Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель дипломной работы состоит в определении роли и места органов федерального казначейства в процессе исполнения федерального бюджета и реализации российской модели бюджетного федерализма; выработке рекомендаций по совершенствованию казначейских бюджетных технологий; в теоретическом обосновании и выработке практических рекомендаций по формированию эффективного исполнения федерального бюджета и управления государственными финансами.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития и построения казначейской системы исполнения бюджетов 6
1.1. Генезис создания и развития казначейства России 6
1.2. Зарубежный опыт деятельности казначейства 22
Глава 2. Практический аспект деятельности органов казначейства в условиях реализации бюджетного процесса 35
2.1. Особенности кассового исполнения доходов и расходов федерального бюджета 35
2.2. Переход на казначейское кассовое обслуживание субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 49
Глава 3. Автоматизированные информационные технологии в казначействе 63
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Распределение регулирующих доходов и перечисление средств в региональные бюджеты производится так же из единого расчетного центра с использованием электронных платежей, причем эти операции входят в полный цикл зачисления и учета доходов федерального бюджета. Такая организация позволяет повысить оперативность исполнения доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, а также оперативность и точность информации о средствах, поступивших в доход бюджетов всех уровней.
Одним из условий повышения эффективности работы казначейских органов является создание перспективной и эффективной системы их информационного обеспечения на всех уровнях. Разработка информационного комплекса проводится на единой методологической основе, с использованием типовых проектных решений, учитывающих не только объемные показатели – число налогоплательщиков, собираемые на территории страны федеральные и регулирующие налоги, число получателей средств федеральною бюджета, но и развитие всей финансовой и коммуникационной инфраструктуры регионов.
Информационный комплекс казначейских органов способен не только обеспечить функциональное, в сочетании с банковской системой исполнение органами казначейства федерального бюджета, но и предназначен при этом организовать эффективное динамичное взаимодействие финансовых органов различных уровней и ведомственной принадлежности, а также банковской и налоговой систем. В основу создания такого комплекса положена технология централизованных и распределенных решений на основе применения высокотехнологичных операционных систем, систем управления базами данных (СУБД) и помехоустойчивых защищенных от несанкционированного доступа телекоммуникационных систем. Развитие и применение единой технологии с созданием на ее основе корпоративных (ведомственных) систем позволяет решить проблему межведомственного взаимодействия сложных защищенных информационно - технических комплексов.
Главной целью создания информационного комплекса органов федерального казначейства является существенное повышение эффективности исполнения федерального бюджета. Это позволяет органам Федерального казначейства оперативно, точно и эффективно решать ограниченным персоналом весь объем задач, поставленных перед системой:
Существуют две схемы организации информационной технологии в казначействе:
Обе схемы организации
информационной технологии в казначействе
имеют положительные и
В первом случае достигается полная автономность системы с развитой инфраструктурой рынка ценных бумаг, ее относительная независимость от проблем межведомственных отношений.
В решении по второму направлению работа органов федерального казначейства в большей степени носит общий организационно-правовой характер координации усилий нескольких ведомств и обеспечения безопасных условий для работы такого рынка.
Главной целью создания автоматизированной информационной технологии в органах казначейства является существенное повышение эффективности исполнения федерального бюджета. В связи с этим к информационной системе казначейства предъявляются следующие требования:
Достижение основных целей построения автоматизированной информационной технологии органов казначейства возможно при выполнении в процессе ее создания ряда условий:
1. Информационная система, обслуживающая исполнение федерального бюджета, должна строиться на базе автоматизированною бухгалтерскою учета с эквивалентной по степени детализации настройкой планов счетов. Бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета должен проводиться в аналитическом аспекте на всю глубину бюджетной классификации, в том числе в разрезе конечных получателей бюджетных средств. Такой принцип позволит иметь в учетных регистрах информационного комплекса оперативное и достоверное отражение фактического состояния федерального бюджета на любом уровне.
2. Информационная система казначейства должна быть адаптирована к работе как с традиционными банковскими операциями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать активное взаимодействие с информационными системами исполнения федерального и региональных бюджетов. Такие смежные с комплексом системы должны базироваться на полномасштабном, автоматизированном и оперативном бухгалтерском учете исполнения бюджетов и предусматривать однократное формирование информации при обработке первичных документов, в том числе платежных документов в банковской системе (это исключает ошибки и несопоставимость данных при вторичных вводах информации в систему).
3. Согласование и синхронизация основных процессов исполнения бюджета в течение операционного дня, недели, месяца, квартала, года.
