Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:01, отчет по практике
Оценивая кредитоспособность своих клиентов, банк ищет ответы на два главных вопроса. Во-первых, как оценить перспективу финансовой состоятельности заемщика, т.е. как убедиться в том, что у него будет возможность выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора. Во-вторых, как оценить степень готовности потенциального клиента выполнить указанные обязательства, т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему доверять.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Характеристика банка………………………...……..…………………
Организационная структура банка…..................................……………
3. Формирование и структура ресурсов банка………………………….....
4. Анализ обслуживания и финансирования корпоративных клиентов …
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Доля данных продуктов в общем кредитном портфеле Банка составила 23,3%.
Такие инструменты, как платежные гарантии, аккредитивы стэнд-бай, тендерные гарантии, а также гарантии в пользу таможенных и налоговых органов оказались наиболее востребованными продуктами документарного бизнеса. Общий объем гарантийных операций в 2007 году увеличился на 54%.
На сегодняшний день ЗАО «Райффайзенбанк» занимает одну из лидирующих позиций в банковском секторе в области финансирования коммерческой недвижимости. Клиентами Банка являются ведущие девелоперы Москвы и регионов, многолетнее сотрудничество с которыми позволяет реализовывать долгосрочные проекты по всей России.
Диверсифицируя свою деятельность, Райффайзенбанк постоянно расширяет cпектр предлагаемых услуг в области проектного финансирования. Наряду с финансированием офисной недвижимости, складов и торгово-развлекательных центров активно рассматриваются проекты в области логистических услуг, в различных отраслях промышленности, финансирование гостиничного бизнеса, а также финансирование и рефинансирование приобретения компанией оборудования с последующей передачей в лизинг.
Показателем успешной стратегии Банка в данном сегменте является неизменный рост кредитного портфеля.
Среди успешных проектов можно выделить:
- Кредитная линия («строительный кредит») в размере 45 млн долларов США, открытая на 2 года для финансирования строительства, девелопмента бизнес-центра класса «А» в ЦАО г. Москвы.
- Кредитная линия в размере 60 млн. долларов США, открытая сроком на 12,9 лет для реализации, строительства и дальнейшей продажи таунхаусов в многофункциональном жилом комплексе премиум-класса.
- Кредитная линия в размере 54 млн. долларов США, предоставленная сроком до 10 лет для строительства, девелопмента бизнес-центра класса «А» в ЦАО г. Москвы.
- Две кредитные линии: в размере 60 млн. долларов США на финансирование затрат, связанных со строительством и реализацией торгово-развлекательного центра в г. Москве, и в размере 2 200 млн. рублей для рефинансирования затрат, связанных со строительством центра.
- Кредитная линия в размере 55 млн. долларов США, открытая сроком на 10 лет для рефинансирования существующих займов и финансирования строительства и девелопмента бизнес-центра, а также апартаментов.
- Две кредитные линии: в размере 90 млн. долларов США на финансирование затрат, связанных со строительством бизнес-центра класса «А» в ЦАО г. Москвы, сроком на 1,5 года с опцией пролонгации на 8,5 лет, и в размере 60 млн. долларов США для финансирования затрат, связанных со строительством офисного комплекса класса «В».
ЗАО «Райффайзенбанк» выделил развитие программ по финансированию среднего бизнеса в одно из стратегических направлений. В немалой степени этому способствовала наметившаяся тенденция к повышению прозрачности сектора среднего бизнеса в России. Среди новых продуктов стоит отметить квази-факторинг и коммерческую ипотеку.
Объединение ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» и ОАО «ИМПЭКСБАНК» позволило существенно расширить географию продаж. В 35 регионах были сертифицированы и работают специалисты по финансированию данных предприятий. Рост кредитного портфеля предприятиям среднего бизнеса составил около 170%. В 2007 году возросло число клиентов, размеры активов и показатели продаж которых позволили отнести их в категорию крупного бизнеса. Отрадно, что в немалой степени этому способствовало финансирование, предоставленное Группой Райффайзен.
Кредитование предприятий сегмента малого и микробизнеса относится к одному из стратегически важных направлений развития Райффайзенбанка. Весной 2007 года Банк предложил новую линейку кредитных продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса, разработанную в рамках стандартов Группы Райффайзен.
Основное внимание в продуктовой линейке специалисты уделили срокам финансирования и качеству обслуживания клиентов. Перечень кредитных продуктов для предприятий малого бизнеса универсален и разработан с учетом потребностей заемщиков. Наряду с оказанием услуг расчетно-кассового обслуживания, гарантий и аккредитивов, ЗАО «Райффайзенбанк» предложил клиентам кредитную программу на пополнение оборотных и приобретение основных средств. К наиболее перспективным и востребованным конъюнктурой рынка относятся кредиты на инвестиционные цели и приобретение коммерческой недвижимости на сроки до 5 и 10 лет соответственно, а также оборотное финансирование на срок до 3 лет. Все предложенные продукты соответствуют европейским стандартам финансирования.
Несмотря на высокую конкуренцию на рынке в области кредитования малого бизнеса, Банк не только сохранил, но и увеличил клиентскую базу. На конец 2007 года количество предприятий и предпринимателей – клиентов Банка, чья годовая выручка не превышает 290 млн. рублей, – достигло 46 000.
