Расходы государства на социальную сферу: состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства перемены социалистической системы не оказались такими болезненными и чреватыми потрясениями, как в реконструкции социальной сферы. Сокращение объемов производства, структурные экономические дисбалансы и кризис государственных финансов заметно уменьшили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять среди ее отдельных направлений. Это привело к сдерживанию реформ социальной сферы, что имеет возможность повлечь за собой серьезные последствия, касаемо стабильности общества.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Екатерины Ушаковой.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

 

 

министерство образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

     саратовский социально-экономический  институт

 

Факультет финансово-кредитный

Направление подготовки  «Экономика»

Профиль  «Налоги и налогообложение»

Выпускающая кафедра финансов

Дисциплина «Финансы»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Расходы государства на социальную сферу:   

                                        состав и структура»

 

Автор работы:

Студентка 2 курса 5 группы

 очной формы обучения

Ф.И.О. Ушакова

             Екатерина Сергеевна

Подпись____________________

Научный руководитель:

д.э.н., профессор 

Ф.И.О. Попов

           Михаил Васильевич

Оценка______________________

Подпись____________________

«______»___________20______г.

 

 

 

 

 

Саратов 2014г.

 

 

Введение

 

     Актуальность исследования определяется тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства перемены социалистической системы не оказались такими болезненными и чреватыми потрясениями, как в реконструкции социальной сферы. Сокращение объемов производства, структурные экономические дисбалансы и кризис государственных финансов заметно  уменьшили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять среди ее отдельных направлений. Это привело к сдерживанию реформ социальной сферы, что имеет возможность  повлечь за собой  серьезные последствия, касаемо стабильности общества.

     Практическое осуществление конституционных прав граждан государства на обеспечение бесплатности и доступности базовых социальных услуг: культуры и образования, здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу более уязвимых групп населения - детей, инвалтдов, пенсионеров, является главной целью федерального правительства, властных органов субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления в области социальной политики.

     Проблемой состоит в том, что еще не удалось построить систему  финансирования и планирования расходов на социальную сферу, которая бы смогла способствовать результативному использованию ограниченных государственных финансовых ресурсов. Именно поэтому, тема данной курсовой работы, бесспорно, является актуальной и имеет огромное практическое значение.

     Объектом изучения является система расходов государства на социальную сферу в Российской Федерации. Предмет изучения -  экономические отношения, которые складываются в процессе формирования и реализации расходов на социальную сферу.

    

 

     Основу исследования составили положения работ зарубежных и отечественных экономистов, материалы периодических изданий по исследуемым вопросам. Вопросы финансирования социальной сферы изучались в трудах зарубежных и отечественных экономистов: Егорова Е., Бабича А., Жильцова Е., Лексина В., Игудина А.,  Молчанова И., Самарухи В., Таксира К., Поляка Г.,  Щвецова А., Иденбурга Ф., Якобсона Л., Гаррингтона М., Мартинеса X.

     На сегодняшний день регионы Российской Федерации находятся в неодинаковом положении в области развития социальной сферы, данная проблема освещалась в трудах  Колесова А., Клисторина В., Леонова С, Михеевой К, Матеюка В.,  Перфильева С, Ревайкина А., Суспицина С,, Селиверстова В., Терехина В.

     В качестве информационной базы в работе выступают законодательные Постановления Правительства Российской Федерации, акты Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации.

     Наличие множества дискуссионных вопросов преобразования отраслей социальной сферы, диспропорции в развитии социальной сферы в регионах Российской Федерации создают  потребность в продолжении, углублении и детализации исследований в данном направлении.

     Цель курсовой работы -  изучение процесса финансирования социальной сферы в Российской Федерации.

     Поставленная цель определила следующий круг задач:

- исследовать теоретические  основы социальной сферы;

- рассмотреть практические  аспекты финансирования отраслей  социальной сферы;

- выявить проблемы реализации  социальной политики в России;

- наметить перспективы  развития социальной политики  на примере Саратовской области.

