Принципы и формы безналичных расчетов на территории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение теоретических основ безналичных расчетов, действующих на территории России. В ходе написания работы были решены следующие задачи:
раскрыть сущность и значение понятия «безналичные расчеты»;
определить принципы организации безналичных расчетов и правила их осуществления;
определить формы безналичных расчетов, используемых на территории России, и дать их краткую характеристику;

Оглавление

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Основы понятия «безналичные расчеты» в Российской Федерации
5
1.1 Сущность и значение понятия «безналичные расчеты»
5
1.2 Принципы организации безналичных расчетов на территории Российской Федерации и правила их осуществления
10
1.3 Формы безналичных расчетов
13
Особенности основных форм безналичных расчетов в России
15
Расчеты платежными поручениями
15
Расчеты платежными требованиями-поручениями
19
Расчеты аккредитивами
20
Расчеты чеками
23
Расчеты с использованием векселей и прочих ценных бумаг
26
Рассчеты с использованием пластиковых карт
29
Рассчеты по инкассо
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам организаций (предприятий) Волковой Е.А. группа 9ФвН1.docx

— 95.15 Кб (Скачать)

Первые карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены не банковскими гигантами: Diners Club (1950 г.), American Express и Hilton Credit (1959 г.). В отношении изготовления они мало чем отличались от предыдущих, но по своим функциям это были совершенно новые карты.

Первая банковская карта  была выпущена в 1951 г. Маленьким нью-йоркским банком Long Islands и с тех пор началось бурное развитие этого вида услуг. Первая универсальная карта большого банка Bank of America прошла испытания в Фриско (Калифорния), в 1956 г. С 1966 г. Bank of America начал продажу лицензий на использование карточной технологии другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of America (14 нью-йоркских банков) учредили свою Межбанковскую карточную ассоциацию – МКА, а в 1969 г. Эта ассоциация купила права на карты Мастер Чадж, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов (4 калифорнийских банка), а большинство банков – членов МКА перешли на выпуск Мастер Чадж. В 1970 г. Bank of America передал контроль над бизнесом карт новой организации банков – National BankAmeriCard, Inc. (НБИ), в которой он был лишь одним из членов.

Таким образом, к началу семидесятых  годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке  универсальных банковских карт: НБИ  и МКА. Параллельно с развитием  американского рынка шла и  интернационализация карточных  операций.

В бывшем СССР карты международных  систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе началась создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 г. Было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club. В 1974 г. На нашем рынке появилась American Express, в 1975 г. – VISA и EuroCard, в 1976 г. – японская JCB. С советской стороны все соглашения подписывались ВАО «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым картам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах. На сегодняшний день работа с коммерческой сетью международных платежных систем (кроме American Express) сосредоточена практически полностью в руках Компании объединенных кредитных карточек – КОКК, для обозначения которой чаще используется английская аббревиатура UCS. Это прямой наследник «Интуриста», а затем «Интуркредиткард». Первым советским эмитентом международных карт был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. «золотые» карты EuroCard. Первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную карту VISA, стал Кредо-Банк (1991 г.). На сегодняшний день число российских банков, выпускающих карты или работающих с ними, исчисляется многими десятками. Этот процесс значительно активизировался, когда государством был введен запрет на расчеты в наличной валюте. Сегодня действуют и российские межбанковские платежные системы: STB Card, Union Card и «Золотая корона».

В технологическом отношении  карты прошли в своем развитии несколько стадий. Как уже отмечалось, первые карты изготавливались из картона или металла, а затем  стали выпускать пластиковые  карты. Основным аргументом для внедрения  пластиковых карт являлось удобство для пользователя. С появлением новых  электронных средств регистрации  и сбора информации появилась  возможность заносить и считывать  информацию на карту при помощи магнитного кодирования. Начало применения пластиковых  карт с магнитной полосой датируется 1969 г. В комбинации с эмбоссированием такие карты широко используются до сих пор.

Следующим этапом в развитии пластиковых карт история обязана  французскому журналисту Ролану Морено, который в 1974 г. Предложил использовать карты с электронной микросхемой. Он запатентовал эту идею и основал компанию Innovatron для производства таких карт. Четырьмя годами ранее аналогичную идею запатентовал в Японии Кунитака Аримура. Пластиковые карты со встроенными в них микросхемами называют еще «интеллектуальными», чип (chip)- или смарт (smart)-картами. Появление пластиковых карт со встроенной в них микросхемой оценивается западными специалистами как революционное. На сегодняшний день смарт-карты – наиболее динамично развивающийся тип пластиковых карт.

По оценкам экспертов, большинство программ использования  карточек, реализуемых коммерческими  банками, в настоящее время реальной прибыли еще не приносят, однако многие банки проявляют к ним  повышенный интерес. Скорее всего, это  можно объяснить тем, что участие  в карточном проекте для российских банков – возможность интеграции в мировую систему банковских услуг, решение проблем с наличными деньгами, повышение имиджа банка. Вместе с тем это освоение перспективного и обширного рынка депозитов и, как следствие, обеспечение стабильности банка в будущем. Реализация карточных проектов может давать огромные прибыли в результате массового привлечения денег физических лиц и последующего их вовлечения в оборот. Как механизм привлечения денежных средств населения карточки гораздо эффективнее потому, что процентная ставка по карточному счету может быть для банков значительно ниже, чем по банковскому депозиту. При этом население все равно сохраняет интерес к карточкам, так как он обусловлен не столько начисляемыми процентами, сколько другими факторами, ради которых карточка и приобретается. При всем очевидном удобстве пластиковой карточки ее внедрение в России сопряжено с рядом объективных трудностей.