Основным сектором, из общей отраслевой структуры кредитного портфеля малого бизнеса, является оптовая и розничная торговля – 70 % (рис.3).
Рис.3.
Отраслевая структура
кредитного портфеля
малого бизнеса
В связи с расширением спектра предоставляемых услуг за истекший год произошел существенный рост ряда показателей: прирост пассивной части портфеля на конец 2007 года составил 53,9%, в свою очередь, показатель прироста комиссионного дохода составил 62,7%.
Осуществляя
планомерное развитие кредитной
программы для сегмента малого и
микробизнеса, Банк определил приоритетные
направления в наступающем 2008 году: оптимизация
внутрибанковских процессов с целью сокращения
времени принятия решений, совершенствование
и стандартизация продуктов, внедрение
новых продуктов для клиентов сегмента
«Микро», расширение точек присутствия
Банка на территории России.
3. Оценка кредитоспособности юридического лица - клиента банка
За время своей работы ЗАО «Райффайзенбанк» накопил значительный опыт кредитования ведущих российских предприятий. Это позволяет Банку максимально точно учитывать потребности своих корпоративных клиентов и предлагать им кредитные продукты, оптимальные как по срокам, так и по процентным ставкам. ЗАО «Райффайзенбанк» выдает кредиты в рублях , в том числе:
«длинные» инвестиционные кредиты, которые могут быть направлены на пополнение и приобретение основных средств, модернизацию и реконструкцию производства;
краткосрочные кредиты, позволяющие компаниям управлять своей ликвидностью, пополнять оборотные средства и закрывать кассовые разрывы.
кредиты в форме овердрафта – выдача кредита в пределах установленного лимита производится автоматически при недостатке или отсутствии денежных средств на расчетном (текущем) счете клиента в целях оплаты поступивших платежных документов.
Система оценки кредитоспособности юридических лиц, принятая в ЗАО «Райффайзенбанк», выглядит следующим образом.
На основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках юридического лица путем группировки активов и пассивов происходит составление агрегированного, то есть совокупного, или, как его часто называют, суммарного баланса организации и сводной таблицы ее основных финансовых показателей. Баланс и отчет нужны для того, чтобы впоследствии вычислить важнейшие показатели организации, необходимые для составления рейтинга. Показателей несколько: ликвидность, рентабельность, финансовая устойчивость и оборачиваемость. Также стоит отметить, что оценка кредитоспособности осуществляется на основе единых методологических подходов в рамках комплексной системы анализа, управления и контроля рисков, включающей в себя сочетание качественной (экспертной) и количественной (статистической) оценки кредитного риска.
Таким образом, исходя из данных бухгалтерской отчетности банка и отчетов по движению денежных средств и о прибылях и убытках, проведен комплексный анализ различных коэффициентов финансового состояния юридического лица – клиента ЗАО «Райффайзенбанк».
В таблице 3 представлена оценка финансовой устойчивости предприятия кредитора за отчетные периоды.
Таблица 3 – Оценка финансовой устойчивости
Наименование показателя | Рекомендо-ванное значение | Фактическое значение | Отклонение от рекомендованного значения | ||||
2008г. | 2009г. | 2010г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | ||
концентрации собственного капитала (автономии) | >50,0% | 46,54% | 50,19% | 33,12% | 3,46 | -0,19 | 26,82 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | >50,0% | -68,04% | -27,69% | -101,84% | -118,04 | -77,69 | -151,84 |
Коэффициент
маневренности собственных |
>50,0% | -46,99% | -21,87% | -102,32% | -96,99 | -71,87 | -146,99 |
Коэффициент
долгосрочного привлечения |
динамика | 0,19% | 0,07% | 0,1% | - | - | - |
Коэффициент
соотношения заемных и |
<70,0% | 115,35% | 99,59% | 202,36% | 55,35 | 29,59 | 132,36 |
Проведя анализ показателей, представленных в таблице 4, в совокупности с методикой оценки кредитоспособности заемщика «Райффайзенбанка» можно сделать следующие выводы:
Положительные:
-Заемщик банка имеет достаточно диверсифицированные денежные потоки
-Банк ежегодно ужесточает требования к кредитной нагрузке
Отрицательные:
-Банк финансирует заемщика с реальным недостатком собственного капитала
-Достаточно высокий риск кредитования предприятий в связи с их высокой долговой нагрузкой
Банк с одной стороны ужесточает требования, предъявляемые к заемщику, но в тоже время ухудшается «качество» заемщика и как следствие – качество кредитного портфеля.
Оценка ликвидности представлена в таблице 4
Таблица 4 - Оценка ликвидности
Наименование показателя | Рекомендова-нное значение | Фактическое значение | Отклонение от рекомендованного значения | ||||
2008г. | 2009г. | 2010г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | ||
Коэффициент текущей ликвидности (К3) | >200% | 59,61% | 78,37% | 49,57% | -148,39 | -121,63 | -150,43 |
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) | >100% | 36,65% | 54,61% | 32,09% | -63,35 | -45,39 | -67,91 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) | >20,0% | 2,29% | 0,28% | 0% | -17,71 | -19,72 | -20 |