Прибыль организации, как источник финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы - исследовать механизм формирования прибыли и рентабельность УКПП «Витпласт» за 2008 - 2009 гг., а также выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по увеличению прибыли.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- определить сущность и содержание прибыли;
- изучить факторы, влияющие на прибыль на современном этапе;
- определить функции и значение прибыли;
- дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;
- проанализировать формирование прибыли данной организации;
- предложить пути увеличения прибыли в данной организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Прибыль организации как источник финансовых ресурсов…………... 6
1.1 Понятие прибыли, её значение в деятельности организации………… 6
1.2 Порядок формирования, распределения, использования прибыли…. 11
1.3 Рентабельность организации…………………………………………… 18
1.4 Факторы роста прибыли и повышения рентабельности…………….. 21
2. Анализ формирования прибыли и рентабельности продукции УКПП «Витпласт»…………………………………………………………………….
27
2.1 Общая характеристика организации и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности……………………………………
27
2.2 Анализ формирования прибыли организации…………………………. 30
2.3 Анализ рентабельности деятельности УКПП «Витпласт»……………. 37
3. Основные направления увеличения прибыли и повышения рентабельности УКПП «Витпласт»…………………………………………
43
Заключение…………………………………………………………………… 47
Список использованных источников……………………………………… 49

Файлы: 1 файл

ФП курсовая.docx

— 97.54 Кб (Скачать)
Прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов  
 
 
  =
Выручка от реализации основных средств и  иного 

имущества предприятия

 
-
Остаточная  стоимость основных средств
Расходы, связанные с реализацией

Расходы от финансовых и прочих операций

Доходы  от финансовых и прочих операций
 
 

Рисунок 1.3 – Схема образования  прибыли (убытка) от операционных

доходов и расходов

 Источник: [8, с. 259] 

      Общая прибыль предприятия синтезирует  в себе все многообразные результаты его хозяйственно-финансовой деятельности. При ее распределении и использовании  должны быть учтены множественные нормативные  акты.

      Полученная  предприятием прибыль делится на две части: направляемую в государственный бюджет и остающуюся в распоряжении предприятия. Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят:

      - налог на недвижимость;

      - налог на прибыль;

      - местные налоги и сборы.

      Следует учитывать, что в составе общей  прибыли может находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных доходов, с которых у источника  их получения уже удержан налог  на доход.   В подобном случае при  исчислении налога на прибыль из общей  прибыли вычитаются: прибыль от дивидендов, налог на недвижимость, прибыль, не облагаемая  налогом в результате  предоставления льгот, и к оставшейся сумме налогооблагаемой прибыли  применяется установленная Законом  ставка платежа. В налоговом учете, кроме того, предусмотрено, что за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачивается в государственный бюджет экологический налог, начисленный за превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) за сверхлимитную добычу природных ресурсов; покрывается сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на производство продукции (работ, услуг), командировочных, консультационных и аудиторских услуг, рекламы и др. [9, с. 254].

      Таким образом, чистая прибыль предприятия  — это та ее часть, которая остается после уплаты перечисленных платежей и отчислений. Ее распределение и  использование регулируется Уставом  предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего  пользования. Например, собрание акционеров может принять решение о направлении  всей чистой прибыли на развитие производства или на использование ее на удовлетворение жилищно-социальных потребностей всего коллектива без выплат дивидендов акционерам.

      Чистая  прибыль предприятия подразделяется на две части: используемую на увеличение имущества (накопление) и выплачиваемую  работникам и собственникам (потребление).

      Для государственных предприятий соотношение  между этими двумя частями  устанавливается ведомственными актами в пропорции 60:40. По негосударственным  предприятиям пропорции не регламентируются, но их соблюдение важно для обеспечения  стабильного развития бизнеса.

      Прибыль, направляемая на увеличение имущества, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножает богатство  предприятия. Она может быть использована:

      - на капитальные вложения в  расширение, обновление, модернизацию  основных фондов;

      - погашение долгосрочных банковских  кредитов и уплату процентов  по ним;

      - увеличение оборотных средств предприятия;

      - инвестиции в ценные бумаги, совместную  деятельность;

      -  приобретение новых технологий  и другие инновации.

      Потребляемая  прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить  финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:

      - на выплату работникам вознаграждений  за выслугу лет и по итогам  года, материальной помощи;

      - выплату дивидендов акционерам  предприятия.

      Промышленность  Республики Беларусь находится в  переходном периоде к рыночным условиям хозяйствования и в связи с  этим испытывает существенные экономические  трудности. Прибыль и рентабельность предприятий невысока, а значительные налоговые платежи и необходимость  за счет прибыли поддерживать уровень  оплаты труда, пополнять оборотные  средства не оставляет больших возможностей для инвестиций. Отсутствие инвестиций, в свою очередь, не позволяет наращивать прибыль. Приведенные данные показывают, что проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее распределения и требует государственного подхода [11, с. 132]. 

      1.3 Рентабельность организации 

     Для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования  специальных фондов, соизмерения  затрат и результатов на отдельных  стадиях воспроизводственного процесса необходимы адекватные экономические  показатели.

     Так наличие прибыли на предприятии  означает, что его доходы превышают  расходы, связанные с его деятельностью. Но для оценки результативности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели прибыли. Очевидно, что более объективную картину  результатов деятельности предприятия  можно получить с помощью показателей  рентабельности.

     Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде.

     В основе построения показателей рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам на производство продукции, или выручки от реализации, или другим активам предприятия. Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты, и тогда они представлены в виде десятичной дроби, или как показатели, представленные в процентах [3, с. 73].

       Исходя из целей анализа используют различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования), что позволяет сконструировать множество различных показателей (таблица 1.1):

     1) рентабельность экономическая (активов), рентабельность собственного капитала, рентабельность применяемого в  производстве капитала, рентабельность  оборотных активов, рентабельность  чистых активов и т.п. (ресурсный  подход);

     2) рентабельность оборота (продаж);

     3) рентабельность реализованной продукции,  рентабельность отдельных видов  или групп продукции, рентабельность  инвестиций и т.д. 

     Оценка  показателей рентабельности дает представление  о том, насколько эффективно предприятие  осуществляет свою деятельность, контролирует расходы на производство и реализацию продукции, и какую чистую прибыль при этом получает.

     Нормативного значения для коэффициентов рентабельности не существует, но есть общее правило: величина рентабельности должна быть на таком уровне, чтобы обеспечивалась ликвидность предприятия.

Таблица 1.1 – Показатели рентабельности

Показатели рентабельности Формулы расчета Назначение
   
Рентабельность  экономическая

(активов)  Rэк

 
Rэк=,

где Ппн- чистая прибыль после налогообложения;

 А - активы предприятия

Характеризует      экономическую рентабельность  всего  используемого на предприятии капитала, т.е. суммы   собственных   и   заемных средств, отдачу, которая   приходится на рубль активов
Рентабельность

собственного    капитала Rск

Rск =  ,

где СК - величина собственного капитала предприятия.

Характеризует        эффективность

собственного  капитала  предприятия, насколько успешно он используется. Увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли   предприятия.  

Рентабельность

текущих        акти-

вов Rma

Rта =  , 

где Та - оборотные активы.

Показатели  характеризуют отдачу,

которая приходится на рубль со-

ответствующих активов

Рентабельность

реализации   (оборота)Rn

(ROS),

Rп =  ,

где Воб - выручка от обычных видов деятельности;

Rп =  ,

где В - выручка от обычных видов деятельности + операционные   и   внереализационные доходы и расходы

Характеризует прибыль, которую

получает  предприятие с каждого рубля  реализации

Рентабельность  продукции Rпр Rп =  ,

где С - себестоимость продукции

Характеризует  прибыльность затрат, используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью)        производства

Продукции

Рентабельность

отдельных   видов

продукции Rnj

     

 
Rпj =  ,

где Ппнj- прибыль по изделию i;

Ci - себестоимость по изде-

лию i;

Характеризует прибыльность раз-

личных  видов продукции. Используется  к  качестве  базы  расчета прибыли  при определении цен и в

аналитических целях при контроле за    прибыльностью    изделий .

Рентабельность

внеоборотных ак-тивов (RFA), %

Rпр =  ,

Ав- внеоборотные активы;

Ппн- величина прибыли после налогообложения;

Демонстрирует способность пред-

приятия   обеспечивать   достаточный объем  прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более  эффективно    используются    основные средства.

Источник: [8, с. 275] 

     Существенное  увеличение рентабельности в течение  отчетного периода может привести к значительному снижению ликвидности. Планируя коэффициенты рентабельности, предприятию всегда требуется решать, что на данном этапе важнее: рентабельность или ликвидность.

     Сами  по себе все показатели могут быть полезными, чтобы сравнить:

      - изменение их во времени;

      - фактические результаты с прогнозом;

      - бизнес-единиц между собой;

      - со среднеотраслевыми показателями, что позволяет определить место предприятия среди других предприятий отрасли [13, c. 6]. 

      1.4 Факторы роста прибыли и повышения рентабельности 

      Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые   влияют   на   результаты деятельности предприятия  разнонаправленно: одни  – положительно,  другие  – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов  способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. 

      Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние  на сумму и уровень прибыли, и  на второстепенные.

      Учитывая, что организация является  одновременно  и субъектом,  и объектом экономических отношений, то наиболее важным  представляется  деление их  на внешние и внутренние.

      Внутренние  факторы  – факторы, которые зависят  от деятельности самого предприятия  и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы –  факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако они могут  оказывать существенное влияние  на прибыль.

      В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на внепроизводственные и производственные.

      К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными  ценностями, организация экономической  и финансовой работы, природоохранная  деятельность, социальные условия труда  и быта работников предприятия.

      Производственные  факторы отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

Информация о работе Прибыль организации, как источник финансовых ресурсов