Предпринимательство и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В работе описывается механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развитии теории и практики в развитых западных странах, опыта становления предпринимательства в России, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, основные понятия и термины, обозначающие сущность почти всех подсистем предпринимательства, что позволяет нам иметь полное представление не только о предпринимательской деятельности, и об условиях и факторах ее организации в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

kyrsovik___4_predpr_risk.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Основной задачей предпринимателя выступает необходимость выбора самой эффективной формы комбинирования факторов производства, позволяющий организовать процесс производства. [4,21-23]

 

 

 

2.2. Социальные условия  эффективной предпринимательской  деятельности.

 

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству [11, 26].

Прежде всего, это стремление  покупателей  приобретать  товары,  отвечающие  определенным  вкусам  и  моде.  На  разных  этапах  эти  потребности  могут  меняться.  Эти  нормы  оказывают  прямое  воздействие  на  образ  жизни  потребителей.

Подлинное  предпринимательство  выступает  как   рыночное  по  своей  сущности  явление.  Оно  определяется  степенью  свободы   (под  свободой  в  экономической  науке  всегда  понимается  самостоятельность)  экономического  поведения товаропроизводителя.  Это  поведение  подразумевает  свободу   спроса   и   предложения  производимого  товара  и  товара  рабочая  сила,  свободу  инициативы  и  предприимчивости,  свободу  мышления  и  действий  [9,32].

Социальные  условия  влияют  на  отношение  отдельного  индивидуума  к  работе,  что  в  свою  очередь  влияет  на  его  отношение  к  величине  заработной  платы,  к  условиям  труда,  предполагаемым  бизнесом.

От  предпринимательской  деятельности  предприниматель  должен  получать  удовлетворение.  Он  участвует  в  решении  социальных  вопросов  трудовой  деятельности  своих  сотрудников:  охраны  их  здоровья,  сохранения, сохранения рабочих мест и т.д. [15,17-19] .

Предстоит, в частности, решить и двуединую задачу в области трудовых отношений: гарантировать защиту интересов предпринимателей, способствуя их высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны, - обеспечить всю совокупность юридических, экономических и  социальных гарантий наемным работникам.

Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную занятость в коммерческих организациях и обладающих достаточно высоким уровнем конкурентоспособности, с целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в предпринимательских структурах в определенной мере усугубляется фактом предпочтений высокой зарплаты (при высокой интенсивности труда) по сравнению с социальной защитой трудящихся [9,62-63].

Исходя из реалий конкретной социально-экономической действительности, ясно, что большинство трудоспособных членов нашего общества лишены элементарных средств и условий производства, следовательно, - в большинстве случаев – возможности активно включиться в предпринимательскую деятельность [9,55].

Важнейшее условие развития производства - наличие значительного числа людей, лишенных условий труда и источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы [11,62].

Значительную роль в формировании предпринимательства играют подготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

Для подготовки и обучения современных менеджеров необходимо:

1. Процесс обучения сделать адекватным целям подготовки специалистов, способных работать и управлять в современных рыночных условиях.

2. Активизировать позитивное и творческое отношение будущих и настоящих менеджеров к процессу обучения под девизом «амортизация знаний».

3. Обеспечить практическую деятельность современного менеджера в решении конкретных управленческих задач в реальных обстоятельствах.

В нынешней, исключительно сложной социально-экономической обстановке особо значимой становится способность принять в условиях неопределенности, когда ответ не лежит на поверхности, верное управленческое решение. Это доступно только руководителю, наделенному умением анализировать, гибкостью, способностью к быстрой адаптации, и адекватной реакции на изменения. Там же крайне важно, чтобы менеджеры могли работать в команде, вести диалог, отстаивая свою позицию. В конечном итоге, необходимо обучить менеджеров преодолевать профессиональные трудности, с которыми он стакивается в процессе работы [2,17-18].

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Правовые условия эффективной  предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство может существовать в определенных организационно-правовых формах. Они воплощают организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц - предпринимательских организаций различных видов.

Такими признаками являются:

- во-первых,  организационная связь любого юридического лица с правом, законодательством, т.е. юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законом; нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий;

- во-вторых, любое юридическое лицо может формироваться в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом;

- в-третьих, юридическое лицо правомочно действовать лишь в рамках, очерченных законом;

- в-четвертых, на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут.

Юридические лица — некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (например, негосударственных пенсионных фондов), а также в других формах, предусмотренных законом. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций наряду с ГК РФ (ст. 116 — 123) могут определяться и другими законами, например Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 8 июля 1999 г.).

Предусмотренное ГК РФ деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации представляется, на наш взгляд, не вполне удачным. Ограничительный перечень коммерческих и неограниченность организационно-правовых форм некоммерческих организаций в правовой литературе вызвали дискуссию. В частности, В.А. Рахмилович ограничение организационно-правовых форм считает оправданным, поскольку это является необходимым условием устойчивости оборота.

Различие между коммерческими и некоммерческими организациями накладывает определенный отпечаток на их правовой статус и правоспособность. Такое положение ориентирует на застой в правовом регулировании.  Как известно,  в настоящее время экономика страны развивается в новых условиях. Возникают новые отношения между хозяйственными обществами и товариществами,  производственными кооперативами и другими организациями, и возможность формирования новых организационно-правовых форм коммерческих организаций отрицать нельзя. К тому же не все перечисленные в ст. 50 ГК РФ коммерческие организации (например, унитарные предприятия), а также организации некоммерческие являются таковыми. Поэтому, на наш взгляд, можно пойти по пути более конкретной выработки отличительных признаков, как коммерческой организации, так и некоммерческой, как сделано в отношении понятия «юридическое лицо». Это понятие давно сложилось и четко закреплено в законе (ст. 48 ГК РФ). Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Признаки, характерные для коммерческой организации, можно выявить через призму имущественных и неимущественных прав участников организации данного типа, а именно на следующее:

- формирование имущества организации;

- участие в распределении прибыли;

- долю в имуществе организации при прекращении членства;

- получение «ликвидационной квоты»;

- управление организацией;

- регистрацию участников данной организации;

- информацию о деятельности организации;

- защиту в законном порядке своих интересов. Обязанностью участников коммерческой организации являются экономическая ответственность за результаты ее деятельности.

Участники некоммерческих организаций лишаются большинства существенных прав, в частности права на участие в распределении прибыли, на долю в имуществе организации при прекращении членства, на получение «ликвидационной квоты». Экономическая ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, который по отмеченным признакам вполне можно отнести к коммерческой организации). Подтверждением правового статуса потребительского кооператива как коммерческой организации служит письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. № С5-7/03-92 «О некоторых положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях», в п. 1 которого указывается, что данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, их деятельность регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.

С учетом перечисленных признаков коммерческих и некоммерческих организаций можно было бы более точно определить типы юридических лиц и не ограничивать в законодательстве их организационно-правовые формы.

Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства США (Таблица 2 Приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды предпринимательской деятельности.

 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и др. [15, 44-46].

По виду или назначению предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Для малого предприятия характерны все эти виды предпринимательской деятельности.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности.

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы; к основным организационно-экономическим формам можно отнести:, концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ) холдинги.

 

3.1. Производственное предпринимательство.

 

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание. [26, 296-98].

Состав производственного предпринимательства представлен на (рис. 1 Приложение).

Как показано на рис. 1., к производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

Информация о работе Предпринимательство и его виды