Развитие казначейской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в определении роли и места органов федерального казначейства в процессе исполнения федерального бюджета и реализации российской модели бюджетного федерализма; выработке рекомендаций по совершенствованию казначейских бюджетных технологий; в теоретическом обосновании и выработке практических рекомендаций по формированию эффективного исполнения федерального бюджета и управления государственными финансами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития и построения казначейской системы исполнения бюджетов 6
1.1. Генезис создания и развития казначейства России 6
1.2. Зарубежный опыт деятельности казначейства 22
Глава 2. Практический аспект деятельности органов казначейства в условиях реализации бюджетного процесса 35
2.1. Особенности кассового исполнения доходов и расходов федерального бюджета 35
2.2. Переход на казначейское кассовое обслуживание субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 49
Глава 3. Автоматизированные информационные технологии в казначействе 63
Заключение 71
Список использованной литературы 76

Файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Система финансирования бюджетных учреждений схожа с  казначейской системой России. Комитеты и учреждения имеют лицевые счета в финансовом органе муниципалитета, на которые ежемесячно зачисляются средства согласно утвержденным бюджетам. Оплата потребленных услуг и товаров осуществляется со счета финансового органа муниципалитета. Средства для финансирования выделяются общей суммой, без детализации по направлениям расходования. Существует лишь разделение на текущие затраты и инвестиции. Таким образом, реализуется практически полная самостоятельность комитетов и учреждений в выборе направлений расходования средств.

В настоящее  время многие страны, независимо от принципов бюджетного устройства, проводят политику децентрализации системы  государственных финансов. Среди  побуждающих к этому причин можно  выделить следующие:

- такая система  лучше учитывает общественные потребности, так как в данном случае решения принимаются на местном уровне, что позволяет брать в расчет все экономические и социальные особенности региона;

- децентрализация  придает деятельности государственных  органов большую открытость;

- усиливается  реальное влияние граждан на  принимаемые решения.

Анализ государственного финансового управления в различных  странах показал, что казначейства выполняют преимущественно активную роль. Однако механический перенос  зарубежной практики в российские условия вряд ли обеспечит успех.

Вместе с  тем опыт функционирования и развития казначейства других стран показывает, что в России необходимо создание государственной финансовой информационной системы, которая представит органам  власти и управления оперативную и достоверную информацию о состоянии государственных финансов, что позволит обеспечить эффективное управление ими.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что использование  позитивного зарубежного опыта  будет способствовать успешному продвижению передовых казначейских технологий в России.

Глава 2. Практический аспект деятельности органов  казначейства в условиях реализации бюджетного процесса

2.1. Особенности кассового исполнения доходов и расходов федерального бюджета

Исполнение  бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

  • исполнение бюджета по доходам, задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь налогов и других обязательных платежей по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
  • исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Для того, чтобы в процессе исполнении бюджета  обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов  всех уровней.

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям  и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись  передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

Исполнение  бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основа его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

Особенностью  казначейской системы является то, что при ней  исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета.

 Под кассовым  исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

В настоящее  время в законодательстве и на практике достаточно четко регламентированы процедуры сбора и поступления  бюджетных доходов и контроля над ними. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов, возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

При исполнении бюджета по доходам действия органов  казначейства должны основываться на соблюдении следующих принципов:

- обеспечение  достоверности данных по учету  и отчетности доходов, поступающих в бюджет субъекта РФ (местный бюджет),

- недопущение  диспропорций зачисления доходов  в различные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам,

- правильное  распределение региональных регулирующих доходов по уровням бюджетов;

- формирование  достоверных данных и приведение  к сопоставимости учета и отчетности  налогов и обязательных платежей, зачисляемых в бюджет субъекта  РФ (местный бюджет),

- совершенствование  информационных систем, видов и средств связи для обмена информацией, сверки баз данных преимущественно на магнитных носителях (или по каналам связи) с организациями, осуществляющими сбор доходов,

- использование  оперативной и текущей информации  для составления прогнозной оценки исполнения доходной части бюджета субъекта (местного бюджета) в целях более полного финансирования расходов бюджетов,

- разработка  методических основ по учету  исполнения доходной части бюджета  субъекта РФ (местного бюджета).

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по этим налогам и сборам.

К неналоговым доходам относятся:

а) доходы от продажи или  иного использования государственного или муниципального имущества;

б) доходы от платных услуг, оказываемых государственными и  муниципальными учреждениями;

в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и другие.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета  являются:

•         налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;

•         коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;

•         органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;

•         органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам органами казначейства приведена на рисунке. Каждый этап исполнения органами казначейства бюджета по доходам имеет свои особенности.

I этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.

Налогоплательщики обязаны  своевременно и в полном объеме перечислять  налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Учреждения Центрального банка Российской Федерации и  коммерческие банки независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению.

Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.

Банки обязаны  соблюдать сроки списания средств  с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляются учреждениями Банка России. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства.

Зачисление  доходов на лицевые счета казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных  документов к ней. В функции казначейства при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитываются вид и сумма налога.

 

Рисунок 2.1.1  – Схема поэтапного исполнения бюджета  
по доходам органами казначейства

II этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней.

Все налоговые  и неналоговые доходы бюджета  систематизированы и имеют код  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.

При исполнении бюджета по доходам казначейство готовит и передает в Управление ФНС сводный реестр поступлений  доходов по налогам. Реестр заполняется  по форме, и к нему прилагаются  копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка  остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

III этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов каждым налогоплательщиком. В случае переплаты по одному или нескольким видам налогов ИФНС по заявлению налогоплательщика уполномочены принять решение о возврате этих сумм. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат налога.

Операции по возврату налогов юридическим лицам  осуществляются в порядке безналичных  расчетов. Все операции по возврату осуществляются банком в пределах остатка  средств на счете казначейства и  отражаются в выписке по лицевому счету.

Информация о работе Развитие казначейской системы России