Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью этой работы является, во-первых, показать экономическую сущность и значение бюджетов субъектов Российской Федерации для экономической, финансовой и бюджетной систем регионов. Во-вторых, задачей ставится рассмотреть основные виды расходов бюджетов регионов, показать основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ, а также основные принципы формирования расходов этих бюджетов. В сложившейся социальной и экономической ситуации в стране важным видится и анализ изменения состава и структуры расходов региональных бюджетов в динамике (в период с 2009 по 2010 гг.).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность, значение бюджетов субъектов Российской Федерации для развития региональной экономики.... 5
Глава 2. Классификация и состав расходов региональных бюджетов. Расходные обязательства и разграничение полномочий субъектов Российской Федерации 7
Глава 3. Динамика состава и структуры расходов бюджетов субъектов РФ в 2009-2010 гг. 13
Заключение 21
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Бюджеты субъектов upd.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

  Расходное обязательство - это законодательно закрепленная обязанность Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования предоставлять средства бюджета или государственного внебюджетного фонда получателям — отдельным гражданам, организациям, предприятиям, бюджетам других уровней. Расходные обязательства бывают разных типов. Но основная их часть — это государственные услуги и публичные обязательства.

Расходные обязательства субъекта РФ возникают  в результате:

1) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

2) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;

3) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

4) принятия нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

  Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются  органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

  Основы  разграничения расходных обязательств между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления заложены в Конституции РФ, а также  принимаемыми в соответствии с ней  федеральными законами.

  Полномочия  органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного  ведения, установленным Конституцией РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета  субъекта РФ (за исключением субвенций  из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

  В соответствии с Федеральным законом  от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов  государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

  • материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта Российской Федерации;
  • формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов;
  • поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
  • установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • привлечения субъектом РФ заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов субъекта РФ;
  • организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта РФ;
  • установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществления контроля за их применением и т.д.

  Департаментом развития федеративных отношений и  местного самоуправления на основании  анализа федерального законодательства о разграничении полномочий между  органами публичной власти был составлен перечень полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В него по состоянию на II квартал 2010 года включены следующие полномочия:

  • полномочия в области обеспечения деятельности судебной власти;
  • полномочия в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
  • предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • полномочия в области предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
  • полномочия в сфере трудоустройства и занятости населения;
  • полномочия в области компенсационных и иных социальных выплат;
  • полномочия в области градостроительства и архитектуры;
  • полномочия в области образования;
  • полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной   охраны объектов культурного наследия;
  • полномочия в области охраны здоровья граждан и т.д.

  Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько признаков  классификации.

  Важное  значение для понимания значения бюджетных расходов имеет их функциональная классификация, представляющая собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Функциональная  классификация состоит из четырех  уровней.

  Первый  уровень функциональной классификации - разделы, отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; ЖКХ; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография и СМИ; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

  Второй  уровень функциональной классификации  – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (84 подраздела).

  Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

  Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.

  В рамках целевых статей и видов расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации, при помощи целевых статей реализовано функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса: посредством формирования программ или непрограммным способом.

  Виды  расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Также применяется экономическая классификация расходов бюджета.

  Раньше  экономическая классификация расходов показывала влияние расходов на процесс  расширенного воспроизводства. В этом случае выделялись текущие и капитальные  бюджетные расходы.

  Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки, субсидий и субвенций  на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификации РФ.

  Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая в соответствии с утвержденной инвестиционной программой инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

  В настоящее время экономическая  классификация расходов является группировкой расходов бюджетов в зависимости  от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. В рамках этой группировки выделяются следующие виды расходов: на оплату труда и начисления на оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание государственных и муниципальных служащих; на оплату работ и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; на выплату социальных пособий (компенсаций, субсидий) определенным категориям граждан; на безвозмездные перечисления коммерческим и некоммерческим организациям, а также другим бюджетам бюджетной системы РФ и субъектам международного права; на обслуживание государственного и муниципального долга; на строительство, приобретение в государственную и муниципальную собственность основных средств, а также реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Расходы бюджетов в их экономической структуре в Федеральном законе (решении) о бюджете не утверждаются.

    Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

  Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

  В случаях создания новых, либо реорганизации действующих федеральных органов власти Правительство Российской Федерации вправе вносить изменения в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

  Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

  Ведомственная классификация расходов местных  бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Глава 3. Динамика состава  и структуры расходов бюджетов субъектов РФ в 2009-2010 гг.

  На  основе данных, приведенных в таблице «Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2009-2010 гг.» (Приложение 1), рассмотрим основные направления финансирования  региональных бюджетов.

  Для большей наглядности изменения соотношений в расходах региональных бюджетов в 2009-2010 гг. в Приложении 2 представлена диаграмма, из которой видно, что структура расходов региональных бюджетов в 2010 году не претерпела существенных изменений по сравнению с 2009 годом. В первую очередь увеличились расходы на социальную политику (21,8%), межбюджетные трансферты (8,1%), образование (7,8%) и здравоохранение (5%); также наблюдается незначительное сокращение расходов по таким направлениям финансирования, как национальная экономика (2,4%) и ЖКХ (2%)

Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации