Предпринимательство и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В работе описывается механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развитии теории и практики в развитых западных странах, опыта становления предпринимательства в России, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, основные понятия и термины, обозначающие сущность почти всех подсистем предпринимательства, что позволяет нам иметь полное представление не только о предпринимательской деятельности, и об условиях и факторах ее организации в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

kyrsovik___4_predpr_risk.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

1985  год  Роберт   Хидрич;  предпринимательство – процесс  создания  чего-то  нового,  что  обладает  стоимостью,  а  предприниматель – это  человек,  который  затрачивает  на  это  все  необходимое  время  и  силы,  берет  на  себя  весь  финансовый,  психологический  и  социальный  риск,  получая  в  награду  деньги  и  удовлетворение  достигнутым.

Представляет  интерес  характеристика  предпринимательства,  приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»:  «Предпринимательство…  является   деятельностью,  которая  связана  с  вложением  средств,  в  целях  получения  прибыли  на  основе  сочетания  личной   выгоды   с  общественной  пользой».

Такая  формулировка  предпринимательства  представляется  нам  одной  из  удачных. [15.11-13]. Однако эта  формулировка   отличается  и  от  той,  что  дана  в  Законе  Российской  Федерации  от  25  декабря  1990  года  «О  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности»;  «Предпринимательская  деятельность  (предпринимательство)  представляет  собой  инициативную,  самостоятельную   деятельность,  направленную  на  получение  прибыли.  Было  установлено,  что  предпринимательская  деятельность  осуществляется  гражданами  на  свой   риск  и  под  имущественную  ответственность  в  пределах  организационно-правовой  формой  предприятия.  [17,6-7].

По  мнению  Бусыгина  А.В.,  предпринимательство  -  есть  искусство  ведения  деловой  активности,  есть,  прежде  всего,  мыслительный  процесс,  реализуемый  в  форме  делового  проектирования.  В   профессиональном  смысле,  по  его  мнению,  предпринимательство  рассматривается,  как  умение  организовать  свой  бизнес  и  достаточно  успешно  осуществлять  функции,  связанные  с  ведением  дела [16,25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные  черты  и  функции  предпринимательской  деятельности

 

«Три  волны»  развития  теории  предпринимательской    функции – так  условно  можно  охарактеризовать  развитие  процесса  научного  осмысления    практики  предпринимательства.  

«Первая волна», которая возникла еще в XVII веке, была связана с концентрацией внимания на несение предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII века впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства.

«Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумптер (1883-1950).

И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумптера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф.Хайек.

 «Третья волна» отличается  сосредоточием внимания на особых  личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения  экономической и общественной  ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный  этап  развития  теории  предпринимательской  функции  можно   отнести  к  «четвертой  волне»,  появление  которой  связывается  с  переносом  акцента  на  управленческий  аспект  в  анализе  действий  предпринимателя,  а,  следовательно – с  переходом  на  недисциплинированный  уровень  анализа  проблем  предпринимательства [14,13-15].

Сироткин  С.П.  основные  черты  предпринимательской  деятельности:

1. Владение  капиталом,  собственным  или  заемным  совершающим  кругооборот.

2. Управление,  надзор  и  контроль  за  процессами  производства  и  обращения  капитала.

3. Подчинение  процесса  движения  капитала  в  любой  сфере извлечению  максимальной  прибыли.

4. Учет  и  использование  рыночной  конъюнктуры – конкуренции  спроса  и  предложения  и   т.п.,  вплоть  до  вкусов  потребителей.

5. Свобода  принятия  хозяйственных  решений  с  целью  обеспечения  технических  и  экономических  способов  и  методов  предпринимательской  деятельности  с  наименьшими  издержками  производства.

6. Направленность  производителей,  как  оферентов – носителей  предложения  на  удовлетворение  потребностей,  конкурентов – носителей  спроса,  на  обеспеченность  общества  товарами  и  услугами  за  счет   возрастающей  производительности  труда.

7. Способность  к  экспериментам,  новаторству  и  риску  для  достижения  максимального  успеха [19,222].

