Роль бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования особенного сегодня в условиях мирового финансового кризиса играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства. Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет Российской Федерации – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием Российской Федерации в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….5
Экономическая сущность бюджета государства………………………5
Функции бюджета государства…………………………………………10
Роль бюджета государства в национальной экономике………………14
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010-2015 ГОДЫ……..20
Анализ состава доходов и расходов бюджета Российской Федерации………………………………………………………………...20
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 39

Файлы: 1 файл

роль бюджета государства 500.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

  Расходы государственного бюджета в мировой практике традиционно содержат следующие статьи:

  • затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);
  • затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;
  • расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;
  • административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;
  • платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание долга).

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры — сокращаются.

     Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

       Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание  рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который  служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора.  
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010-2015 ГОДЫ 

2.1 Анализ состава доходов бюджета Российской Федерации 

     Федеральный бюджет на 2010-2012 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2010 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2011 и 2012 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2010 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2011 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2012 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2010 году) и 14,29 млрд. рублей в 2011 году. В 2012 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.[6]

    Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2011 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 2):

      Таблица 2 

      Основные  параметры бюджетной  системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Доходы, всего 13 552,5 14 994,1 17 392,8 18 756,9 20 271,6
%% к ВВП 34,7 33,4 35,0 34,0 32,8
Федеральный бюджет 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 789,2 5 251,1 5 884,7 6 440,3 7 049,3
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 1 656,4 2 409,3 3 416,1 3 740,2 4 114,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 923,6 5 832,0 6 157,7 6 428,6 6 963,0
- в  том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 437,5 4 665,1 4 965,2 5 438,9 6 024,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 120,8 135,9 393,7 446,1 149,0
Расходы, всего 16 330,6 17 575,7 19 217,9 20 441,2 21 762,3
%% к ВВП 41,8 39,1 38,7 37,0 35,2
Федеральный бюджет 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 6 386,7 6 290,3 6 759,8 7 198,2 7 913,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 587,2 5 000,7 5 579,8 6 090,5 6 652,5
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 3 478,6 4 897,5 5 476,1 5 985,8 6 281,5
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 252,9 6 166,3 6 502,6 6 725,4 7 070,8
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 5 986,2 5 885,1 6 192,3 6 407,0 6 652,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 778,1 -2 581,6 -1 825,1 -1 684,3 -1 490,7
%% к ВВП -7,1 -5,7 -3,7 -3,0 -2,4

 

    Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2012 году до 20,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2012 году до 30,6% в 2015 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2012 году до 29,7% в 2015 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2012 году до 32,5% в 2015 году.

    Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,5% - в 2012 году, 37,6% - в 2015 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2012 год до 39,5% в 2015 году.

    Основные  характеристики федерального бюджета  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2.1):

      Таблица 2.1

Основные  характеристики федерального бюджета на 2013-2015 годы

млрд. рублей

    
Показатель Отчет 2012 год * Прогноз
2006 год 2007 год 2010 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год
Доходы, всего  6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые  доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
Доля  в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0
Ненефтегазовые  доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0
Расходы, всего 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
%% к ВВП 15,9 18,1 18,2 24,7 22,7 20,9 19,6 19,0
в том числе условно утверждаемые             271,1 587,5
%% к общему объему  расходов             2,5 5,0
Дефицит/

профицит 

1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2 322,3 -2 428,6 -1 767,3 -1 712,9 -1 765,2
%% к ВВП 7,4 5,4 4,1 -5,9 -5,4 -3,6 -3,1 -2,9
Ненефтегазовый  дефицит - 3,5 - 3,3 - 6,5 - 13,6 - 13,7 - 11,6 - 10,5 - 9,8

    Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2012 году, до 16,5% в 2014 году, с дальнейшим снижением в 2015 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2012 году до 6,9% к ВВП в 2015 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.

    В    номинальном выражении в 2013-2015 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 10,7%, в 2014 году по сравнению с 2013 годом – на 6,0%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 9,3% (таблица 2.2):

    Таблица 2.2

    Динамика  доходов федерального бюджета 

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году
Доходы, всего  
(млрд. рублей)
7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

3 744,3 4 003,0 258,7 4 088,1 85,1 4 295,0 206,9
Ненефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

4 039,5 4 614,8 575,3 5 043,6 428,8 5 688,9 645,3
Темпы прироста доходов к предыдущему году, %     10,7   6,0   9,3
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы     6,9   2,1   5,1
Ненефтегазовые  доходы     14,2   9,3   12,8
Доля  в общем объеме доходов, % 100,0 100,0   100,0   100,0  
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы 48,1 46,5 - 1,6 44,8 - 1,7 43,0 - 1,8
Ненефтегазовые  доходы 51,9 53,5 1,6 55,2 1,7 57,0 1,8

 

    Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

    Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (таблица 2.3).

    Таблица 2.3

Структура доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
отчет % к ВВП закон с учетом изменений % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 7 337,8 18,8 7 783,8 17,3 8 617,8 17,4 9 131,7 16,5 9 983,9 16,1
в том числе:                    
Нефтегазовые  доходы 2 984,0 7,6 3 744,3 8,3 4 003,0 8,1 4 088,1 7,4 4 295,0 6,9
Доля  нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % 40,7 - 48,1 - 46,5 - 44,8 - 43,0 -
НДПИ  969,2 2,5 1 317,1 2,9 1 314,0 2,7 1 392,8 2,5 1 495,2 2,4
Таможенные  пошлины 2 014,8 5,1 2 427,2 5,4 2 689,0 5,4 2 695,3 4,9 2 799,8 4,5
Ненефтегазовые  доходы 4 353,8 11,2 4 039,5 9,0 4 614,8 9,3 5 043,6 9,1 5 688,9 9,2
Доля  ненефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, % 59,3 - 51,9 - 53,5 - 55,2 - 57,0 -
НДС 2 050,0 5,2 2 295,8 5,1 2 750,4 5,5 3 144,6 5,7 3 616,1 5,8
Налог на прибыль организаций 195,4 0,5 217,3 0,5 233,4 0,5 246,1 0,4 274,2 0,4
ЕСН 509,8 1,3 28,1 0,1            
Акцизы 101,5 0,3 134,5 0,3 260,1 0,5 312,2 0,6 423,7 0,7
НДПИ 

(без нефтегазовых  доходов)

12,3 0,0 16,7 0,0 31,0 0,1 35,1 0,1 36,0 0,1
Таможенные  пошлины

(без нефтегазовых  доходов)

494,6 1,3 558,8 1,2 673,7 1,4 718,2 1,3 784,4 1,3

Информация о работе Роль бюджета государства