Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа
Основной целью этой работы является, во-первых, показать экономическую сущность и значение бюджетов субъектов Российской Федерации для экономической, финансовой и бюджетной систем регионов. Во-вторых, задачей ставится рассмотреть основные виды расходов бюджетов регионов, показать основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ, а также основные принципы формирования расходов этих бюджетов. В сложившейся социальной и экономической ситуации в стране важным видится и анализ изменения состава и структуры расходов региональных бюджетов в динамике (в период с 2009 по 2010 гг.).
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность, значение бюджетов субъектов Российской Федерации для развития региональной экономики.... 5
Глава 2. Классификация и состав расходов региональных бюджетов. Расходные обязательства и разграничение полномочий субъектов Российской Федерации 7
Глава 3. Динамика состава и структуры расходов бюджетов субъектов РФ в 2009-2010 гг. 13
Заключение 21
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Список литературы 25
Характерной особенностью формирования межбюджетных отношений в 2009 – 2011 годах является существенное снижение количества субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 71 в 2009 году до 45 в 2011 году.
Причиной сокращения расходов на межбюджетные трансферты стал неоправданный рост числа субвенций и субсидий, не связанных с реализацией государственных полномочий, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, а с другой – ограничивает самостоятельность и ответственность органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, что приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны одних регионов (прежде всего, регионов-доноров), по сути превращается в финансирование того или иного расходного обязательства другого субъекта РФ или муниципального образования.
Ответственность органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированные на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.
Поэтому
повышение уровня финансового обеспечения
полномочий органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправлении
за счет собственных доходов – это предпосылка
для создания стимулов развития всех регионов,
прежде всего, с помощью поддержки малого
и среднего предпринимательства.
Заключение
За последние годы существенно возросли финансовые возможности субъектов РФ по решению возложенных на них задач. Вместе с тем граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству.
Поэтому основным направлением работы в области бюджетирования должна стать ориентация государства на результат. Бюджетирование по результатам предполагает наиболее эффективное и экономное использование финансовых средств для достижения конечного результата, концентрацию бюджетных средств любого уровня на решение приоритетных задач федеральной и региональной политики.
Требование о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов содержится в ежегодных посланиях Президента РФ. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированные на конечные общественно значимые результаты.
Частное софинансирование проектов регионального уровня – один из способов экономного расходования бюджетов. Это не только привлечение налоговых доходов в бюджет, но и возможность развития малого и среднего бизнеса, создание дополнительных рабочих мест для жителей регионов.
На региональные бюджеты ложится основной объем финансирования народного хозяйства – более 70% расходов консолидированного бюджета, что включает в себя дотации предприятиям, инвестиции, компенсации жилищно-коммунальному хозяйству, затраты на городскую и сельскую инфраструктуру.
Необходимо отметить, что расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются на данной территории - это комплексное развитие экономики региона, его благоустройство, обеспечение функционирования отраслей экономики, транспорта, социальной сферы, обслуживающих население данной территории, экологическая деятельность, развитие межрегиональных отношений и т.д. При этом основополагающими принципами при распределении расходов между бюджетами являются: на федеральном уровне – обеспечение общегосударственных интересов, государственная значимость расходов; на региональном уровне – соответствие функциям, выполняемым данным уровнем управления, территориальная принадлежность, значимость для данной территории; на местном уровне главными принципами становится экономическая целесообразность и территориальная принадлежность.
Конечно, такие разграничения в области финансирования являются основополагающими принципами формирования бюджетных уровней в стране, но возможны и отступления от данных принципов. Из региональных бюджетов при наличии средств может осуществляться поддержка федеральных целевых программ, которые не имеют адресной региональной принадлежности, но их выполнение положительно влияет на развитие регионов (например, реконструкция и строительство предприятий дает новые рабочие места, программа по улучшению плодородия почв способствует развитию сельского хозяйства, программа по экологии улучшает экологическую обстановку и др.).
