Расходы государства на социальную сферу: состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства перемены социалистической системы не оказались такими болезненными и чреватыми потрясениями, как в реконструкции социальной сферы. Сокращение объемов производства, структурные экономические дисбалансы и кризис государственных финансов заметно уменьшили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять среди ее отдельных направлений. Это привело к сдерживанию реформ социальной сферы, что имеет возможность повлечь за собой серьезные последствия, касаемо стабильности общества.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Екатерины Ушаковой.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практические аспекты финансирования отраслей

социальной сферы

 

2.1. Структура расходов  государства на социальную сферу

 

     Структура расходов государства на социальную сферу, на мой взгляд,  можно разделить на несколько категорий:

- бюджетные расходы государства  на культуру, искусство и СМИ;

- бюджетные расходы государства на физическую культуру и здравоохранение;

- бюджетные расходы государства  на социальную политику.

     Культура — это исторически определенный уровень развития общества, способностей человека и творческих сил, который выражается в типах и формах организации жизнедеятельности людей, создаваемых ими духовных и материальных ценностях,  благах. Культура состоит из результатов познания произведений искусства, нормы права и морали. Культура изменяется в зависимости от уровня развития человека и  науки, при этом сохраняя в себе традиции и обычаи передков.

     Обогащение научными и духовными ценностями человека – вот главные функции культуры в современном мире.

     Правовой  базой развития и сохранения отечественной культуры является Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. № 3612-1.

     Стоит отметить, что с  культурой тесно связано искусство и кинематография.

     Искусство включает в себя художественное творчество в целом: литературу, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, кино, театр и другие разновидности человеческой деятельности.

 

 

 

     Кинематография является отраслью культуры и промышленности, которая осуществляет производство фильмов и показ их зрителю, является одним из массовых видов искусства, играет немаловажную роль в политической и научной сферах.

     Правовой базой поддержки кинематографии является Закон РФ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ.

     Средства массовой информации (СМИ) — систематическое распространение через печать, радио, телевидение, кино сообщений с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, поведение и мнения людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения искусства и культуры не могут обеспечиваться только рынком, они также поддерживаются обществом.

     Каждый год на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется около 30% доходов бюджета России около 8% ресурсов федерального бюджета и 46% бюджетов территорий). Из федерального бюджета выделяются средства на  финансирование учреждений и организаций культуры по перечню, который определяет  Правительство Российской Федерации: музеи,  библиотеки, учебные заведения, театры, которые имеют особую культурную значимость для РФ (1,4% бюджета). Источниками финансирования выше перечисленных организаций культуры субъектов Российской Федерации являются региональные бюджеты.

     Закон о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов предусматривает увеличение государственных расходов на социальную политику, национальную безопасность и оборону, при этом снижаются расходы на национальную экономику, культуру, образование и здравоохранение.

 

 

 

 

     Необходимо отметить, что расходы на образование снизились  с 605,6 миллиарда рублей в 2013 году до 547,8 миллиарда рублей в 2014 году. В 2015 году расходы на образование должны вырасти до 572,5 миллиарда рублей.

Расходы на кинематографию и культуру снизились  с 91,4 миллиарда рублей в 2013 году до 90,4 миллиарда рублей в 2014 году, однако, в 2015 году вырастут до 94,3 миллиарда рублей. Расходы на СМИ составили 70,5 миллиарда рублей в 2013 году, снизились  до 65,5 миллиарда рублей в 2014 году и до 50,6 миллиарда рублей в 2015 году.

      Немалую  долю расходов государства на  социальную сферу составляют  расходы на физическую культуру  и здравоохранение.

     Здравоохранение — это  определенная система мероприятий по охране здоровья, лечению и предупреждению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции Российской Федерации (ст. 41) каждый гражданин имеет право медицинскую помощь и охрану здоровья. Медицинская помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. С 1993г., в соответствии с настоящим  законодательством, происходит постепенное реформирование систем организации, управления и финансирования здравоохранения,  основой которого являются  программно-целевые   методы планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования.

     На современном этапе финансовое обеспечение здравоохранения включает в себя бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского  страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины, ресурсы ведомств и организаций.

     Направлениями  использования являются  программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и другие,

 

 

содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений.

В настоящее время расходы бюджета на здравоохранение снизились с 494,4 миллиарда рублей в 2013 году до 445,2 миллиардов рублей в 2014 году и до 361,1 миллиарда рублей в 2015 году.

     Расходы на спорт и физическую культуру на 2013 год были предусмотрены в объеме 51,1 миллиарда рублей. Согласно законопроекту, в 2014 году они снизятся до 30,7 миллиарда рублей, а в 2015 году вырастут до 32,8 миллиарда рублей.

