Роль финансов предприятий в формировании государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование финансов предприятий, принципов их формирования и функционирования, определения их места в финансовой системе государства.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать финансы предприятий в финансовой системе страны;
2. Определить место финансов предприятия в общей системе финансов государства;
3. Обозначить методы регулирования финансовой деятельности предприятия со стороны государства;
4. Разобрать финансовые отношения предприятий между собой.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика финансов предприятий в составе финансовой системы государства 4
2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 11
2.1. Финансы предприятий как источник формирования государственных денежных фондов 15
2.2. Принципы финансовых взаимоотношений предприятий и государства 18
2.3. Методика определения размера налогов, уплачиваемых предприятием государству 24
3. Расчет налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет 29
Заключение 36
Список используемых источников 37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Seryogi - Финансы.rtf

— 445.40 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра  ЭТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по курсу                                       ФИНАНСЫ И КРЕДИТ 

на тему  РОЛЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ВЭД - 09

 

                                                                  Рожков Сергей 

 

Руководитель:

               Федорова О.Б.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

1. Характеристика финансов предприятий в составе финансовой системы государства            4

2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства   11

2.1. Финансы предприятий как источник формирования государственных денежных фондов          15

2.2. Принципы финансовых взаимоотношений предприятий и государства  18

2.3. Методика определения размера налогов, уплачиваемых предприятием государству          24

3. Расчет налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет 29

Заключение         36

Список используемых источников         37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что финансы предприятий, как часть общей системы финансовых отношений  государства, являются её базисом,  её «непоколебимым кирпичиком», который поддерживает функциональность всей экономики страны и являются гарантом развития благополучия её народа. Какую главную мысль стоит понять и уясниь, - это то, что от эффективности работы предприятия, его финансовой устойчивости и экономической активности зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства[1].

Целью данной курсовой работы является исследование финансов предприятий, принципов их формирования и функционирования, определения их места в финансовой системе государства.

Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать финансы предприятий в финансовой системе страны;

2. Определить место финансов предприятия в общей системе финансов государства;

3. Обозначить методы регулирования финансовой деятельности предприятия со стороны государства;

4. Разобрать финансовые отношения предприятий между собой.

Объектом исследования является финансы предприятия, предметом же выступает процесс их формирования и функционирования в финансовой системе государства.

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОСТАВЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений[2].

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Что же это за элементы?

Как уже упоминалось раннее, отдельными элементами финансовой системы страны являются финансы предприятий, которые являются «кирпичиками» в существующей финансовой пирамиде. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна.  

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства, тесно взаимодействующее с другими ее институтами: бюджетной системой, внебюджетными фондами, кредитом и др.

Юридическое значение имеет баланс финансовых ресурсов (т. е. соотношение всех доходов и расходов)  предприятий, поскольку он входит неотъемлемой частью в баланс финансовых ресурсов государства и является основой для составления проекта соответствующего бюджета (ст. 175 БК РФ).

Особенность этого звена финансовой системы заключается в сфере охватываемых отношений и выполняемых функциях. Финансы предприятий являются первичным, исходным элементом финансовой системы, поскольку функционируют в сфере материального производства и органически сочетают в себе все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление. Данная категория является не только фундаментальной, но и системообразующей, поскольку охватывает важнейшую часть финансовых отношений и создает основные источники финансовых ресурсов страны: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Характерной особенностью финансов предприятий, отличающей их от остальных звеньев финансовой системы, является сфера деятельности. Государственные (муниципальные) централизованные финансы проявляются в основном в процессе формирования, использования или распределения публичных денежных фондов общего назначения (бюджеты, внебюджетные фонды и т. д.), т. е. централизованные финансы осуществляют свои функции на стадии вторичного распределения или перераспределения национального дохода. Финансы предприятий проявляют себя гораздо раньше -- на стадии первичного образования национального дохода, но продолжают действовать и во вторичных распределительных и перераспределительных процессах.

О децентрализованном характере свидетельствует и тот факт, что согласно ст. 214 ГК РФ финансовые ресурсы предприятий исключаются из состава государственной казны.

От состояния финансовой деятельности  предприятий зависит степень удовлетворения тех публичных потребностей общества, которые гарантированы государством.

Нужно иметь также в виду, что финансы  предприятий имеют важное значение для формирования системы неналоговых доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов. Кроме этого, финансы некоторых предприятий могут использоваться их собственником в качестве временно свободных финансовых ресурсов.

По своей сущности финансы предприятий - это экономическая категория, связанная с производством, отражающая закономерности развития экономики и входящая в состав экономического базиса. Однако публичный интерес относительно финансов предприятий обусловливает необходимость государственного установления правил поведения в этой сфере общественных отношений. Поэтому финансы предприятий являются объектом правового регулирования и представляют собой денежное выражение движения материальных и имущественных ресурсов в процессе воспроизводственного кругооборота[3].

Финансы предприятий -- это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и направленных на формирование основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия в целях реализации функций и задач государства (муниципального образования).

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, опосредуются в денежной форме. Однако не все отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий, являются финансовыми. Так, не относятся к финансовым денежные отношения по оплате кредиторской задолженности, по выплате заработной платы и т. д.

Сущность финансов выражается в их функциях. Включение финансов предприятий в финансовую систему государства наделяет их распределительной и контрольной функциями. Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономики предприятия, отрасли и всего народного хозяйства с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Контрольная функция финансов предприятий способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.

Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям:

- контроль над правильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;

- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.

Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса[4].

Функции государственных и муниципальных финансов реализуются через определенные финансово-правовые категории: финансовые ресурсы; финансовый план; основные фонды и оборотные средства; прибыль; внутриведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль и др.

Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

Предприятие, как юридическое лицо, должно отвечать следующим признакам:

§ иметь обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

§ отвечать имуществом по своим обязательствам;

§ приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

§ нести обязанности;

§ быть истцом и ответчиком в суде;

§ иметь самостоятельный баланс, смету и счета в банках.

С макроэкономических позиций деятельность предприятий является основой для:

§ увеличения национального дохода, ВВП, ВНП;

§ возможности существования всего государства и выполнения им своих функций;

§ простого и расширенного воспроизводства;

§ развития национальной науки и ускорения НТП;

§ повышения материального благосостояния всех слоев населения; решения социальных проблем.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости[5].

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1. выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

2. рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3. разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с имеющимися обстоятельствами;

4. внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

Информация о работе Роль финансов предприятий в формировании государственных финансов