, возможностью выплаты заработной платы работникам.
В рыночной экономике на эффективность работы предприятия и организацию его финансовых отношений влияют разнообразные факторы, которые можно объединить в следующие группы:
- позитивные факторы - положительно, благотворно влияющие на деятельность предприятия;
- негативные факторы - отрицательно влияющие на его деятельность;
- внутренние - зависящие от деятельности самого предприятия;
- внешние - не зависящие от него.
К внутренним относят факторы связанные:
- с личностью руководителя;
- с ускорением НТП;
- совершенствованием организации производства, труда и управления (менеджментом) предприятием;
- с организационно-правовой формой хозяйствования;
- со спецификой производства и отрасли;
- с качеством и конкурентоспособностью продукции;
- с амортизационной и инвестиционной политикой и т.п.
К внешним относят факторы, связанные с изменениями:
- конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;
- политической обстановки;
- инфляционных процессов и экономической политики государства и т.п.
2. МЕСТО ФИНАНСОВ ПРЕДПРЕЯТИЙ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВА
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами, возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования[6].
Финансы предприятий осуществляют процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на трех основных уровнях:
- на общегосударственном (национальном);
- на уровне предприятия;
- на уровне производственных коллективов.
Распределяя и перераспределяя стоимость на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных фондов.
На уровне предприятий - они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.
На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются денежные фонды - оплаты труда, материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий[7].
Важную роль играют финансы в обеспечении сбалансированности в народном хозяйстве между материальными и денежными фондами, предназначенными для целей потребления и накопления. От степени обеспеченности такой сбалансированности во многом зависят стабильность рубля, денежное обращение, состояние платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве.
Непосредственная связь финансов предприятий со всеми фазами воспроизводственного процесса обуславливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Они служат важным инструментом экономического стимулирования и контроля над экономикой страны и управления ею.
В финансовой системе выделяют следующие подсистемы - централизованных и децентрализованных финансов.
Централизованные финансы - экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов.
Финансы предприятий - это исходное звено финансовой системы государства. Основу сферы финансов предприятий составляют финансы отдельных хозяйствующих субъектов - юридических лиц. Главная цель финансов предприятий - формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития в предстоящем периоде. Приоритет финансов предприятий в общей системе финансов определяется наибольшим объемом генерируемых финансовых ресурсов за счет собственных внутренних источников, а также обеспечением преимущественной доли формирования доходной части государственных бюджетов (внебюджетных фондов) разных уровней[8].
Важная роль финансов предприятий проявляется в следующем:
1) финансовые ресурсы, концентрируемые государством в значительной степени формируются за счет финансов предприятий;
2) финансы предприятий способствуют непрерывности производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;
3) финансовые ресурсы предприятий направляются и на потребление, таким образом, с помощью финансов предприятий опосредованно реализуются социальные задачи развития общества;
4) осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;
5) происходит изменение отраслевых пропорций в рыночной экономике, ускоренное развитие отдельных отраслей экономики, создание новых производств и современных технологий;
6) финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств (граждан) путем инвестирования их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые предприятиями.
Все три подсистемы финансов страны тесно взаимосвязаны.
Действующее законодательство предполагает разделение предприятий (организаций) - юридических лиц на коммерческие и некоммерческие[9].
Коммерческие предприятия преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Финансирование некоммерческих организаций осуществляется собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям[10].
2.1. Финансы предприятий как источник формирования государственных денежных фондов
Финансы предприятий являются важнейшей составной частью финансовой системы РФ. Их функционирование обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Финансам предприятий присущи те же черты, что и категории финансов в целом.
Практически все доходные статьи бюджета складываются из получения денежных средств от предприятий (частных и государственных) через единую систему налогообложения. Есть небольшая часть федерального и региональных бюджетов, которая связана с поступлениями от физических лиц, путём тех же налогов, но в силу их незначительности и опосредованности - главным источником формирования бюджета и различных фондов являются именно финансы предприятий[11].
Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Одним из основных и эффективных источников формирования государственных денежных фондов является налогообложение.
Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.
Главное, чтобы налогообложение выполняло несколько условий:
Во-первых, возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим предприятия ресурсов финансирования расширения и технического перевооружения производства.
Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть минимальным, а порядок их исчисления и взимания - простым и понятным каждому плательщику.
В-третьих, необходимы стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.
В-четвертых, система налогообложения должна быть гибкой, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех отраслей, в продукции которых заинтересовано общество[12].
Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти). Объектами налогообложения на предприятии выступают: прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности, в т.ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами. Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения, к ним, в частности, относятся предприятия агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций - финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть средств республиканского бюджета направляется предприятиям через специальные фонды - фонд поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и электрификации[13].
Параллельно с бюджетом функционирует система государственных внебюджетных фондов социального и производственного назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины. Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий.
К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в себестоимость продукции.
Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.
Можно с уверенностью сказать, что вся система денежных и социальных фондов и даже больше того - вся экономическая система складывается именно из финансов всего многообразия существующих предприятий.
2.2. Принципы финансовых взаимоотношений предприятий и государства
Финансовые отношения коммерческих предприятий и государства строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.
2. Принцип самофинансирования - означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.
3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.
Информация о работе Роль финансов предприятий в формировании государственных финансов