     Здравоохранение увеличивает фонд фактически отработанного времени в смежных отраслях экономики вследствие снижения заболеваемости и продления работоспособности человека, так объясняется эффективность вложения средств в здравоохранение.

     Главным фактором роста экономических и социальных  результатов от здравоохранения являются основание  новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания.

     Основными задачами  Правительства РФ в сфере здравоохранения на 2014год являются: повышение качества и доступности медицинского обслуживания, улучшения здоровья граждан, предоставление медицинской  помощи в объеме государственных гарантий.

     Необходимо отметить, что на современном этапе социальная политика государства является важным показателем уровня и качества жизни населения страны, именно поэтому ей уделяется немало внимания.

     Социальная политика — сфера деятельности государства, которая связанна с разрешением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена осуществление государственных социальных функций.

     Конституция РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). На

 

 

обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

     Правовой основой социальной политики является ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов, законодательных актов.

     Сумма средств, которая выделяются  на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, а также от  состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, финансирующих  мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, который создается трудоспособными гражданами и проходит за тем перераспределение через внебюджетные фонды и бюджетную систему.

      В расходы бюджетов включаются такие затраты как:

- содержание учреждений  службы занятости и социального  обеспечения;

- содержание домов-интернатов  для инвалидов и престарелых;

- содержание учреждений  по обучению инвалидов;

- выплаты компенсаций  и пособий военнослужащим и  членам их семей;

- расходы на санаторно-курортное  лечение инвалидов и ветеранов;

- расходы на оплату  проезда инвалидов и ветеранов;

- прочие расходы социального  характера.

     Из  федерального бюджета финансируются:

- комплекс мероприятий  по социальной защите населения;

- выплата пенсий военнослужащим, компенсация  ПФ РФ расходов  по выплате государственных пособий  и пенсий, которые  подлежат финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  федерального бюджета;

 

 

 

- финансирование федеральных  целевых программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера» и др.

     Основной объем бюджетных средств, который направляется на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты.

Территориальные органы исполнительной власти используют средства, которые мобилизуются в региональные и местные внебюджетные фонды. За их счет решаются жилищно-коммунальные проблемы малоимущих граждан и пенсионеров.

     Согласно закону, опубликованному на сайте Минфина РФ, расходы на социальную политику вырастут с 3,963 триллионов рублей в 2013 году до 4,112 триллионов  рублей в 2014 году и до 4,558 триллионов  рублей в 2015году.

                                                                                                                   

                                 2.2. Внебюджетные фонды в РФ

 

     Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения потребностей социального, также экономического характера.

     Образование  государственных внебюджетных фондов  необходимо государству, для того  чтобы наиболее эффективно использовать  финансовые ресурсы.

      Бюджетный  кодекс РФ включает в число  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации:

-  Пенсионный фонд Российской Федерации;

-  Фонд социального  страхования Российской Федерации;

-  Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования.    

 

 

 

     Государственные социальные внебюджетные фонды имеют целевое предназначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, то есть  их исполнение бюджета использованием средств внебюджетных фондов.

     Пенсионный фонд — это централизованный государственный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, который, прежде всего, предназначен для выплаты пенсий.

    Пенсионный фонд РФ образован 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ).

     Пенсионный фонд - финансово-кредитное учреждение, которое реализует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

      Согласно  ст. 2 Положения о Пенсионном фонде  денежные средства данного фонда  являются  государственной собственностью  и не входят в состав бюджетов  других фондов, и не подлежат  изъятию.

Пенсионный фонд в регионах Российской Федерации имеет свои отделения.

      Согласно  Положению о Пенсионном фонде  РФ он осуществляет 

такие функции как:

- сбор страховых взносов  от плательщиков и  накопление  средств, которые необходимы для  выплаты государственных пособий  и пенсий на детей;

- организацию и систематизацию  банка данных по плательщикам  страховых взносов в Пенсионный  фонд;

- индивидуальный учет  обязательных страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд  от работающих граждан .

       Денежные  средства Пенсионного фонда формируются  за счет:

- страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной  трудовой деятельностью;

- страховых взносов иных категорий граждан;  ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пособий и

 

 

пенсий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

- добровольных взносов  юридических и физических лиц.

     Организации уплачивают и начисляют обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.

    Не считая страховых взносов, поступающих от физических лиц и организаций, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

     На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за полным и своевременным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

     Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

- выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, которые  выезжают за пределы РФ;

- оказание материальной  помощи  нетрудоспособным и престарелым  гражданам;

- прочие расходы.

      Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда. Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%).

    С 1 января 1997 г. на территории РФ вступил в силу ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации;20 марта 1996 г.).

Информация о работе Расходы государства на социальную сферу: состав и структура