4. Организация единой технологической информационной коммуникационной системы органов, исполняющих бюджеты различных уровней.
5. Достоверность информации, входящей в ту или иную смежную ведомственную систему в ходе их взаимодействия, – применение единой технологии защиты информации от несанкционированного доступа и защиты электронной подписи.
6. Применение при организации и внедрении автоматизированной информационной технологии казначейства технологических и методических решений, позволяющих проводить модификацию как всей системы или ее ядра, так и только отдельных автоматизированных рабочих мест и отдельных задач на рабочих местах, не затрагивая текущую работу остальной системы в целом, и так далее.
Действующая система планирования, исполнения и управления бюджетным процессом при казначейском исполнении бюджета, позволяет обеспечить 100% прозрачность при исполнении бюджета, снизить управленческие затраты, оперативно получать различные данные в режиме реального времени, упорядочить оборот денежных средств в регионе и, как результат, стабилизировать социальную обстановку.
Основные задачи решаемые системой:
• Казначейское исполнение бюджетов всех
уровней с ведением лицевых счетов;
• Планирование бюджета и утверждение
бюджета;
• Комплексная автоматизация всех подразделений
финансового органа;
• Управление активами региона, учет неденежных
и валютных активов, дебиторской и кредиторской
задолженности;
• Ведение бюджетной росписи в денежном
выражении и в натуральных показателях;
• Бухгалтерский учет исполнения бюджета
в соответствии с инструкцией;
• Исполнение бюджета по смете, платным
услугам, внебюджетным фондам. Ведение
произвольного количества бюджетов.
Основными отличительными особенностями
являются:
• Объединение в единую сеть финансового
органа (ФО) распорядителей и получателей
бюджетных средств (РБС и ПБС), доведение
посредством этой сети до РБС реальной
потребности в финансировании от ПБС.
Использование произвольных каналов и
линий связи, а также электронно-цифровой
подписи;
• Реализация управленческого, а не учетного
подхода к исполнению бюджета. Финансирование
на лицевые счета передается не в плановом
порядке, а под реальные потребности РБС
и ПБС одновременно с осуществлением кассового
расхода;
• Возможность функционирования, как
при создании собственного казначейства,
так и при кассовом исполнении бюджета
органами федерального казначейства;
• Построение единого финансового и информационного
пространства региона - консолидация произвольных
данных об исполнении бюджетов районов
и муниципальных образований в ФО;
• Ведение всех территориально удаленных
ПБС в единой базе данных ФО, закрытие
им всех банковских счетов, в том числе
при выдаче наличных средств;
Целью организации системы казначейства
является контроль и регулирование финансовых
отношений, исполнения федерального и
других уровней бюджета.
Согласованное
развитие межбанковской расчетно-
Автоматизированная информационная система казначейства является составной частью интегрированной аппаратно-программной системы, объединяющей отдельные информационно-технологические аппаратно-программные средства и системы органов Федерального казначейства различных уровней, включая локальные вычислительные сети, отдельные автоматизированные рабочие места и терминалы, коммуникационные компьютерные системы и средства, имеющиеся в распоряжении этих учреждений.
Заключение
Исходя из поставленной цели настоящей работы, исследование позволяет сделать выводы, которые заключаются в следующем.
В первой главе
"Теоретические основы развития и построения казначейской
Комплексное исследование генезиса казначейской системы, показывает, что воссоздание казначейской системы исполнения бюджета, вызвано политическими и экономическими преобразованиями в российском обществе, при которых действующая до этого банковская система исполнения бюджета перестала справляться с закрепленными за ней функциями. В начале 90-х годов в Российской Федерации назрела серьезная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета. И с этой позиции, создание в 1992 году органов Федерального казначейства, с моей точки зрения, было наиболее правильным вариантом на пути к преобразованию сферы управления государственными финансами, в части реализации процесса исполнения бюджета.
С момента создания в 1992 году Федерального казначейства его главными задачами стали: повышение оперативности при зачислении доходов во все уровни бюджетной системы РФ; повышение оборачиваемости и прозрачности расходования средств федерального бюджета; создание системы эффективного контроля за законным, целевым и рациональным расходованием средств федерального бюджета.
Развитие казначейской
системы исполнения бюджетов, на мой взгляд, необходимо
рассматривать не как самоцель, а как средство
повышения эффективности процесса управления
финансовыми потоками и бюджетным процессом. В будущем казначейству,
по моему мнению, должна быть отведена приоритетная роль в финансовой системе страны. Казначейство должно стать важнейшим элементом интегрированной сист