 

 

Глава 1. Теоретические основы социальной сферы

 

1.1. Роль и значение социальной сферы

 

     Социальную сферу образуют учреждения и предприятия разных форм собственности, оказывающие услуги населению.  Со  становлением  производственных сил изменяются как конструкция  общественных  потребностей,  так и методы их удовлетворения,  возрастает спрос  на  многообразные  общественные услуги, а также  возрастают требования к их качеству. Работа учреждений и предприятий  общественной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным  правилам и нормам.

     Отрасли социальной  сферы должны удовлетворять образовательные, культурные, медицинские, нравственные потребности,  также завершать процесс создания  материальных благ и, соответственно, их доведение до  потребителя. Они требуют большого спроса на  разные  машины и оборудование, на рабочую силу,  финансовые источники, материалы, в этом проявляется их связь с производством. Высокий уровень развития  социальной сферы, в свою очередь, оказывает  большое  воздействие на  человека.

     В современном индустриальном и постиндустриальном  обществе непроизводственная  сфера играет большую роль в жизнеобеспечении человека.  Социальная  инфраструктура, в которую включаются учреждения народного образования,  культуры, искусства, здравоохранения,  общественного  обеспечения, занимает важное место в государственном народнохозяйственном комплексе. В России в отраслях общественной инфраструктуры трудится  приблизительно 25% работников, которые заняты в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений общественной инфраструктуры составляют

 приблизительно  30% основных  фондов народного хозяйства. На  содержание и обслуживание этих  учреждений из консолидированного  бюджета 

 

Российской Федерации каждый год  выдается  приблизительно 25% всех бюджетных ассигнований.

     Отрасли общественной инфраструктуры в зависимости от характера  удовлетворения потребностей можно разделить на две группы. Первая представляет собой отрасли, деятельность которых направлена  на удовлетворение  общественно- культурных, духовных, умственных запросов и потребностей  человека. Вторая  группа  включает отрасли, предназначенные  для заключения  процесса создания  физических благ и их доведения до потребителя, которые  должны   содействовать уменьшению расходов труда на ведение и содержание домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, увеличения круга возможностей для удовлетворения духовных запросов.    

     Культура – это ветвь социальной сферы, основными задачами которой являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, библиотек, театров, а также обеспечение доступа для  всех групп населения к ценностям культуры.

     Совершенствование социальной  инфраструктуры зависит от уровня  развития  материального производства, объема  национального дохода и его разделения между непроизводственной и производственной сферами. Инфраструктура оказывает многостороннее воздействие  на продуктивные  силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного распределения  труда  фактически нереальна деятельность отраслей  материального  производства без  социальной инфраструктуры.  Материальные  и   нравственные блага, которые предоставляются  учреждениями и предприятия  социальной  инфраструктуры, удовлетворяя потребности  людей, являются  главным и важным  фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Можно сказать, что инфраструктура становится  общественным  ускорителем экономического  становления.

 

1.2.  Социальная функция государства

 

    

     Согласно Конституции Российской Федерации, Россия - общественное государство, которое строит социально-ориентированную рыночную экономику. Исполнительная и законодательная власти обязаны обеспечить соблюдение прав человека. Государственной охране подлежат бесплатное здравоохранение и образование определенного уровня, также бесплатное жилье для нуждающихся, пенсии, пособия и многое другое.

     Выделение фондов на социальную сферу соответствует политике, которая направлена на социальную ориентацию экономики.

     Необходимость образования общественно-ориентированной экономики обусловлена такими факторами как:

- создание условий для  творческого труда с удовлетворением  разумных человеческих потребностей  творческого труда;

- необходимость в создании  нормальных условий для жизни  людей, рационального удовлетворения  их духовных и материальных  потребностей;

- формирование результативной  системы социальной защиты, в  том числе сдерживание роста  безработицы, обеспечение пособий  для нетрудоспособных граждан  по болезни и др.;

- поддержание постоянного  уровня реальных  доходов малых  производств и хозяйства, проведение  антиинфляционных политики и  индексации доходов.

