Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в Украине на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является охарактеризовать экономическую сущность коммерческих.

Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:

- дать понятие и классификацию коммерческих кредитов;

- дать определение векселя – как составную часть коммерческого кредита;

- охарактеризовать состояние коммерческих кредитов в Украине.

Оглавление

Введение
Глава I. Коммерческий кредит, его сущность
1.1.Понятие коммерческого кредита и способы предоставления
1.2. Кредитная политика корпорации
1.3. Достоинства и недостатки коммерческого кредита
Глава II. Вексель как инструмент коммерческого кредита
2.1. Общая характеристика векселей
2.2. Классификация векселей
2.3. Вексельные функции и индоссамент
2.4. Процедура платежа по векселю
Глава III. Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в Украине на современном этапе
3.1. Вексель – решение проблемы неплатежей
3.2. Коммерческий кредит на современном этапе
3.3. Тенденции и перспективы развития вексельного обращения и коммерческого кредитования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 706.50 Кб (Скачать)

Содержанипе 

Введение        
Глава I. Коммерческий кредит, его сущность        
   1.1.Понятие коммерческого кредита и способы предоставления        
    1.2. Кредитная политика корпорации
       
   1.3. Достоинства и недостатки коммерческого кредита        
Глава II.  Вексель как инструмент коммерческого кредита        
   2.1. Общая характеристика векселей        
   2.2. Классификация векселей        
   2.3. Вексельные функции и индоссамент        
   2.4. Процедура платежа по векселю        
Глава III. Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в Украине на современном этапе        
   3.1. Вексель – решение проблемы неплатежей        
   3.2. Коммерческий кредит на современном этапе        
   3.3. Тенденции и перспективы развития вексельного обращения и коммерческого кредитования        
Заключение        
Список  литературы        

 

ВВЕДЕНИЕ

    Во  всякой экономической системе важное место занимают отношения кредиторов и заемщиков. Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно продемонстрировал необходимость кредитных отношений, их важность для развития и полноценного функционирования экономики. В условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах. Необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в Украине.

    Коммерческий  кредит — разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или  других вещей, определяемых родовыми признаками.

    Современный коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

    Объектом  коммерческого кредита служит товарный капитал, а его субъектами выступают агенты товарного соглашения (контракту): продавец - кредитором, а покупатель - заемщиком.

    Назначение  коммерческого кредита - ускорение  реализации товаров и услуг, а  также получение дополнительного  дохода в виде заимообразного процента, который включен в цену проданных товаров. В этом привлекательность коммерческого кредита для фирмы-продавца. У фирмы-покупателя благодаря коммерческому кредиту достигается временная экономия денежных средств, сокращается потребность в банковском кредите.  

    Развитие и исследование в области коммерческого кредита, безусловно, необходимым в настоящем периоде, и посвящена данная курсовая работа.

     Цель  работы является охарактеризовать экономическую сущность коммерческих.

     Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:

     - дать понятие и классификацию коммерческих кредитов;

     - дать определение векселя – как составную часть коммерческого кредита;

     - охарактеризовать состояние коммерческих  кредитов в Украине.

     Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 46 страниц.

 

    Глава I. Коммерческий кредит, его сущность

    1.1. Понятие коммерческого кредита и способы предоставления 

    В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности максимально увеличить свой оборотный капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны (то есть со стороны продавца), такое кредитование служит одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, позволяющих привлечь значительное число клиентов.

    Таким образом, коммерческий кредит можно охарактеризовать как особую форму взаимоотношений поставщика и потребителя. Особенность ее заключается в том, что сам продавец предоставляет покупателю кредит. Точнее он предоставляет отсрочку платежа по отпущенным товарам или оказанным услугам. Но это и есть кредит, а, поскольку переданная заемщику стоимость выражена в товарной форме, то и сам кредит является товарным. Происходящая при этом и упомянутая выше передача стоимости представляет не что иное, как куплю и продажу товара, т.е. коммерческую сделку, а потому и сам кредит получил название коммерческого кредита. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

    Основное  условие коммерческого кредитования – это то, что в качестве коммерческого  кредита рассматривается только кредит, предоставляемый не по самостоятельному заемному обязательству (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг).

    Применение  коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

    Выделяют  несколько основных способов предоставления коммерческого кредита:

  • вексельный способ;
  • открытый счет;
  • скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто);
  • сезонный кредит («фрэнчайз»);
  • консигнация.

    При вексельном способе покупателю передают коммерческие товаро-распорядительные документы после акцепта. Такой способ коммерческого кредитования стал  наиболее распространенным. Векселю как инструменту коммерческого кредита будет целиком посвящена гл. 2 курсовой работы.

    Согласно  договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Проценты за пользование кредитом по открытому счету, как правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

    Скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто) предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок. Величина сконто, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.

    Сезонный  кредит («фрэнчайз») обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Существенное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

    Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

    Естественно, что любой из этих способов может  быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее адекватного сложившимся условиям способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.  

1.2.Кредитная  политика корпорации 

    Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для промышленных компаний, ведь, как уже отмечалось выше, предложение кредитных услуг является одним из эффективнейших орудий конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с «вышибанием» долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

    Корпорация  должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения  рыночных условий. Тем более это необходимо в нашей стране, в условиях крайней нестабильности. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита.

    Схема №1 показывает последовательность кредитной политики и взаимосвязь ее этапов.

    Как показывает схема, процесс начинается с определения кредитной политики. В дальнейшем, все решения принимаются в соответствии с ее содержанием. После предоставления кредита следующим важным действием является контроль над просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений позволяет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.

Схема 1. Кредитная политика корпорации

 
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА  
         
  КРЕДИТНЫЕ УСЛОВИЯ   РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТА  
         
    КОМУ   СКОЛЬКО  
         
  КОНТРОЛЬ  ЗА СТАТЬЯМИ БАЛАНСА  
         
ПЕРЕСМОТР КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ   СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ СОСТОЯНИЕ СТАТЕЙ БАЛАНСА КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКЕ   НЕОБХОДИМО  ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИБЫЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ  КРЕДИТНЫХ УСЛОВИЙ ИЛИ КРЕДИТНОГО РЕШЕНИЯ
 

    Теперь  рассмотрим подробнее каждую стадию предоставления коммерческого кредита.

    Управление  кредитной политикой выражает общую  стратегию развития корпорации. С  ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют «каркас», структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого «каркаса» разрабатывается методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики.

Информация о работе Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в Украине на современном этапе