Расходы государства на социальную сферу: состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства перемены социалистической системы не оказались такими болезненными и чреватыми потрясениями, как в реконструкции социальной сферы. Сокращение объемов производства, структурные экономические дисбалансы и кризис государственных финансов заметно уменьшили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять среди ее отдельных направлений. Это привело к сдерживанию реформ социальной сферы, что имеет возможность повлечь за собой серьезные последствия, касаемо стабильности общества.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Екатерины Ушаковой.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

 

 

 

     На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

     Таким образом, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд играет немаловажную роль в социальной политике государства.

     Поступление  средств в ПФ РФ в 2011 году составило 5255642585 тыс. рублей, а расходование  4 922 108 993 тыс. рублей. В 2012 году поступления составили 579558428 тыс. руб., расходование - 577218425 тыс. рублей,    в 2013 поступления составили 6343331552, а расходование – 6088728194.

     В современном государстве социальное обеспечение граждан  — одна из главных задач правительств и парламентов. Важнейшим элементом социального обеспечения является страхование.

     Страхование — это один из видов материального государственного обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни, также в иных предусмотренных законом случаях.

     Экономические  реформы в РФ сопутствуются  увеличением проблем в социальной  области, понижением материального  благосостояния населения, увеличением  его бедности. Сопутствовать материальному  обеспечению граждан, по ряду  причин, которые не участвуют  в трудовом процессе, призван  государственный фонд социального  страхования.  

     Статус внебюджетного фонда социального страхования РФ определяется Конституцией Российской Федерации, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

      Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования, он действует как самостоятельное  некоммерческое государственное финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, которые имеют межрегиональный характер.

 

 

     Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ.

     Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет такие функции как:

- сосредоточение государственных  денежных средств на социальное  страхование;

- обеспечение гарантированных  государством пособий гражданам  по временной нетрудоспособности, беременности и родам и иным  законным основаниям;

- оплата путевок на  санаторно-курортное лечение работников;

- участие в реализации  и разработках государственных  программ охраны здоровья работников  и социального страхования;

- частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных  лагерей для детей.

     Фонд создается  специальным страховым методом, особенностью которого является  обязательное участие средств  различных организаций и предприятий, а также лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

    Источником образования  Фонда являются:

- страховые взносы работодателей  — организаций и предприятий, вносящие денежные средства в  виде единого социального налога  по установленным ставкам;

- прочие поступления.

     С 2001 года все предприятия и организации вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в форме единого социального налога, далее средства перечисляются в Фонд социального страхования.

     Размер взноса, который перечисляется в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, его размер устанавливается Федеральным законом.

 

 

 

     В соответствии  с действующим порядком формирования  бюджета Фонда социального страхования  сумма страховых взносов распределяет  следующим образом:

      - 75% страховых  взносов остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению  профкома делает необходимые  расчеты по социальному страхованию;

- 26% страховых взносов  сосредотачиваются на федеральном и региональнои уровнях.

     Контроль   за своевременностью и полнотой уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования и Государственную налоговую службу Российской Федерации.

     Бюджет расходов  и доходов Фонда социального  страхования утверждается законом  РФ.

     Выплата ежемесячного  пособия на период отпуска  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет работающим матерям осуществляется  за счет средств Фонда социального  страхования Российской Федерации.

     Контроль за расходованием средств на страхование возложен на Фонд социального страхования Российской Федерации с участием профсоюзов.

     Бюджет Фонда  социального страхования и отчет  о его исполнении утверждаются  федеральным законом. Бюджеты региональных  отделений Фонда и отчеты об  их исполнении рассматриваются  и утверждаются правлением Фонда  социального страхования.

     Поступление  средств в ФСС в 2011 году составило 458819504 тыс. рублей; расходование - 456874617 тыс. рублей. В 2012 году поступления составили    579558428 тыс. рублей; расходование - 577218425 тыс. рублей, в 2013 году поступления - 590272347 тыс. рублей, а расходование – 606518458 тыс. рублей.

     Немаловажную роль в настоящее время в социальной сфере выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

 

     Медицина — область лечебной практики и науки, которая направлена на укрепление и сохранение здоровья людей, а также на  лечение и предупреждение болезней. Понятие медицины тесно связано с понятием здравоохранения.

     Здравоохранение — это система общественных и государственных мероприятий по охране здоровья, лечению и  предупреждению  болезней и продлению жизни человека.

     Политические и экономические разрушительные реформы в РФ затронули и здравоохранения, а точнее его материально-технической базы. Бесплатное медицинское обслуживание пошло на сокращение, быстрыми темпами стало увеличиваться платное медицинское обслуживание.

