Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа
Значение иностранных инвестиций для российской экономики обусловлено целым рядом факторов, среди которых особо выделяют:
возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
получение доступа к новейшим технологиям и технике, передовым методам организации производства путем вложения иностранного капитала в инновационные проекты.
ВВЕДЕНИЕ
1 БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
2 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ
3.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ
3.3 Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
государство, играя важную роль в реализации проекта, не несет. При этом расходов, что сводит к минимуму влияние на его бюджет;
использование механизма конкурсного отбора, переключение финансирования на частный сектор вследствие его более высокой эффективности позволяет добиться больших результатов;
стимулирование притока высоких технологий, иностранных инвестиций, достигаемое посредством использования этих схем, позволяет решить национально значимые экономические и социальные проблемы.
Использование рассмотренных схем проектного финансирования в России может осуществляться на основе реализации соглашений о разделе продукции, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и на ведение связанных с этим работ. Инвестор осуществляет проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором.
С учетом важности координации инвестиционной деятельности в России создан Федеральный центр проектного финансирования, «целью которого является эффективное содействие привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, и обеспечение реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер. Вместе с тем существующее законодательство осложняет полноценное осуществление проектов. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др.
Развитию проектного финансирования в стране препятствует неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.
Важными составляющими такого подхода является усиление роли государственных гарантий страхования проектных рисков, включая предоставление гарантий банкам, принимающим участие в финансировании инвестиционных проектов и программ, входящих в систему государственных приоритетов, налоговое стимулирование механизмов инвестирования, развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов
Существенное значение для развития проектного финансирования имеет изучение возможностей адаптации опыта мировой практики к российским условиям, в том числе в области разработки методологических подходов, обеспечивающих повышение эффективности инвестирования. Следует отметить, что решение проблемы повышения эффективности инвестирования (независимо от конкретной формы инвестиций) тесно связано с анализом возможностей инвестора по мобилизации собственных и заемных источников, инвестиционной привлекательности внешней среды, выбора объектов инвестирования с целью определения приемлемого уровня риска при достижении требуемой доходности. Эти вопросы, в свою очередь, определяют необходимость изучения вопросов экономической оценки инвестиционной деятельности1, с 60-84.
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ
Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной, экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой программно-проектный подход применяется в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других странах для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.
Согласно действующему законодательству, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ».
Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) – это финансирование увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Финансирование подготовки проектов целевой программы и концепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе «Прочие статьи» федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться:
взносы участников реализации программ;
целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления.
Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. В 2010 году в рамках федеральных целевых программ осуществляется:
поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения;
реформа судебной системы;
формирование рынка доступного жилья;
поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов;
осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля;
поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии) и др.
Федеральные целевые программы в рамках бюджетных инвестиций, являются инструментом реализации приоритетных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Они финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружения для федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.
3.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП), порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством РФ.
Далее федеральные адресные целевые программы распределяются по утвержденным федеральным целевым программам.
Таблица 1 – Распределение ФАИП по федеральным целевым программам (10 крупнейших ФЦП)
Наименование ФЦП | Предусмотренное финансирование из ФБ 2010 год, млрд. рублей |
Развитие транспортных систем 2010-2015 г. | 216,1 |
Развитие Дальнего Востока и Забайкалья 1996-2013 г. | 49,2 |
Электронная Россия 2002-2010 г. | 9,7 |
Развитие судебной системы 2007-2012 г. | 9,2 |
Развитие физической культуры и спорта 2006-2015г. | 6,2 |
Развитие наноиндустрии 2008- 2011 г. | 3,8 |
Пожарная безопасность 2008-2012г. | 3,6 |
Развитие телерадиовещания 2009-2015г. | 3,6 |
Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009-2015 г. | 2,8 |
Культура России 2006-2011 г. | 2,8 |
Бюджетное финансирование можно разделить на две части – финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние могут быть отраслевыми («Дети – сироты»), и комплексными («Диабет», «Туберкулез»). В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (Комитет по здравоохранению).
Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами 9, с 15-17.
3.3 Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций
В настоящий момент в России реализуется множество федеральных целевых программ, которые осуществляются по следующим направлениям:
развитие социальной инфраструктуры;
развитие транспортной инфраструктуры;
новое поколение;
безопасность и экология;
развитие науки и технологий;
развитие регионов;
развитие государственных институтов.
Для анализа реализации и финансирования федеральных целевых программ воспользуемся данными Федеральных законов «Об исполнении бюджета»: N 228-ФЗ от 03.12.2008г., N 382-ФЗ от 28.12.2009г., от N 255-ФЗ 03.10.2010 г.
Таблица 2 – Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Новое поколение»
Наименование ФЦП | 2007 г., тыс. руб. | 2008 г., тыс. руб. | 2009 г., тыс. руб. | Темп роста 2007-2008, % | Темп роста 2008-2009, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Культура России» на 2006 - 2010 годы | 12500547,2 | 13229601,6 | 21619019,7 | 105,8 | 163,4 |
«Развитие физической культуры и спорта в РФ» на 2006 - 2015 годы | 3856730,1 | 6377900,0 | 11489314,2 | 165,4 | 180,1 |
«Социальная поддержка инвалидов» на 2006 - 2010 годы | 488854,5 | 405041,8 | 704238,0 | 82,9 | 173,9 |
«Дети России» на 2007 - 2010 годы | 2871033,1 | 2 939 221,6 | 2342335,6 | 102,4 | 79,7 |
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007 - 2011 годы | 4045232,8 | 3370515,8 | 7572640,7 | 83,3 | 224,7 |
«Электронная Россия» на 2002 - 2010 годы | 2750125,6 | 3603937,7 | 2559647,1 | 131,0 | 71,0 |
«Развитие образования» на 2006 - 2010 годы | 11027480,5 | 11209616,5 | 10285004,7 | 101,7 | 91,8 |
Информация о работе Расходы на финансирование бюджетных инвестиций