Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью этой работы является, во-первых, показать экономическую сущность и значение бюджетов субъектов Российской Федерации для экономической, финансовой и бюджетной систем регионов. Во-вторых, задачей ставится рассмотреть основные виды расходов бюджетов регионов, показать основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ, а также основные принципы формирования расходов этих бюджетов. В сложившейся социальной и экономической ситуации в стране важным видится и анализ изменения состава и структуры расходов региональных бюджетов в динамике (в период с 2009 по 2010 гг.).

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность, значение бюджетов субъектов Российской Федерации для развития региональной экономики.... 5
Глава 2. Классификация и состав расходов региональных бюджетов. Расходные обязательства и разграничение полномочий субъектов Российской Федерации 7
Глава 3. Динамика состава и структуры расходов бюджетов субъектов РФ в 2009-2010 гг. 13
Заключение 21
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Бюджеты субъектов upd.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

  В структуре расходов субъектов Российской Федерации в 2010 году значительное место занимают расходы на образование (21,86%), социальную политику (17,59%), а также расходы на национальную экономику (16,63%). Анализ таблицы показывает, что в 2009-2010 гг. совокупные расходы бюджетов регионов увеличились до половины расходов консолидированного бюджета России или до 17,1 % ВВП, т.е. сравнялись с уровнем расходов федерального бюджета.

  Расходы на образование занимают стабильно высокую долю (более 1/5) в общем объеме расходов территориальных бюджетов. При этом в отдельных субъектах РФ на финансирование образования уходит до 40% средств бюджета, а в других аналогичный показатель не превышает 7-8%. Соответственно, эта  диспропорция демонстрирует наличие весьма значительных отличий в уровне обеспеченности учеников образовательными учреждениями. Так, если в отдельных регионах одно образовательное учреждение обслуживает порядка 65-90 учеников, то в других этот показатель доходит до полутысячи. Существенно различие и в численности обслуживающего персонала одного образовательного учреждения – оно варьируется от 6 до 70 единиц по отдельным регионам.

    Динамика расходов на образование имеет важную отличительную черту: она коррелирует с двумя основными показателями – уровнем оплаты труда работников бюджетной сферы и темпами роста доходов территориальных бюджетов. Указанная особенность свидетельствует о низком уровне соответствия изменения объема этих расходов с потребностью населения в данных услугах.

  В соответствии с функциональной бюджетной классификацией выделяются следующие подразделы по разделу «Образование»: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования.

  Наибольшей  устойчивостью обладают расходы на общее образование, в значительное мере регулируемые требованиями федерального законодательства.

  На  основании выше приведенной информации очевидно, что расходы в области образования требуют, в первую очередь, проведения качественного анализа распределения расходов по регионам. В целом же благодаря тому, что полномочия в области образования частично переданы органам государственной власти субъектов РФ (на основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании") наблюдается повышение качества образования в регионах, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными государственными стандартами.

  Социальная  политика представляет собой систему действий органов государственного и регионального управления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных финансов.

  В целях создания условий для повышения  уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года». Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу.  
Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, увеличения денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, совершенствования механизмов социального партнерства.

  Одной из важнейших проблем социального  развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем  которого является коэффициент соотношения  среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных граждан. По данным Федеральной службы государственной статистики численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России, сократилась с 19,7 млн. человек в январе-сентябре 2009 года до 18,9 млн. человек в январе-сентябре 2010 года. В общей численности населения его доля сократилась с 14% до 13,5% соответственно.

  В соответствии с Законом РФ от 31.03.2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» прожиточный минимум — это стоимостной показатель минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеет первостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальной поддержки населению.

  В общей сумме расходов консолидированного бюджета субъектов РФ на 2010 год  расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 17,59%. К числу основных расходных обязательств бюджетов субъектов РФ по этому разделу относятся социальное обеспечение и социальное обслуживание населения. Следует отметить, что по сравнению с 2009 годом расходы на социальную политику бюджетов субъектов РФ в 2010 году увеличились на 21,8%.

  Субъекты  РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. Этот перечень не является исчерпывающим, так как субъекты РФ вправе расширять как виды, так и состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту, определять понятие и критерии сложной жизненной ситуации, исходя из финансовых возможностей и проводимой в регионе социальной политики. С учетом региональных особенностей строятся и схемы организации социальной защиты населения, которые отличаются большим разнообразием.

  Также значительную долю в расходах бюджетов субъектов РФ занимают расходы на национальную экономику. Они составляют 16,63% от общей суммы расходов, и включают в себя такие значимые подразделы расходов для экономики страны, как «Дорожное хозяйство», «Транспорт» и «Сельское хозяйство и рыболовство».

  На  региональный уровень возложена ответственность за осуществление крупных инвестиционных проектов в области транспорта и инфраструктуры, строительства аэропортов, создания межрегиональной транспортной сети и др. Через региональные бюджеты проходит более половины государственных бюджетных инвестиций. На региональный уровень также были переданы и капитальные вложения – проекты общегосударственного значения, такие как строительство аэропортов и сооружение автомобильных дорог. Доля капиталовложений за период 2009-2010 гг. в общей величине региональных расходов достигла 17,2% , причем 15,6% из них за счет собственных и 1,6% - за счет федеральных средств.

  Следует отметить, что согласно «Бюджетному  посланию Президента РФ о бюджетной  политике в 2011-2013 годах»  особое внимание выделяется расходам на развитие транспортной инфраструктуры. Ведь именно ее наличие является ключевым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности всех субъектов Российской Федерации.

