Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование финансов предприятий, принципов их формирования и функционирования, определения их места в финансовой системе государства.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать финансы предприятий в финансовой системе страны;
2. Определить место финансов предприятия в общей системе финансов государства;
3. Обозначить методы регулирования финансовой деятельности предприятия со стороны государства;
4. Разобрать финансовые отношения предприятий между собой.
Введение 3
1. Характеристика финансов предприятий в составе финансовой системы государства 4
2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства 11
2.1. Финансы предприятий как источник формирования государственных денежных фондов 15
2.2. Принципы финансовых взаимоотношений предприятий и государства 18
2.3. Методика определения размера налогов, уплачиваемых предприятием государству 24
3. Расчет налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет 29
Заключение 36
Список используемых источников 37
4. Принцип материальной ответственности - означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и работников. В основном используются пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, налогового законодательства и т.д.
5. Принцип обеспечения финансовых резервов - связан с необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов. Его соблюдение ведет к минимизации рисков, связанных с предпринимательской деятельностью[14].
6. Принцип налогообложения доходной части бюджета предприятия государством - означает, что каждое предприятие, независимо от его организационно-правовой формы обязано выплачивать в муниципальный, региональный, и федеральный бюджет часть заработанных денежных средств, для развития укрепления государства. Апологетом и основателем этого принципа был некто иной как Адам Смит.
Если отношения государства с предприятиями ограничиваются принятием правил направления и изменения денежных потоков, и создания условий для развития хозяйственной деятельности в стране, то предприятия между собой имеют более многогранные и разносторонние отношения.
Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.
Основой рыночных отношений являются деньги. Они связывают интересы продавца и покупателя. Покупатель платит деньги продавцу, рассчитывая затем продать результаты своего труда и получить за это деньги. Часть из них он отдает банку в погашение кредита и бюджетам разных уровней в виде налогов, а остальное использует на собственные нужды. Рыночные отношения - это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды.
Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами, Зависимость здесь прямая; чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др.[15].
Финансы - объективная экономическая категория рыночной экономики. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Опыт последних лет проведения экономических реформ в России подтвердил это положение. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать самостоятельность предприятий и регионов с государственным регулированием экономики и финансов.
Финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы. Это отношения:
- с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- внутри объединений предприятий: с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это - самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.
Финансовые отношения внутри предприятия охватывают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д.; отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. При этом очень важно, чтобы работники подразделений получали именно то, что они зарабатывают.
Финансовые отношения внутри объединений предприятий подразделяются на финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями, отношения внутри финансово-промышленных групп и отношения между предприятиями в условиях холдинга[16].
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.
В условиях приватизации собственности, когда в руках государства остается значительная часть акций приватизированных предприятий, большую роль играет мировой опыт: во многих странах основная доля (до 90%) средств от приватизации поступает в специальные фонды поддержки приватизируемых предприятий.
Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь.
Особенности холдинговых отношений состоят в том, что они строятся на экономической основе, когда головному предприятию принадлежат контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Последнее же позволяет осуществлять стратегическое управление дочерними предприятиями. Следовательно, финансовые отношения внутри холдинга предполагают значительную финансовую самостоятельность его участников в пределах единой стратегии.
Отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.
Налоговая система России несовершенна и не способствует нормальной производственной деятельности. Мировой опыт показывает, что снизить высокие темпы инфляции можно только через поддержку производства и развитие инвестиций. На это должна быть направлена в основном налоговая, а также кредитная и таможенная политика. В частности, во многих странах определенная часть или весь прирост производства налогами не облагается. Это выгодно и предприятию, и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме, а через год они резко увеличиваются.
Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия[17].
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций.
В настоящее время в отношениях предприятий с банками существует ряд проблем. Практика безналичных расчетов примитивна: предоплата, бартер, наличные деньги, большие неплатежи. Кредит очень дорогой, поэтому его удельный вес при формировании оборотных средств предприятий очень низкий (в среднем не более 10%). Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не применяется. Нетрадиционные банковские услуги также не получили развития.
Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.
2.3. Методика определения размера налогов, уплачиваемых предприятием государству
Как уже было сказано выше, любое предприятие независимо от организационно-правовой формы должно платить налоги. Налоги устанавливаются и собираются под пристальным присмотром государства. Они закреплены и кодифицированы в налоговом кодексе РФ.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения
налоговая база
налоговый период
налоговая ставка
порядок исчисления налога
порядок и сроки уплаты налога
Факультативные элементы -- элементы, отсутствие которых не влияет на определённость налога. К факультативным п.2 относит:
налоговые льготы
основания для их использования
По механизму формирования
налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:
подоходный налог и налог на прибыль корпораций
(фирм); на социальное страхование и на
фонд заработной платы и рабочую силу
(так называемые социальные налоги, социальные
взносы); поимущественные налоги, в том
числе налоги на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налог на
перевод прибыли и капиталов за рубеж
и другие. Они взимаются с юридического
лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
По уровням налогообложения: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.
Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество (гл. 30 НК РФ); ресурсные налоги - на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водного (гл. 25.2 НК РФ), включая и земельный налог (гл. 31 НК РФ); налоги на доход или прибыль (гл. 23 и 25 НК РФ); налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции (гл. 23 ст. 214.1 НК РФ), обороты по реализации (гл. 21 НК РФ); и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (напр. акцизы глава 22 НК РФ).
К налогам с оборота по реализации относятся налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Кроме налогов каждая организация обязана выплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования.
Все организации, работающие на общей системе являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Он начисляется нарастающим итогом и уплачивается не позже 20 числа месяца, который идет за прошедшим отчетным периодом - кварталом, полугодием, 9 месяцами.
Налоговый период по НДС - год. По его итогам налог уплачивается до 20 января следующего года включительно. Ставка этого налога в 2012 году - 18%.
Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе РФ и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. Плательщики налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в России. Объектом обложения налогом на прибыль, является прибыль, включающая в себя полученный доход за вычетом сумм произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса РФ.
Налог на прибыль требует уплаты авансов по результатам отчетных периодов, они перечисляются до 28 числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом. Данный налог также начисляется нарастающим итогом в течение года, окончательный расчет по нему должен быть произведен до 28 марта года, идущего за налоговым периодом. Ставка этого налога - 20%.
Налог на имущество начисляется нарастающим итогом, авансовые платежи по нему должны осуществляться до 30 числа месяца, который следует за отчетным периодом - кварталом, полугодием, 9 месяцами. Расчет по итогам года должен производиться до 30 марта года, который следует за налоговым периодом. Законодательством установлена максимальная ставка по этому налогу, она может составлять 2,2%. Конкретные размеры ставок определяются субъектами РФ.
Информация о работе Роль финансов предприятий в формировании государственных финансов