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов с перемещением бюджетных средств с одного уровня бюджетной системы на другой их совокупная величина не возрастает. Поэтому для обеспечения бюджетных расходов средствами необходимо проводить работу по совершенствованию состава и структуры расходов бюджета, привлечению дополнительных источников финансирования расходов, особенно в социальную сферу, так как обеспеченность услугами этой сферы в первую очередь характеризует уровень благосостояния граждан. Совершенствование состава и структуры расходной части бюджета требует определения приоритетных направлений расходов. Именно этим направлениям в первую очередь должна оказываться поддержка. В сложившихся условиях приоритетными должны быть именно социальные расходы, так как именно государство должно обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе.
Следует отметить также рост удельного веса доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в доходах и расходах консолидированного бюджета РФ. Это характеризует определенное повышение финансовой самостоятельности субъектов РФ, которая обеспечивается, кроме прочих факторов, опережающим ростом их финансовой ответственности.
Необходимо
также отметить, что сбалансированность
регионального бюджета крайне важна
для пропорционального и
Всего расходов (руб.) | Общегосударственные вопросы | Национальная оборона | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | Национальная экономика | ЖКХ | Охрана окружающей среды | Образование | Культура, кинематография и СМИ | Здравоохранение, физическая культура и спорт | Социальная политика | Межбюджетные трансферты | |
2010 | ||||||||||||
Январь | 192 734 708 | 20 210 321 | 17 914 | 12 425 650 | 19 273 266 | 13 468 751 | 199 678 | 40 555 317 | 6 032 424 | 18 863 142 | 36 350 687 | 25 337 558 |
Февраль | 413 362 125 | 31 191 927 | 86 451 | 19 835 174 | 46 895 897 | 36 630 422 | 813 602 | 105 544 938 | 14 428 032 | 49 653 145 | 85 237 759 | 23 044 779 |
Март | 505 578 073 | 41 532 381 | 268 865 | 20 540 936 | 80 713 718 | 45 356 857 | 865 962 | 117 650 130 | 17 659 081 | 59 118 234 | 96 719 418 | 25 152 492 |
Апрель | 552 709 371 | 39 271 599 | 296 381 | 19 465 187 | 82 347 159 | 56 433 298 | 968 338 | 130 962 552 | 20 704 270 | 66 981 786 | 109 428 892 | 25 849 909 |
Май | 473 566 490 | 35 798 569 | 242 646 | 17 893 295 | 64 075 872 | 54 807 346 | 968 660 | 116 190 809 | 16 707 462 | 55 297 844 | 85 743 212 | 25 840 777 |
Июнь | 609 634 971 | 45 732 679 | 270 729 | 20 741 059 | 83 177 836 | 72 550 328 | 1 164 271 | 177 865 758 | 19 529 718 | 67 494 172 | 98 518 273 | 22 590 149 |
Июль | 551 706 889 | 38 794 488 | 287 825 | 19 946 564 | 101 004 128 | 72 266 097 | 1 451 790 | 110 145 515 | 20 583 013 | 65 949 509 | 93 427 553 | 27 850 407 |
Август | 492 846 569 | 33 166 159 | 264 892 | 18 396 281 | 91 716 527 | 79 804 135 | 1 255 323 | 76 008 057 | 16 020 266 | 61 277 605 | 90 763 324 | 24 174 000 |
Сентябрь | 552 922 929 | 35 137 281 | 323 934 | 21 524 680 | 99 085 327 | 80 154 585 | 1 225 873 | 102 739 996 | 17 444 372 | 67 129 934 | 104 747 406 | 23 409 541 |