Перечисленные  важнейшие  признаки  предпринимательства    взаимосвязаны  и  действуют  одновременно.  Сущность  предпринимательской  деятельности  через  выполнимые  его  функции. «Функции  предпринимательства» -  это  осуществление  по  производству  и  отменными   операциями  между  предпринимателем  и  другими  элементами  хозяйственной  среды   [22,21]

1. Предприниматель  берет  на  себя  инициативу  соединения  факторов  производства  в  единый  процесс  производства  товаров  и  услуг  с  целью  получения  прибыли;

2. Предприниматель  есть  организатор  производства,  настраивающий  и  задающий  тон  деятельности  фирмы  и  принимающий  на  себя  бремя  ответственности  за  успех  их  проведения;

3. Предприниматель – это  новатор,  внедряющий  на  коммерческой  основе  новые  продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

4. Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса [20,320-321].

К перечисленным функциям можно добавить:

1. Поддержку предпринимательству. Распределение предпринимательских идей, инициативы и опыта управлении, что является функцией менеджмента.

2. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами, что является функцией менеджмента.

3. Связи с общественностью (так называемые «паблик-рилейшиз») Осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средства массовой информации. [22,24-25].

Таким образом, можно выделить достоинства и недостатки предпринимательской деятельности.

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

1. Простота организации (учреждения, управления и т.д.);

2. Свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.);

3. Сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом);

Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

1. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2. Отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях малого и среднего производства наиболее типичного для данной формы собственности);

3. Существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и своей личной собственностью) [13,188].

Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

 

 

Глава 2. Условие эффективной предпринимательской деятельности.

  

За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Поэтому для формирования предпринимательской деятельности необходимы определенные условия: экономические, социальные и правовые.

 

 

 

2.1. Экономические условия  эффективной предпринимательской  деятельности

 

Экономические условия - это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устраивать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и различные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации [15,14-15].

Элементы процесса предпринимательства представлены в таблице 1 (см. Приложение).

Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа хозяйственного поведения. Предпринимательство охватывает производственную, коммерчески-посредническую, торгово-закупочную,   инновационную, консультативную деятельность и операции с ценными бумагами.

Для эффективного функционирования и осуществления активной предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике необходимы соответствующие условия:

1. Максимальная свобода хозяйственной деятельности свободных товаропроизводителей.

2. Полная ответственность за результаты своей экономической деятельности при равных правах всех видов собственности.

3. Конкуренция производителей как фактор стимулирования производства благ и услуг.

4. Свободное ценообразование на рынке.

5. Открытость экономики, ее интеграция в системе мирохозяйственных связей, право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции [24,56-57].

Бурное развитие всех форм предпринимательства требовало определенных экономических и социальных условий, а также предпосылок.

Первоначальное накопление капитала и явилось тем необходимым условием формирования социально-экономической базы предпринимательства, которое, высвобождая «связанные» факторы производства (прежде всего труд, землю и капитал), содействовало проявлению в полной мере предпринимательских способностей.

В России развитие процессов первоначального накопления капитала тормозилось длительным господством феодально-крепостнической системы, сдерживавшей экономическое высвобождение тех факторов производства, как труд и земля [24,62-63].

Первоначально владелец капитала и управляющий предприятием были едины в одном лице. Однако это исходное положение, когда капиталист и управляющий – директор были слиты постепенно и широко воспроизводятся, в особенности в мелком и среднем предпринимательстве. Отделение субъектов собственности на капитал и объектов управления, достигшие больших размеров в корпорациях не меняет существа процесса [19,33].

Способ формирования и накопления капитала в России имеет свои особенности. Главная среди них та, что накопление капитала у нас началось не в производстве, а в банковском, биржевом, страховом деле. Причем, все это строилось преимущественно не на реальном (имеющем материальное обеспечение) капитале, а на так называемых «пирамидах» (сборах денежных средств у одних вкладчиков и выплате за счет других им дивидендов), теневом, мафиозном (свыше 50%) капитале, тотальной коррупции и др. [9,65]

У Бусыгина А. В. в книге «Предпринимательство» условиями осуществления предпринимательской деятельности выступают факторы производства. Экономическая наука традиционно  к факторам производства относила землю, капитал и труд. Предпринимательство, как особая форма экономической активности в современных условиях требует расширенного набора факторов производства, то есть обязательное наличие следующих факторов: идеи, технологии, средств производства, капитала и предпринимателя. Более того, именно предприниматель осуществляет комбинирование остальных указанных нами факторов производства для достижения определенных целей, а процесс комбинирования средств производства и есть процесс производства.

Информация о работе Предпринимательство и его виды