Реформа ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.д.

Оглавление

Бюджетные расходы в деятельности бюджетных учреждений……….3стр.
Реформирование ЖКХ………………………………………………….17 стр.
Задача №14……………………………………………………………….26 стр.
Список литературы………………………………………………………27 стр.

Файлы: 1 файл

реформы ЖКХ.docx

— 49.83 Кб (Скачать)

Эффективность развития бюджетных  учреждений в большой степени  зависит от планирования государственных  финансов.

Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования  денежных доходов и накоплений. Оно  включает определение объема денежных средств и их источников, выявление  резервов роста доходов, экономии расходов и других показателей.

В этой работе рассмотрены  основы и принципы финансирования бюджетных  организаций.

Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования учреждений. От этого зависит будущее  нашего государства, качество жизни, уровень  рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.

Поставленные задачи при  выполнении курсовой работы выполнены. Цель достигнута.

 

 

Реформирование ЖКХ

Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формойсобственности на все основные фонды ЖКХ.

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения  конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним  следует отнести:  

остаточный принцип финансирования;

отсутствие четкого разграничения  властных полномочий и ответственности  различных уровней управления за ее сохранность;

мизерное участие населения  в оплате жилья и коммунальных услуг;

отсутствие рынка жилья  и услуг в сфере ЖКХ;

многофункциональность, а  значит, и многоуровневая ведомственная  подчиненность предприятий и  др.;

Главными были вопросы  собственности на основные фонды, относящиеся  к сфере ЖКХ, ответственности  за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.

В результате преобразований 1991-2010 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно  изменились формы собственности  на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.

Жилищно-коммунальная реформа  оказывает многостороннее влияние  на различные стороны жизни нашей  страны,  поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство,  федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов и муниципальных образований.

Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение  и ответственность собственников  жилых помещений к общему имуществу  многоквартирного дома, т.е. к той  части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих  земельных участков в целом в  реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена  передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и  муниципального жилищного фонда  сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное  (ведомственное) жилье составляет в  настоящее время 142,0 млн кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.

Сформированный таким  образом рынок жилья и созданная  у на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и  местах следующие механизмы улучшения  жилищных условий граждан:

расселение коммунальных квартир;

 ликвидацию общежитий;

выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство  жилья;

предоставление определенным категориям граждан государственных  жилищных сертификатов;

предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);

выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Передача жилищного фонда  в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у  муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в  отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

Институциональные изменения, происходящие в экономике страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны  с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный  сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать  базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных  предприятий, что было обусловлено  реализацией постановления Правительства  РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и  коммунально-бытового назначения федеральной  собственности в государственную  собственность субъектов 

Российской Федерации  и муниципальную собственность".

Производственная структура  предприятий жилищно-коммунальной сферы включает более 30 видов деятельности. Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных  вод, теплоснабжения, многоотраслевые  предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового  хозяйства, озеленения, санитарной очистки  и утилизации отходов), гостиничные  предприятия и др.

Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было определено, что к 1998 г. отрасль  ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость. Здесь кроется основная проблема жилищно-коммунального хозяйства. Перед  очередными выборами в Государственную  Думу депутаты, не считаясь с принятыми  мерами социальной поддержки низко  доходных семей, необоснованно отодвинули время перехода отрасли ЖКХ на самоокупаемость. В 1995 г. срок был изменен  с 5 до 10 лет, а в 1999 г. - с 10 до 15 лет. Это  существенно повлияло на состояние  финансирования отрасли. Одновременно в этот же период была резко расширена  система льгот на оплату услуг  ЖКХ. Сейчас льготы установлены более  чем для 60 % населения России.

Создалась система, когда  льготы гражданам фактически оплачиваются предприятиями ЖКХ. За время преобразований нормативная годовая потребность  финансирования услуг ЖКХ, оказываемых населению исходя из действующих ставок и тарифов на ЖКУ, возросла к 2010 г. с 90 до 300,7 млрд руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же время на конец 2010 г. из общего объема требуемых средств население покрыло 118,5 млрд руб. (39 % от затрат с учетом предоставляемых льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд руб. (41 %);

Недофинансирование отрасли  составило 59,1 млрд руб. (20%).

Причем долги населения  составляют порядка четверти от этой суммы, т. е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.

Эффективное управление такой  собственностью являлось одним из главных  условий проводимых преобразований, поэтому был взят курс на организационное  разделение функций управлениям  хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и  развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного  функционирования отрасли (предприятий) путем сокращения бюджетного дотирования  и перекрестного субсидирования потребителей.

Решение этих задач обеспечивалось Указом Президента Российской Федерации  от 29.03.96 № 432 "О развитии конкуренции  при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и  муниципального жилищных фондов".

