Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:35, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
Во-первых, проследить развитие дополнительных услуг в современной России, дать развернутую теоретическую базу таких понятий, как лизинг и факторинг, специфику их использования в России,;
Во-вторых, ...
Введение……………………………………………………………………………………….4
Раздел 1. Дополнительные услуги банка……………………………………………………………………………………………6
1.1.Коммерческий банк……………………………………………………………………………………………..6
1.2. Краткая характеристика пассивных и активных операций и их значение для банка…………………………………………………………………………………………....8
1.3.Экономическое содержание пассивных операций и их структура…………………….9
1.4.Понятие и виды дополнительных операций (услуг) Коммерческих банков………….10
1.5. Общая классификация дополнительных операций банков……………………………………………………………………………………..17
Раздел 2. Лизинговые и факторинговые операции. Операции с ценными бумагами…....20
2.1.Лизинг……………………………………………………………………………………...20
2.1.1. Преимущества лизинга…………………………………………………………………20
2.1.2. Виды лизинга……………………………………………………………………………21
2.2.Факторинг………………………………………………………………………………….27
2.3. Также в коммерческом банке проводятся операции с ценными бумагами……………………………………………………………………………………….29
2.3.1 Основные виды ценных бумаг…………………………………………………………………………………………...29
2.3.2 Банковские операции с фондовыми ценными бумагами………………………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………………….....36
Список литературы……………………………………………………………………………………..39
Норма резерва = Обязательные резервы коммерческого банка
1.2. Краткая характеристика пассивных и активных операций и их значение для банка
Коммерческие банки
1.3.Экономическое содержание пассивных операций и их структура
Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке. Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:
1)первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.
2)отчисления от прибыли банка на формирование
или увеличение фондов.
3)получение кредитов от других юридических
лиц.
4)депозитные операции
Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Обычно государство устанавливает для банков минимальную границу соотношения между собственными и извлеченными ресурсами. В России это соотношение установлено в размере не менее 1: 25 (от 1: 15 до 1: 25 в зависимости от типа банка). Значение рынка межбанковских кредитов состоит в том, что, перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Кроме того, наличие развитого рынка межбанковских кредитов позволяет сосредотачивать в оперативных резервах банков меньше средств для поддержания их ликвидности.
1.4.Понятие и виды дополнительных операций (услуг) Коммерческих банков
К понятию дополнительных банковских операций (услуг)
Как известно, содержание банковской деятельности в части, направленной на клиента, раскрывается через следующие фундаментальные понятия:
банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента;
банковская операция — сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Банковский продукт - это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве»;
банковская услуга - результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в Удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, Расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке/продаже Ценных бумаг и т.п.). Банковские операции и соответственно банковские услуги могут быть ориентированы и на производственные и иные потребности самого банка, включая разные его подразделения и конкретных сотрудников. Однако в данной книге будут рассматриваться главным образом такие дополнительные операции и соответственно дополнительные услуги, которые банк оказывает сторонним лицам - своим клиентам, а также другим кредитным организациям.
После этих предварительных замечаний необходимо остановиться на главном в данном случае вопросе — что следует понимать под дополнительными операциями (услугами) банков. При этом мы исходим из того, что вопрос разделения операций (услуг) банков на базовые (основные) и дополнительные — это фактически вопрос о сущности или экономической природе банков как особых финансовых институтов.
В принципе можно было бы использовать следующий простой подход: считать дополнительными все те операции (услуги) банков, которые не являются базовыми. Базовыми для современных российских коммерческих банков мы считаем следующие операции (услуги):
Именно эти операции определяют природу банков как особых финансовых институтов и в то же время в приведенном их перечне отражается специфика деятельности банков в современных российских условиях.
Следовательно, все, что не попадает в данный перечень, — это суть дополнительные операции. Такой подход к вопросу нельзя назвать неверным, однако он нуждается в «наполнении», расшифровках и разъяснениях. При этом неизбежно возникают разные точки зрения, отбросить которые невозможно. Однако прежде чем рассмотреть указанные точки зрения, необходимо привести еще некоторые соображения. Во-первых, все рыночные денежные операции, которые банки вправе проводить, принято делить на три круга, причем само это деление тоже можно выполнить по-разному.
.
К банковским операциям относятся:
Кредитная организация помимо перечисленных в части 1 настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ».
Действительный смысл такого деления состоит в том, что все операции, которые банки вправе проводить, распадаются на:
Вариант 1. С практической точки зрения большинству клиентов банки нужны прежде всего как расчетные (расчетно-платежные) и кредитующие организации. С этой точки зрения (вполне оправданной) основополагающими признаками банков можно и нужно считать их способность удовлетворять потребности своих клиентов в четком проведении расчетов и платежей и в получении кредитов. Все остальное, что банки готовы сделать для клиентов, последние вправе понимать как операции дополнительные (хотя и возможные, но не всегда обязательные, не жизненно важные).
Ясно, что потребности разных клиентов в конкретных видах банковских услуг могут отличаться в большей или меньшей мере. В зависимости от этого деление операции банка разовые и дополнительные с позиций разных клиентов будет разным. К примеру, если в арсенале банка имеются лизинговые операции, которые сам он рассматривает как дополнительные, то отношение к ним со стороны клиентов может быть вариантным: для хозяйствующего субъекта, регулярно приобретающего производственное оборудование в лизинг, такая операция банка определенно будет операцией из числа базовых; для другого клиента, способного приобрести необходимое ему оборудование и другим путем (например, за счет банковского кредита), та же самая операция будет явно дополни- тельной (он будет иметь в виду возможность получить от банка данную услугу, но пока не более того); наконец, для третьего клиента, который вообще не думает пользоваться лизингом, данной услуги банка как бы вообще не существует.
При этом для дополнительных операций (в отличие от базовых) не имеет значения, каков характер (объективный или субъективный) потребностей клиента в таких банковских услугах. То есть они (потребности) могут вызываться как реальной производственной и коммерческой надобностью клиента, так и другими причинами. К примеру, потребность получать услуги, которые банк может оказывать посредством финансовых (банковских) карт, может быть не более чем данью моде или способом работы клиента над своим имиджем.
Как известно, клиент может обслуживаться в нескольких банках. В связи с этим не исключен такой вариант, когда услуги одного банка клиент будет склонен расценивать для себя как базовые, а аналогичные услуги другого банка (более скромные по объемам или менее привлекательные по каким-либо параметрам) — как дополнительные.
Вариант 2. Практический взгляд самих банков на тот же самый вопрос может выглядеть и обычно выглядит несколько иначе.
Информация о работе Развитие дополнительных услуг в современной России, причины их появления