Развитие дополнительных услуг в современной России, причины их появления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
Во-первых, проследить развитие дополнительных услуг в современной России, дать развернутую теоретическую базу таких понятий, как лизинг и факторинг, специфику их использования в России,;
Во-вторых, ...

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….4
Раздел 1. Дополнительные услуги банка……………………………………………………………………………………………6
1.1.Коммерческий банк……………………………………………………………………………………………..6
1.2. Краткая характеристика пассивных и активных операций и их значение для банка…………………………………………………………………………………………....8

1.3.Экономическое содержание пассивных операций и их структура…………………….9

1.4.Понятие и виды дополнительных операций (услуг) Коммерческих банков………….10

1.5. Общая классификация дополнительных операций банков……………………………………………………………………………………..17
Раздел 2. Лизинговые и факторинговые операции. Операции с ценными бумагами…....20

2.1.Лизинг……………………………………………………………………………………...20

2.1.1. Преимущества лизинга…………………………………………………………………20

2.1.2. Виды лизинга……………………………………………………………………………21

2.2.Факторинг………………………………………………………………………………….27

2.3. Также в коммерческом банке проводятся операции с ценными бумагами……………………………………………………………………………………….29

2.3.1 Основные виды ценных бумаг…………………………………………………………………………………………...29

2.3.2 Банковские операции с фондовыми ценными бумагами………………………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………………………….....36

Список литературы……………………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа полная, Котенкова.docx

— 115.61 Кб (Скачать)
ustify">   С точки зрения банков дополнительными могут считаться  их операции (услуги):

  • новые (нетрадиционные), в том числе такие, которые нужны банку исключительно или преимущественно для демонстрации своей прогрессивности, умения работать на уровне лучших российских или мировых образцов;
  • не имеющие широкого распространения в банковском сообществе в силу ограничений, устанавливаемых регулирующими органами (необходимость получения особых разрешений, специальных лицензий);
  • не являющиеся специфически банковскими (далее—общие или неспецифические);
  •     на проведение которых банк направляет незначительную часть своих активов (либо потому, что данные операции не пользуются широким платежеспособным спросом, либо из-за того что банк считает для себя такую политику более целесообразной независимо от того, как оценивают такие операции клиенты, либо в силу недостаточности средств или отсутствия нужных специалистов, необходимого оборудования) и доходы от которых соответственно занимают в общей сумме его доходов незначительный удельный вес, т.е. не являющиеся в данный момент операциями, на которых банк специализируется;
      • технологически необходимые, обязательные при оказании клиентам базовых и иных услуг (далее - вспомогательные);
      • технологически возможные (хотя и не обязательные) при оказании клиентам базовых услуг в «пакете» с ними (далее - сопутствующие);
      • необходимые и/или возможные только в особых обстоятельства и случаях (далее - специальные).

Имеется, естественно, взгляд законодателя. Формально  он состоит в том, что наше банковское законодательство не знает деления  операций (сделок) кредитных организаций  на основные (базовые) и дополнительные. По существу же, как уже было показано, в нем признается некое деление указанных операций, но сделано это излишне непрофессионально и только запутывает весь вопрос.

   Взгляд регулирующих органов нигде прямо не зафиксирован, но о нем можно судить по косвенным  признакам. Так, в бывшей Инструкции Банка России от 01.10.1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков», содержавшей 17 обязательных нормативов банковской деятельности, 6 нормативов (Н6, Н7, Н8, Н9, НЮ, Н10.1) были посвящены операциям кредитования, 5 нормативов (Н2, НЗ, Н4, Н5, НИ) - проблеме ликвидности банка, т.е. операциям расчетно-платежным, еще 3 норматива (HI 1, Hll.l, Н13) — операциям привлечения ресурсов. Эти 3 блока отношений, за которыми Банк России считает необходимым наблюдать особенно строго, и являются, видимо, с его точки зрения основными (базовыми).