     В настоящее время в развитии социально-экономической сфере можно выделить следующие основные задачи социальной политики:

- увеличение поддержки  государства, направленной на защиту  уязвимых групп населения;

- осуществление социальных  программ и комплексных мер  в сфере пенсионного обеспечения  и оплаты труда, политики занятости;

- изменение социальной  сферы, в основе которого лежит  принцип сочетания бесплатности  и платности услуг образования, культуры и здравоохранения исходя  из их разумного отношения;

 

 

 

- создание новой политики  в жилищной сфере, ранка жилья  в общефедеральном масштабе, изменение  процесса оплаты коммунальных  услуг и жилья для населения, стимулирование жилищного строительства  по всем его экономически эффективным  видам.

     Конституция  Российской Федерации гарантирует  всякому гражданину РФ:

1. Право на вознаграждение за труд не меньше установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, а также право на оплачиваемый ежегодный отпуск, для граждан, работающих в организациях, финансируемых из госбюджета (ст. 37).

2. Защищенность детства, материнства, семьи (ст.38). Со стороны государства финансовым выражением данной гарантии являются бюджетные ассигнования на содержание медицинских учреждений, которые связанны с обеспечением материнства и обслуживанием детей, выплата пособий по рождению детей, по уходу за ними, многодетным семьям, содержание дошкольных учреждений и др.

3. Социальное обеспечение по возрасту, по причине болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39). На эти цели средства выделяются из внебюджетных фондов и бюджета.

4. Право на медицинскую  помощь и охрану здоровья (ст.41). В государственных медицинских учреждениях  данная помощь должна быть оказана бесплатно. Источники финансирования: страховые фонды и бюджетные ассигнования.

5. Бесплатность и общедоступность дошкольного, основного среднего и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст.43).

6. Малоимущим гражданам РФ, которые нуждаются в жилище; предоставляется бесплатно или за доступную плату (ст.40). Финансируется из местных бюджетов.

 

 

 

1.3.  Основные направления государственной социальной политики

 

     Большое внимание в государственной социальной политике уделяется таким проблемам,  доходы граждан и уровень их жизни. Задачи социальной политики сосредотачиваются на  недопущении последующего снижения данного  уровня, достижении стабилизации положения в данной области, ограничении, а затем и снижении уровня бедности, создании условий для повышения жизненного уровня населения. Данное усиленное внимание к этой проблеме можно объяснить тем, что жизненный уровень населения низок, и без существенных действий в этой области важность иных социальных проблем отходит на второй план.

     Важной чертой социальной политики на сегодняшний день является то, что государство должно обеспечить социальные гарантии в сфере доходов населения, то есть гарантировать каждому гражданину минимальный доход,  помощь социального и медицинского обслуживания, гарантии получения культурного развития и образования на уровне не ниже достигнутого.

     Одной из главных целей государственной социальной политики является формирование системы поддержки незащищенных слоев граждан в части приобретения и содержания, стабилизация положения в жилищной сфере.

      В качестве  важной выдвигается цель сдерживания  массовой безработицы и смягчения  ее ощутимых социальных последствий.

     Особое внимание уделяют проблеме совершенствования отраслей народного хозяйства, занятых предоставлением гражданам услуг социального характера, то есть  образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

      Немало  внимания в  социальной политике  уделяется проблемам, которые связаны  с регулированием трудовых отношений, например, таких, как защита трудовых  прав граждан, охрана труда и  многое другое.

 

 

 

      В качестве  особой задачи выступает решение  специфических социальных проблем  отдельных категорий граждан: вынужденных  мигрантов, военнослужащих.

      Региональным  аспектам социальной политики  уделяется особое внимание, определяются  важные линии взаимодействия  региональных и федеральных органов  власти в данной области.

      Из выше сказанного следует, что социальная политика - это не только проблема экономики. Она состоит из экономических механизмов реализации данной политики, к которым относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. Результат решения проблем зависит от неустойчивости или устойчивости общественной экономической системы.

Информация о работе Расходы государства на социальную сферу: состав и структура