Роль бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования особенного сегодня в условиях мирового финансового кризиса играют финансы. Резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства. Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет Российской Федерации – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием Российской Федерации в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….5
Экономическая сущность бюджета государства………………………5
Функции бюджета государства…………………………………………10
Роль бюджета государства в национальной экономике………………14
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010-2015 ГОДЫ……..20
Анализ состава доходов и расходов бюджета Российской Федерации………………………………………………………………...20
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 39

Файлы: 1 файл

роль бюджета государства 500.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

 

    Предельный  объем расходов федерального бюджета  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2013-2015 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 2.4):

     Таблица 2.4

Расчет  предельного объема расходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году прогноз прирост к предыдущему году
Доходы, всего 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
%% к ВВП 17,3 17,4   16,5   16,1  
Источники покрытия дефицита 2 428,6 1 767,3 - 661,3 1 712,9 - 54,4 1 765,2 52,3
%% к ВВП 5,4 3,6   3,1   2,9  
Расходы 
(предельный объем)
10 212,4 10 385,1 172,7 10 844,6 459,5 11 749,1 904,5
%% к ВВП 22,7 20,9   19,6   19,0  
в том числе условно  утверждаемые           271,1 587,5
%% к общему объему  расходов           2,5 5,0

 

    Прогнозируемые  объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2012 году до19,0% к ВВП в 2015 году.

    В номинальном выражении в 2013-2015 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1,7%, в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 4,4% и в 2015 по сравнению с 2014 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2015 году (таблица 2.5).

      Таблица 2.5

      Динамика  расходов федерального бюджета

Показатель 2012 год Прогноз
2013 год 2014 год 2015 год
Изменения к предыдущему году,

млрд. рублей

552,3 172,7 459,5 904,5
% (в номинальном  выражении) 5,7 1,7 4,4 8,3
% (в реальном выражении) - 3,9 - 4,5 - 1,5 2,7

 

      Дефицит федерального бюджета в 2013 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2014 и 2015 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 2.6):

      Таблица 2.6

Источники покрытия дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2012 год Прогноз
2013 год 2014 год 2015 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 2 428,6 1 767,3 1 712,9 1 765,2
%% к ВВП 5,4 3,6 3,1 2,9
в том числе:        
за  счет средств Резервного фонда 1 419,3 242,3 0,0 0,0
за  счет Фонда национального благосостояния 2,5 5,0 7,5 10,0
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таб. 3.10) 1 006,8 1 520,0 1 705,4 1 755,2
%% к ВВП 2,2 3,1 3,1 2,8

 

    В связи с использованием большей  части накопленных в Резервном  фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2011 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2012-2015 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2012-2015 годах не планируются.

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2012 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮЖДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Главной целью современной бюджетной политики России как центральной составляющей государственной политики является повышение уровня и качества жизни населения.

     Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге; безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Остановимся на важных составляющих бюджетной политики.

  Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого прежде всего необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющую степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. В 2006 г. удалось добиться снижения инфляции до 9%, а к 2012 г. поставлена задача снизить ее до уровня 5,5%.

   Большое значение для развития бизнеса имеют снижение налоговой нагрузки на экономику, административные барьеры, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

  Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

  Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией — необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести и комплексное решение демографической проблемы.

 Достижение многих из поставленных целей определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать адекватные законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности вносят органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

  Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.

 При формировании проекта федерального бюджета на 2010-2012 гг. и стратегии в долгосрочную перспективу были сформулированы следующие основные задачи бюджетной политики:1

  • превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
  • дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
  • обеспечение исполнения расходных обязательств;
  • проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
  • переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
  • применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходе расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
  • повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
  • решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ;
  • содействие опережающему социально-экономическому развитию отдельных регионов, в частности Дальнего Востока и Забайкалья.

 Меры по реализации этих задач бюджетной политики предусмотрены в первом трехлетнем федеральном бюджете. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» стал исключительной новацией бюджетного процесса в России.2

 Во-первых, он сформирован по новым процедурам и правилам, предусмотренным поправками в Бюджетный кодекс РФ.3

 Во-вторых, впервые законодательно апробирован трехлетний период планирования; В-третьих, относительно ранний срок принятия данного закона — лето 2007 г. (как правило, закон о федеральном бюджете был готов только к думу РФ в декабре 2007 г. предотвратить негативный процесс и пользования бюджетных средств в политических целях отдельный партий.

 Бюджет 2010-2012 гг. направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных с отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны. В 2010 г, совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населен превысят 6906 тыс. руб., а к 2012 г. — достигнут 8588 тыс. руб. Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельно.

Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге; безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Остановимся на важных составляющих бюджетной политики.

 Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000-х гг. восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:

  • разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;
  • создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;
  • стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;
  • развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.

Информация о работе Роль бюджета государства