Октябрь | 563 861 645 | 38 464 358 | 254 432 | 18 399 966 | 100 232 135 | 65 120 937 | 1 204 571 | 118 312 950 | 17 998 003 | 64 090 464 | 113 439 731 | 26 344 099 |
Ноябрь | 575 795 407 | 37 418 185 | 271 190 | 22 289 977 | 103 077 714 | 81 233 767 | 1 125 763 | 119 651 316 | 18 653 819 | 70 195 588 | 96 268 416 | 25 609 672 |
Декабрь | 1 152 224 672 | 84 711 978 | 620 956 | 42 604 993 | 231 977 609 | 178 762 428 | 3 610 765 | 235 337 665 | 42 063 703 | 150 725 414 | 156 631 506 | 25 177 655 |
Итого расходов: | 6 636 943 849 | 481 429 924 | 3 206 215 | 254 063 762 | 1 103 577 189 | 836 588 950 | 14 854 596 | 1 450 965 001 | 227 824 161 | 796 776 835 | 1 167 276 177 | 300 381 039 |
% от Итого расходов: | 7,25% | 0,05% | 3,83% | 16,63% | 12,61% | 0,22% | 21,86% | 3,43% | 12,01% | 17,59% | 4,53% | |
2009 | ||||||||||||
Январь | 159 308 685 | 16 097 855 | 14 390 | 9 538 607 | 12 874 357 | 12 626 677 | 168 121 | 33 588 543 | 5 205 144 | 18 162 122 | 28 150 566 | 22 882 303 |
Февраль | 389 528 336 | 30 659 200 | 96 290 | 18 108 721 | 37 403 223 | 42 827 107 | 746 280 | 100 936 488 | 13 733 452 | 54 485 328 | 71 526 644 | 19 005 600 |
Март | 502 447 023 | 34 093 393 | 266 418 | 19 519 271 | 89 968 239 | 60 418 566 | 849 592 | 110 880 585 | 16 870 404 | 64 545 486 | 83 126 284 | 21 908 785 |
Апрель | 547 771 835 | 47 243 877 | 250 673 | 18 442 833 | 97 194 047 | 67 988 036 | 2 403 330 | 120 775 339 | 18 637 210 | 65 198 367 | 87 238 978 | 22 399 144 |
Май | 457 822 455 | 30 728 988 | 211 419 | 17 428 725 | 79 368 063 | 50 737 487 | 1 149 184 | 111 892 177 | 15 983 666 | 51 977 065 | 73 734 343 | 24 611 338 |
Июнь | 554 841 652 | 44 531 292 | 245 702 | 19 901 925 | 79 266 354 | 68 371 183 | 1 366 524 | 166 746 579 | 18 018 521 | 60 514 539 | 75 828 983 | 20 050 052 |
Июль | 543 787 775 | 39 297 113 | 306 294 | 18 484 388 | 111 318 019 | 81 987 843 | 1 257 213 | 100 015 806 | 18 574 656 | 63 580 662 | 81 763 575 | 27 202 205 |
Август | 434 777 334 | 30 684 163 | 231 450 | 17 740 277 | 80 779 635 | 69 511 157 | 1 279 072 | 67 696 605 | 14 192 587 | 57 214 834 | 72 812 195 | 22 635 360 |
Сентябрь | 509 335 130 | 34 101 475 | 265 855 | 21 148 683 | 90 741 215 | 88 182 381 | 1 083 596 | 96 715 285 | 16 265 436 | 59 951 927 | 78 772 651 | 22 106 625 |
Октябрь | 517 923 557 | 36 698 587 | 254 568 | 19 316 190 | 96 116 314 | 68 652 257 | 1 581 793 | 113 655 000 | 17 512 636 | 60 180 126 | 81 772 521 | 22 183 564 |
Ноябрь | 539 755 079 | 35 159 407 | 283 728 | 22 067 612 | 103 935 674 | 70 392 013 | 1 447 460 | 109 637 777 | 18 059 194 | 66 927 272 | 83 171 536 | 28 673 407 |
Декабрь | 1 098 981 941 | 76 016 943 | 588 883 | 39 715 955 | 252 339 434 | 172 672 566 | 3 367 711 | 213 662 099 | 39 681 243 | 136 354 354 | 140 493 217 | 24 089 535 |
Итого расходов: | 6 256 280 803 | 455 312 293 | 3 015 672 | 241 413 186 | 1 131 304 576 | 854 367 274 | 16 699 875 | 1 346 202 283 | 212 734 151 | 759 092 081 | 958 391 495 | 277 747 919 |
% от Итого расходов: | 7,28% | 0,05% | 3,86% | 18,08% | 13,66% | 0,27% | 21,52% | 3,40% | 12,13% | 15,32% | 4,44% |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации