Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:45, реферат
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений необходимых для осуществления экономических, социальных и политических задач. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.
Финансы и заработная плата
как распределительные
Так, зарплата вполне обоснованно может быть названа денежной выплатой, т.е деньгами. Но понятно, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд.
Итак, имея определенные схожие родовые признаки, финансы и зарплата вместе с тем существенно различаются. Во-первых, зарплата является источником формирования индивидуальных денежных фондов, финансы - государственных денежных фондов. Во-вторых, сфера действия финансов в распределительных отношениях шире, чем сфера действия зарплаты. В-третьих, зарплата привязана к количеству и качеству труда, финансы такой предопределенности не имеют. В-четвертых, зарплата участвует в воспроизводстве индивидуальной рабочей силы, посредством же финансов осуществляется воспроизводство рабочей силы в общегосударственном масштабе.
1.5.3. Взаимосвязь финансов и кредита.
В стоимостном распределении участвует и кредит. Он во многом однотипен с финансами. Общие черты, присущие обеим категориям, говорят об их близости, родственной экономической природе. Вместе с тем характер их функционирования существенно различается: кредит в отличие от финансов функционирует на возвратной основе – любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после истечения установленного договором срока. Возвратность – это важнейший признак и атрибут кредита.
Возвратность как
Кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счет временно свободных денежных средств предприятий (объединений), организаций, учреждений, органов государственного управления, граждан; финансовые – из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения. Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определённый срок на условиях возвратности и платности; финансовые бесплатно и без оговаривания условий их возвращения. И, наконец, в отличие от финансов кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом: с его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платежных средствах, необходимых для обращения; происходит регулирование находящихся в обороте денежных средств.
Наличие общих черт у финансов
и кредита предопределяет их тесную
взаимосвязь и взаимодействие в
распределительном процессе; особенно
ярко это проявляется в комплексном
использовании финансовых и кредитных
ресурсов. Так, при недостатке у предприятий
финансовых ресурсов для нормального
осуществления
Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется и в банковском проценте, непосредственно связанном с существованием и функционированием кредита. Платность кредита приводит к тому, что банк за предоставление ссуды взимает с заемщика определенную сумму денежных средств в виде процента или, наоборот, уплачивает его хозяйственным организациям, предоставившим свои свободные средства во временное пользование. В свою очередь источником выплаты процентов за использование привлеченных средств является доход банка; его формирование и использование опосредуется финансовыми отношениями. Тесная взаимосвязь финансов и кредита обусловливает органическое сочетание финансового и кредитного методов обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.
Кредит продолжает распределение
стоимости, начатое ценой, заработной
платой, финансами. Необходимость продолжения
распределения стоимости
2. Международные финансы.
2.1. Суть международных финансов.
Международные финансы –
это совокупность экономических
отношений, основанных на международных
соглашениях в области
В систему международных финансов входит и мировой финансовый рынок, являющийся специфической формой мирового рынка капиталов. Мировой финансовый рынок – это та часть рынка ссудных капиталов, где в основном осуществляется эмиссия, купля – продажа ценных бумаг, иностранных займов, размещаемых заемщиками-нерезидентами на национальных рынках, и рынок еврозаймов.
Субъектами международных финансовых отношений выступают: предприятия, государства, граждане, наднациональные субъекты – международные организации и финансовые институты. Международные финансовые отношения могут складываться: между субъектами хозяйствования разных стран; между государством и предприятиями, с международными финансовыми институтами; между государством и правительствами других стран и международными организациями.
2.2. Функции международных финансов.
- обеспечение экономической интеграции национальных экономик в единую международную систему;
- опосредование международной торговли и обмена товарами, услугами и капиталами;
- адаптации национальных экономик к международной экономической и финансовой ситуации;
- координации проведения национальной финансовой политики государств.
2.3. Международное финансовое право.
Развитие международных денежных потоков и связанных с ними отношений требует создания определенной системы управления этими процессами. На уровне отдельных государств и межгосударственном уровне создаются механизмы контроля и регулирования международных финансов.
Для упорядочения международного
финансового механизма
Межгосударственное финансовое
право является частью международного
дипломатического и экономического
права и формируется в виде:
двусторонних и многосторонних соглашений,
которых должны придерживаться субъекты
международных отношений; международных
обычаев; актов международных
Основные принципы современного международного финансового права закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН) и уставах его подразделений: Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и др.
Различают международное
публичное право и
Международное публичное
право начало формироваться еще
в незапамятные времена. В XV в. Проявлением
этого было становление института
постоянных дипломатических
Международное частное право – это совокупность норм, которые регулируют общественно-правовые отношения международного характера (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права).
Национальное финансовое право пошло из государственного и административного права. Отметим, что во многих странах мира, даже высокоразвитых, финансовое право еще не выделено в самостоятельную отрасль права и денежные отношения регулируются нормами государственного и административного права.
В Украине с принятием
Закона Украины «О внешнеэкономической
деятельности» (1991) было начато формирование
национального законодательства по
вопросам международных финансов. Дальнейшего
развития это законодательство получило
после принятия Декрета Кабинета
Министров «О системе валютного
регулирования и валютного
Права и обязанности субъектов международных финансовых отношений фиксируются в конституциях стран, уставах и положениях государственных органов и общественных организаций, учредительных документах частных предприятий.
Составной международного финансового
права является валютное законодательство.
Валютное законодательство представлено
системой правовых норм, регулирующих
порядок осуществления
2.4. Финансы международных
организаций и финансовые
Следует отличать финансовую
деятельность международных организаций
от деятельности финансовых институтов.
Первая является преимущественно бюджетной,
в то время как вторая использует
возможности самозарабатывания
денег для использования их в
предусмотренных Уставом
Так, к числу международных
организаций относятся ООН и
ЕС. ООН основана в 1943г. С главной
задачей – поддержание мира. В
сферу ее деятельности входят экономические,
гуманитарные, социальные проблемы, права
человека, охрана внешней среды и
др. ООН имеет разветвленную сеть
своих органов. Бюджет ее формируется
за счет взносов стран, в зависимости
от уровня развития. По расходам бюджет
ООН делится на две части –
административные, накладные и программные
расходы. Последние составляют 62% всех
расходов. В рамках своих отдельных
организаций (например, ЮНИДО – организация
промышленного развития) ООН в 1998-1999
г.г. выполняла такие программы: «Укрепление
промышленного потенциала», «Экологически
чистое и устойчивое промышленное развитие»,
«Управление региональными