   Научный взгляд на рассматриваемый вопрос, как и  в случае с базовыми операциями банков, должен основываться на взгляде практическом, корректируя его в плане обоснования  тощ сам практический подход к  проблеме может воплощаться во  множестве конкретных вариантов. То есть как на самом деле поведет себя тот или иной банк на рынках дополнительных банковских услуг, зависит прежде всего от него самого, от избранной им стратегии, конкретно от того, какие именно цели он ставит перед собой на данном этапе своего развития и, в частности, какой уровень универсализма/специализации он посчитает для себя целесообразным или возможным. При этом такие цели должны регулярно пересматриваться корректироваться. В отношении уровня универсализма/специализации это будет означать пересмотр или корректировку перечня дополнительных операций (услуг), оказываемых клиентам которые банк считает для себя возможными и целесообразными на данный конкретный период. Ни проведение банком всех известных дополнительных операций, ни предпочтение тех или иных из них не может быть самоцелью (кроме вспомогательных, которые технологически неизбежны в ходе основной деятельности банка). Подход к определению перечня дополнительных операций, проводимых банком (как и в случае с операциями базовыми), в каждый данный момент должен быть сугубo практичным, работать на его прибыльность и устойчивость. Для этого банк должен учитывать, в частности:

  • платежеспособный спрос на конкретные дополнительные

    банковские  услуги;

    • ожидаемое в обозримой перспективе изменение спроса на такие услуги;
  • меру готовности самого банка к проведению тех или иных дополнительных операций;
  • уровень рентабельности фактически проводимых и планируемых к проведению новых (или модифицированных) дополнительных операций.

   Дополнительные  услуги банков в той или иной мере необходимы каждому клиенту. Следовательно, они необходимы и самим банкам. Кроме того, как уже отмечалось, банку они необходимы еще и потому, что иначе он просто не смог бы проводить свои базовые операции (и в этом смысле традиционно жесткое деление операций банков на основные и дополнительные в значительной степени лишено рационального содержания), а также для того, чтобы быть действительно универсальной кредитной организацией, где клиент при необходимости может удовлетворить любые свои потребности в банковских услугах. 

1.5. Общая классификация дополнительных операций банков

 Исходя  из содержания предыдущего параграфа всю совокупность дополнительных операций (услуг), которые российские банки должны или вправе проводить (оказывать), можно представить в виде следующих четырех крупных блоков:

    • общие (неспецифические для банков);
    • вспомогательные (обязательные);
    • сопутствующие;
    • специальные.
 

Классификация дополнительных операций банков

                        

Общие:

    • Лизинговые операции
    • Операции доверительного управления
    • Факторинговые операции
    • Форфейтинговые операции
    • Электронные услуги
    • Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
    • Поручительские и гарантийные операции (могут относиться к блоку     сопутствующих услуг)
    • Консультационные услуги (могут относиться и к  блоку     сопутствующих услуг)
    • Услуги депозитного хранения ценностей
 

Вспомогательные:

    • Операции открытых счетов клиентов
    • Акцептные операции
    • Авальные операции
    • Операции блокировки счетов клиентов в неизбежных случаях и снятия блокировки
    • Операции выдачи информации о движении средств по счетам
    • Операции открытия и ведения корреспондентских счетов в интересах клиентов
    • Операции закрытия счетов клиентов
    • Другие

     

Сопутствующие:

    • Услуги, сопутствующие процессу кредитования клиентов
    • Услуги, сопутствующие процессу проведения валютных операций для клиентов
    • Услуги, сопутствующие процессу фондовых операций для клиентов: покупка/продажа ценных бумаг; андеррайтинг; депозитарные и кастодиальные услуги и др.
    • Услуги, сопутствующие расчетно-платежному обслуживанию клиентов
    • Услуги, сопутствующие проведению кассовых операций
 

Специальные:

    • Эпизодические операции банков в сфере торговли
    • Финансовое оздоровление банками и других банков и предприятий
    • Операции банков на рынке долгов, в том числе банковских
    • Операции банков в оффшорных зонах
    • Другие

Отдельно нужно  сказать о последнем блоке.