Специфически российской особенностью можно считать признаваемую многими высокую степень недоверия  между участниками расчетов: банками, их клиентами, торговыми предприятиями, центрами авторизации и т.д. Это  накладывает дополнительные ограничения  на развитие подобных систем и вызывает необходимость применения специальных  методов обеспечения финансовой безопасности всех участников расчетов от ненадлежащего использования  полномочий и средств доступа.

В западных странах основную прибыль «классическим» платежным  системам приносят отчисления продавцов  товаров или услуг, у нас в  качестве основного источника доходов  рассматриваются, как правило, покупатели.

К сожалению, в России полностью  отсутствует законодательная база для расчетов по пластиковым картам, и в спорных ситуациях банку  проще самому взять на себя спорную  сумму, чем заниматься судебным разбирательством, отнимающим уйму сил и времени.

Одним из основных препятствий  к широкому внедрению карт является укоренившаяся в сознании людей  привычка к использованию наличных денег, а также отсутствие у российских граждан знаний и навыков в  области расчетов по пластиковым  карточкам. При более интенсивной  разъяснительной работе и соответствующем  развитии приемной сети, доля населения, желающая иметь карточку, будет увеличиваться. Платежная система, основанная на использовании  пластиковых карточек, должна быть высокоавтоматизированной и функционировать  в режиме реального времени. Качество же российских коммуникаций оставляет  пока еще желать много лучшего. Поэтому  для надежной работы необходимо создать  и внедрить в эксплуатацию специализированные системы передачи информации. Это  задача чрезвычайно сложная и  дорогостоящая, что, несомненно, задерживает  внедрение расчетов по пластиковым  карточкам.

 

 

 

2.7 Рассчеты по инкассо

  При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент имеет право привлекать для выполнения поручений клиента иной банк.

Процедура расчетов по инкассо  состоит из следующих этапов. 

1. Заключение договора  о купле-продаже товаров, в  котором предусматриваются расчеты  по инкассо.

2. Поставщик производит  отгрузку товара в сроки, установленные  договором. 

3. Отгрузив продукцию  и оформив все необходимые  по условиям договора документы,  поставщик представляет их в  обслуживающий его банк. 

4.   Банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк покупателя). 

5—6. Банк покупателя передает  полученные документы покупателю  против оплаты платежного требования-поручения. 

7. Денежные средства, полученные  от покупателя, переводятся в  банк поставщика. 

8. Банк поставщика зачисляет  полученные суммы на расчетный  счет поставщика. 

Возможность осуществления  расчетов по инкассо должна быть предусмотрена  в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие  платежные документы. 

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться  по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в  безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в  бесспорном порядке).  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, все организации, осуществляя хозяйственную деятельность, сталкиваются с необходимостью проводить расчеты как внутри самой организации, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.

Внутрифирменные расчеты  и некоторые из внешних могут  осуществляться наличными деньгами через кассу организации. Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным  банком РФ.

Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах служит коммерческий банк.

Формы безналичных расчетов могут быть самыми разнообразными. Они зависят от :

    • исторических и экономических особенностей отдельных стран,
    • специфики кредитной системы,
    • степени развития электронных средств связи,
    • компьютеризации банковского дела.

В России наиболее распространены  следующие формы безналичных расчетов :

    • чеки,
    • аккредитивы,
    • кредитные карточки,
    • электронные переводы,
    • векселя, сертификаты,
    • платёжные поручения,
    • требования-поручения.

Подводя итог, можно сказать, что безналичное денежное обращение доминирует в настоящее время, обусловливая всё большую дематериализацию денежного обращения. А причинами этого являются:

1) сокращение издержек  обращения; 

2) ускорение денежного  оборота; 

3) удобство безналичных  расчётов.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. – М. – СПб.: «Тускарора» - 2001 г.
  2. Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.
  3. Андреев А.А. Пластиковые карточки для пользователей. – М.: Банковский Деловой Центр, 2001. – 96 с.
  4. Банки и банковское дело/под ред. И.Т.Балабанова. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
  5. Банки, финансы, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
  6. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2002 г. – 304 с.
  7. Бухгалтерский учёт /Под ред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
  8. Бухгалтерский учет: учебник/А.С.Бакаев – М.: «Бухгалтерский учет», 2002. – 719 с.
  9. Виноградова Т.Н. Банковские операции: Учеб. пос.. – РнД.: «Феникс», 2001. – 384 с.
  10. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998. – 206 с.
  11. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001 – 148 с.
  12. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб. – М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.
  13. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
  14. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт – М.: ИНФРА М, - 2002 – 515 с.
  15. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, - 2005 – 717 с.
  16. Кочергин Д.А. Системы электронных денег: классификация и характеристика элементов//Банковское дело №2 2005
  17. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства - М.: ФиС, 2004 – 212 с.
  18. Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 856 с.
  19. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.
  20. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: Учеб. пос. – М.: изд. центр «Академия», 2004. – 288 с.
  21. Поршнева А.Г. Основы и проблемы экономики предприятия М.: Финансы и статистика. 2002 - 92с.
  22. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. - М.: Юристъ, 2004. – 255 с.
  23. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 639 с.
  24. Финансы предприятий, организаций: Учеб./под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 368 с.
  25. Финансы, налоги, кредит: Учеб./под ред. Емельянова А.М. – М.: РАГС, 2001. – 546 с.
  26. Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций. – М.: ИКЦ «МарТ», 203. – 304 с.
  27. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – М.: «Дело», 2002. – 320 с
  28. Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П. Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 151 с.

Информация о работе Принципы и формы безналичных расчетов на территории России