К настоящему времени удалось  достигнуть определенных положительных  результатов. Учитывая, что службы заказчика  целесообразно создавать в крупных  городах и населенных пунктах  с численностью населения не менее 50 тыс. чел., можно считать, что деятельностью  данных служб охвачены практически  все муниципальные образования. Как отмечалось, основой деятельности служб заказчика является формирование договорных отношений с поставщиками жилищных и коммунальных услуг.

Одним из элементов рыночных отношений в ЖКХ является привлечение  на равноправной основе организаций  различных форм собственности для  оказания жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе. Во всех субъектах Российской Федерации в структуре управления были созданы департаменты, комитеты или министерства жилищно-коммунального хозяйства, формирующие собственную нормативную базу проводимых преобразований на основе разработанных за этот период на федеральном уровне более 130 законодательных и нормативных документов» макетов программ реформирования ЖКХ.

Как известно, до проведения реформы примерно 98 % расходов по содержанию и развитию жилищно-коммунальной сферы  отрасли приходилось на бюджет министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты  ЖКХ.

Почти полная финансовая зависимость  жилищно-коммунальной сферы от бюджета, а также соответствующих ведомств и предприятий крайне негативно  сказывалась на ее работе и из-за остаточного выделения средств, и в не меньшей степени из-за незаинтересованности в их рациональном  использовании.

Отсутствовали возможности  координации работы и маневрирования ресурсами в результате повсеместной ведомственной разобщенности жилья  и коммунальной сети.

Огромные убытки предприятий  ЖКХ были обычным явлением. Немалые  финансовые трудности испытывали бюджеты  территорий и ведомств. Расходы, на жилищно-коммунальную сферу составляли от30 до 70%1 бюджетов многих территорий, городов и муниципальных образований, что затрудняло работу по обеспечению социальных потребностей населения, а также развитию экономики.

Предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства  и других отраслей хозяйства, на балансе  которых находилось жилищно-коммунальное хозяйство, вынуждены были заниматься несвойственными им функциями. Расходовались  трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые с большей отдачей  могли быть использованы для совершенствования  производства, повышения его эффективности.

Поэтому в устранении всех этих негативных явлений, а значение реформировании ЖКХ, была заинтересована прежде всего сама отрасль, а также другие отрасли и сферы хозяйства, органы государственной власти и бюджеты всех уровней.

В настоящее время более 90 % ведомственного жилья и коммунальных предприятий передано в муниципальную  собственность. Министерство финансов Российской Федерации с учетом этого  провело работу по изменению межбюджетных отношений. Большая часть дополнительных расходов бюджетов местных органов  власти на содержание принятых в муниципальную  собственность объектов жилья и  коммунальной сферы компенсирована федеральным бюджетом.

Таким образом, большинство, предприятий, передавших объекты ЖКХ  местным органам власти, уже освободились от несвойственных им непроизводственных функций, сосредоточив внимание на эффективности  производства.

Этому же способствовали меры по устранению перекрестного финансирования в условиях которого промышленность и другие отрасли экономики вынуждены были оплачивать электроэнергию и прочие ресурсы и услуги по завышенным тарифам.

Другим положительным  результатом этой работы стал переход  основной части жилья и коммунальных предприятий в муниципальную  собственность, что в значительной степени позволило устранить  негативные явления, связанные с  ведомственной разобщенностью отрасли. Вместе с тем бюджеты территорий несут значительные дополнительные расходы по содержанию принятых в  муниципальную собственность объектов, во многих случаях превосходящие  возможности налоговой базы многих территорий. Возросли дотационные выплаты, увеличилось число дотационных  бюджетов.             

Поэтому обострилась потребность  в скорейшем решении основной задачи реформы - переходе предприятий  жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость, сокращение, а затем и устранение ее зависимости от бюджетного финансирования.

Как уже отмечалось, до начала реформы за счет платежей населения  покрывалось только 2-3 % затрат жилищно-коммунальной сферы на производство и реализацию услуг.

Пересмотр правовой основы деятельности органов государственной  власти разных уровней, разграничение  их полномочий предоставили право органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также местным  органам власти самостоятельно, с  учетом конкретных экономических и  социальных условий постепенно повышать тарифы.

Местным органам государственной  власти отдельных территорий необходимо, по нашему мнению, разобраться в  причинах низкой собираемости платежей за ЖКУ.      

Таким образом, низкая собираемость жилищно-коммунальных платежей является следствием неудовлетворительной работы местных органов власти.

В связи с этим долги  населения за ЖКУ быстро растут, а жилищно-коммунальная сфера и  местные органы власти испытывают значительные финансовые трудности. В ряде случаев  задолженность населения .превышает платежи за полгода.

Информация о работе Реформа ЖКХ