Специальные операции банков - это такие их дополнительные операции (сделки), которые становятся необходимыми и/или возможными только в особых обстоятельствах и случаях, иначе говоря, могут иметь только на специальных специфических рынках. Такими операциями занимается крайне ограниченный круг банков, а некоторые  из них – просто единичные банки, причем не всегда успешно.

 

К деятельности банков на специальных рынках с определенными  оговорками можно отнести также:

  • Деятельность в сфере страхования (сотрудничество со страховыми компаниями);
  • Деятельность по управлению подконтрольными предприятиями и организациями;
  • Деятельность в качество расчетного центра для значительной группы банков-корреспондентов, фактического клирингового центра;

 

Раздел 2.  Лизинговые и факторинговые операции. Операции с ценными бумагами

2.1.Лизинг
Лизинг - это вид инвестиционной деятельности, так как предполагает «...вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли...». С точки зрения терминологии существуют определенные различия понимания термина «лизинг» в России и за рубежом. Так, Международный стандарт финансовой отчетности МСФО №17 под лизингом понимает любую аренду, в то время как российское законодательство считает лизингом только финансовую аренду. Конвенция УНИДРУА, которая регулирует международные сделки по лизингу, тоже считает лизингом только финансовую аренду. Лизинг можно рассматривать как имущественные отношения на основе предоставления кредита лизинговой компанией лизингополучателю на условиях срочности, возвратности, платности. Для приобретения оборудования лизинговая компания может использовать как собственные средства, так и заемные. При лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за лизингодателем, а лизингополучатель приобретает его лишь во временное пользование, то есть право пользования имуществом отделяется от права владения им. За обладание этим правом лизингополучатель платит лизинговой компании соответствующие суммы (лизинговые платежи), размер, вид и график перечисления которых определяется условиями двухстороннего лизингового договора.
2.1.1. Преимущества лизинга:

На сегодняшний  день лизинг  является  одним  из  основных  финансовых инструментов,   позволяющих   осуществлять   крупномасштабные    капитальные вложения в развитие материально-технической  базы  любого  производства.  По сравнению с другими способами приобретения  оборудования  (оплата  по  факту поставки, покупка с отсрочкой  оплаты,  банковский  кредит  и  т.д.)  лизинг имеет ряд существенных преимуществ:

   1. Лизинг дает возможность предприятию  арендатору расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

   2. Смягчается проблема ограниченности  ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Высвобождаются средства для вложения в другие виды активов.

   3. Не  привлекается заемный капитал,  и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Арендные  платежи  производятся  после  установки,  наладки  и   пуска оборудования в эксплуатацию, и тем самым арендующее предприятие  имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании. Лизинговые соглашения могут предусматривать обязательства арендодателя произвести ремонт и  технологическое  обслуживание  оборудования.  Это особенно  важно  при   лизинге сложного оборудования, требующего привлечения  высококвалифицированного  персонала  для  пусконаладочных работ, ремонта и обслуживания. Практически на условиях  лизинга  можно получить   объект   "под   ключ",   предоставив   осуществление   всех формальностей лизинговой компании, и благодаря этому  сконцентрировать усилия на решении других вопросов. Лизинг позволяет арендатору периодически обновлять морально  стареющее оборудование. Ввиду того, что лизинговые платежи  осуществляются  по  фиксированному графику, предприятие-арендатор имеет большие возможности координировать  затраты  на  финансирование капитальных вложений и поступления от реализации выпускаемой продукции, чем это имеет  место, например,  при  купле-продаже  оборудования.  Все   это   способствует стабильности финансовых планов арендатора. Кроме того, приобретение  оборудования  по  лизингу  позволяет рентабельным предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу  путем  оптимизации налоговых отчислений. 

Информация о работе Развитие дополнительных услуг в современной России, причины их появления