     Реформам в  России сопутствует нарастание  проблем в социальной области. Уменьшилась продолжительность  жизни граждан в стране, увеличилась  заболеваемость населения, появились  ранее не знакомые для населения  РФ болезни. Существенно сократилась  рождаемость, повысилась смертность.

      Медицинское страхование -  одна из форм социальной защиты населения при возникновении страхового случая (т.е. болезни) и получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.

    Медицинское страхование в РФ введено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан РСФСР" (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г.). Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ.

     Условием осуществления медицинского обслуживания населения, которое предусматривается  медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.

     В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования.

 

 

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – это юридическое лицо, которое  подотчетно Правительству РФ, средства Фонда принадлежат государству.

      Отчеты о расходах и доходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство Российской Федерации, а затем в Государственную Думу.

     Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение таких функций:

- финансовое обеспечение  установленных Законом Российской  Федерации прав граждан на  медицинскую помощь за счет  средств обязательного медицинского  страхования;

- накопление финансовых  средств Федерального фонда медицинского  страхования;

- финансирование целевых  программ.

     Главная функция Федерального фонда заключается в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного  медицинского страхования.

     Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов, т.е. отчислений хозяйствующих субъектов, и иных организаций на обязательное  медицинское страхование в. размерах, которые установлены федеральным  законом;

- добровольных  взносов  физических и юридических лиц;

- поступлений из иных, источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования основываются по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации для финансирования территориальных программ обязательного медицинского  страхования.

Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства Российской Федерации.

 

 

     От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, а также предприятия, которые находятся в собственности данных организаций.

     Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, которые утверждаются федеральным законом и законом субъектов Федерации. Контроль за  полным и своевременным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Государственную налоговую службу Российской Федерации.

     Поступление средств в ФОМС в 2011 году составило- 348437079 тыс. рублей; расходование – 310428047 тыс. рублей.  В 2012 году поступления  составили  1059251460 тыс. рублей; расходование - 1059251460 тыс. рублей, в 2013 году поступления - 1059251460 тыс. рублей, а расходование - 1047238421 тыс. 

     Ежедневная работа внебюджетных фондов, на первый взгляд,  не видна, но ощущается нами, в случаях, когда рождается ребенок или случается производственная травма, или когда нужно отправить ребёнка-школьника в загородный летний лагерь, либо необходимо пройти курс реабилитации в

санатории после перенесенного заболевания и во многих других случаях: социальная сфера в той или иной степени касается всех нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы реализации и перспективы развития социальной   политики в России

 

3.1. Проблемы реализации  социальной политики в России

  

     В начале третьего тысячелетия в России стала актуальна проблема о выборе стратегических приоритетов развития государства. Стало  очевидно, что главным направлением социально-экономической политики страны на долгосрочный период является повышение  уровня и качества жизни населения на основе увеличения конкурентоспособности национальной экономики, выхода ее на путь устойчивого развития с последующим восстановлением политической и экономической роли РФ в мировом сообществе.

     Социальная политика реализуется и создается в процессе деятельности субъекта - государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления. Направлена она на достижение результатов и целей, которые связанны с улучшением материального и социального положения, улучшением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения источников социальной напряженности.

      Основой социальной политики, которая реализует гуманитарную и социальную ответственность Российского государства перед его гражданами, является законодательно закрепленный и гарантированный каждому человеку минимум социальных благ, который учитывает региональные особенности и историческо-культурные традиции абсолютно всех народов нашего государства. В настоящее время необходимо сосредоточить усилия на срочных проблемах, решение которых поможет значительно улучшить условия жизни людей, повысить социальную поддержку реформ. К таким проблемам можно отнести:

 

 

- прогрессирующую деградацию  основных фондов, износ которых  не компенсируется новыми капиталовложениями. На современном этапе моральный  и физический износ основных  фондов достиг 60%, быстро растет  технологическое отставание практически  всех отраслей народного хозяйства  от мирового уровня. При этом  практически не происходит обновления  оборудования, сократилась инвестиционная  активность. Углубляющийся спад  производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, привел к значительной недогрузке  производственных мощностей, которая  не позволяет поддерживать их  эффективную эксплуатацию. Существенно  понизилась эффективность общественного  производства, это отражает понижение  конкурентоспособности экономики  нашей страны.  Экономика вошла в режим суженного воспроизводства, эволюционирует  процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, наблюдается деградация производственного аппарата в материальном производстве: сдвиг в направлении утяжеления структуры народного хозяйства за счет опережающего спада в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров массового потребления, также увеличение доли сырьевых отраслей и сферы услуг в структуре производства и инвестиции, снижение доли машиностроения в системе общественного производства и увеличение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации экономики страны, эволюционирующем  сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, которые являются фундаментом современного экономического роста и поддержания занятости населения.

Информация о работе Расходы государства на социальную сферу: состав и структура