  Безусловным приоритетным направлением в развитии национальной экономика стала в последнее время поддержка инновационных проектов. В субъектах РФ это, в первую очередь, развитие особых экономических зон (ОЭЗ), технопарков и наукоградов.

  В регионах формируется мощный инновационный  кластер с широкими возможностями от проведения научно-исследовательских работ до выпуска и продвижения на рынок высокотехнологичной конкурентной продукции. Очевидно, что успех модернизации экономики, развитие бизнеса, нацеленного на эффективное использование интеллекта и знаний, во многом определяют именно такие проекты на территории РФ.

  Удельный  вес расходов региональных бюджетов по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» составляет в 2010 году 12%. По сравнению с 2009 годом произошло увеличение бюджетного финансирования данного раздела региональных расходов (на 5%). Больше всего средств бюджетов субъектов РФ  выделяется на финансирование стационарной медицинской помощи и  амбулаторной помощи населению регионов России.

  В 2010 году на мероприятия приоритетного  проекта «Здоровье» было направлено 144,8 млрд. рублей. Данный проект подразумевает под собой программу по повышению качества медицинской помощи и включает в себя такие первоочередные для российской медицины задачи как:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики;
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

  В 2011 году запускается масштабный проект  модернизации здравоохранения: за счет повышения страховых взносов  субъекты РФ планируют мобилизовать еще 460 млрд. руб.

  Однако  существующая в России система финансирования здравоохранения имеет свои недостатки. В бюджетах разных уровней зафиксирована сумма, направляемая на здравоохранение, и она является константой. Именно на эти деньги бюджетный сектор оказывает услуги населению. Жестко зафиксировав расходы на здравоохранение, государство тем самым влияет на снижение качества и объема услуг. С точки зрения экономии бюджетных средств лучшую модель здравоохранения придумать невозможно.

  В классической модели нашего здравоохранения  бюджетные медицинские учреждения финансируются в соответствии со сметным принципом. Иными словами, доходная часть больницы формируется «сверху», и именно за эти доходы, получаемые из бюджета, разворачивается конкурентная борьба. Когда больница получила свои деньги, появляется экономическая заинтересованность сохранить их, сокращая расходную часть — затраты на обслуживание больных. Пациенты больнице не нужны. Чем их будет меньше, тем меньше ее расходная часть.

  Возможны  различные решения этой проблемы: сложные методы расчета сметы, подушевое финансирование, плата за посещение лечебно-профилактических учреждений, вызов врача на дом на платной основе, но все перечисленное является лишь суррогатом рыночного механизма. Для того чтобы больной стал доходной частью и объектом конкуренции между медицинскими учреждениями, лучше всего подходит рыночное решение: нужно разместить заказ на рынке, отдавая безусловное предпочтение частному сектору.

  Необходимо  взять из западной модели конкурентную модель, обеспечивающую эффективность расходования бюджетных средств, а из собственной системы — механизм ограничения потребностей, финансовых расходов.

  Нельзя  не затронуть и тему финансирования ЖКХ, особенно на региональном уровне. Вопрос об управлении жилищно-коммунальным хозяйством обсуждается в СМИ, является ключевым при проведении совещаний Правительства РФ. Расходы на ЖКХ занимают в общей доле расходов региональных бюджетов 12,61%. Из них значительная часть направлена на финансирование жилищного фонда и коммунального хозяйства.

  На  реформу ЖКХ из Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2010 году регионам выделено более 100 млрд. рублей. В программах фонда принимают участие 79 регионов, улучшаются условия проживания 7 миллионов граждан, новые квартиры взамен аварийного жилья получили или получат в ближайшее время более 120 000 человек.

  Несмотря  на все принимаемые меры, инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства требует радикального обновления. По экспертным оценкам, свой норматив и срок отслужили более 60% основных фондов коммунального хозяйства. На восстановление основных фондов ЖКХ может потребоваться порядка 6 трлн. рублей, в связи с чем необходимо привлекать частный бизнес и создавать условия, при которых инвесторы захотят вкладывать свои средства.

Также остро стоит вопрос ветхого жилья, в капитальном ремонте нуждается, как минимум, 40% жилых домов. При этом в большинстве регионов рост тарифов на услуги ЖКХ растет с каждым годом не пропорционально улучшению качества жилых домов.

  На  основании разработанной ФЦП "Комплексная  программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2011 годы" Правительство РФ сделало основной упор на формирование механизма привлечения инвестиций в отрасль. Ключевыми инструментами для этого являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов, а также переход к долгосрочным тарифам и заключению концессионных соглашений. Основная суть программы - сформировать и развивать два базовых института: жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Также предполагается приоритетное использование кредитной системы приобретения жилья. Так, по данным Министерства Регионального развития со второй половины текущего года планируется выйти на размер ставки ипотечного кредита в 11%, что позволит существенно увеличить объемы ипотечного кредитования. При этом обязательно должен быть определен оператор ФЦП с соответствующими полномочиями, статусом и функциями, а также необходимым уставным капиталом, который бы выступал гарантом перед банками. Основными целями реализации новой программы модернизации и реформирования ЖКХ являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры. Выполнение программы будет осуществляться в 3 этапа: первый этап - 2010 - 2011 годы, второй - 2012 - 2015 годы и третий - 2016 - 2020 годы.

Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации