Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:53, реферат
Актуальность рассмотренной мною темы определяется необходимостью теоретического исследования сущности финансов и их использования в общественном воспроизводстве. Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие финансов, их функции…………………………………...5
Необходимость финансов и основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве……………………..9
Роль государственных ресурсов для финансового обеспечения
воспроизводственного процесса………………………………….12
Использование финансов как экономического стимулятора
воспроизводственного процесса………………………………….18
Заключение…………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………….….25
Финансовое обеспечение
– бюджетное финансирование как предоставление средств из бюджета на безвозвратной основе;
– кредитование – это предоставление средств на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности;
–самофинансирование предусматривает осуществление расходов субъектов хозяйствования на основную деятельность и ее развитие за счет собственных средств;
–аренда (лизинг) – это передача имущества в пользование за определенную плату и на определенный срок;
–инвестирование – процесс вложения средств в те или иные объекты с расчетом на увеличение их стоимости, а также получения дополнительного дохода.
Финансовое регулирование
В целом роль финансов в обществе заключается в следующем:
1)финансы обеспечивают кругообращение финансовых ресурсов и тем самым беспрерывность процесса воспроизводства;
2)обеспечивают распределение ВВП и обеспечивают финансовые потребности юридических, физических лиц и государства;
3)осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами;
4)влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулируют различные направления социально-экономического развития;
5)играют главную роль в системе экономических методов управления экономикой;
6)финансовые показатели являются индикаторами экономического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования;
7)обеспечивают контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов в государстве.
3.Роль государственных
ресурсов для финансового
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством экономическими (хозяйствующими) субъектами. Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения. Государство
использует финансы как
Основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:
-частный бизнес – производители материальных и нематериальных благ и услуг;
-население–потребители этих ценностей;
-государство как институт, создающий условия для максимизации полезностей;[4]
Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помощью таких макроэкономических показателей, как:
– валовой внутренний продукт (ВВП
– текущая стоимость всех конечных
продуктов (товаров и услуг), произведенных
в течение определенного периода времени
(главным образом, года) на экономической
территории страны);
– национальный доход (НД – вновь созданная
за год стоимость, которая рассчитывается
как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации
и косвенных налогов);
– инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике в процентах);
– сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношение доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците – при превышении расходов над доходами, либо в профиците – при превышении доходов над расходами);
– сальдо текущих операций (соотношение совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
– потребительский и отложенный
спрос населения (часть национального
дохода, которая расходуется на потребление,
и часть его, которая сберегается соответственно);
– сальдо торгового и платежного балансов
(результат операций национальных хозяйствующих
субъектов с внешним миром) и т.п.[1]
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.
Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны):
где У — ВВП по расходам (Cross Domestic Product);
С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);
I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);
G — государственные расходы (Guvernment Spending).
В закрытой экономике (в которой более 80$ ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).
В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах.
При помощи финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Перспективное регулирование экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.
Финансы практически используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления.
В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на увеличение основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором,
определяющим темпы расширенного производства.
Важную роль играют финансы в использовании денежных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).
Особое место занимают
финансовые отношения между государством
и экономическими (хозяйствующими) субъектами,
то есть предприятиями (организациями).
Они охватывают систему платежей предприятий
(организаций) в государственный бюджет,
внебюджетные социальные фонды и иные
денежные фонды общегосударственного
и территориального уровней. Через финансовые
отношения с помощью различных способов
(налогов, сборов, пошлин и так далее) осуществляется
изъятие части доходов предприятий (организаций),
формируется государственный бюджет и
региональные бюджеты. При этом предприятия
(организации) при определенных условиях
получают финансовую поддержку в виде
различных налоговых льгот или прямых
ассигнований из государственного бюджета.
Финансовые отношения между государством
и организациями регулируются с использованием
экономических рычагов (системы налогов
и предоставления кредитов, регулирования
процентных ставок за кредит и пошлин,
предоставлением различного рода экономических
льгот).
В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.
Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью или же частично. У всех экономических субъектов воспроизводственного процесса есть доходы и расходы, т.е. все они имеют своеобразные бюджеты, состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникают профициты этих бюджетов, а у других – дефицит. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов.
Все более возрастающее значение для экономики имеет государственное регулирование общественного производственного процесса. Государство имеет множество возможностей вмешательства в экономику. С помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) оно стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: амортизационную политику, бюджетное финансирование различных целевых затрат, систему социального страхования и др.
Особая роль в государственном механизме регулирования народнохо-зяйственных пропорций отводится бюджетной системе. При этом части бюджетных отношений - по поводу формирования доходов бюджета (платежи в бюджет) и их расходования (финансирование) - имеют свое особенное значение в процессе регулирования. Платежи в бюджет влияют в основном на формирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции) и, следовательно, регулируют лишь величину доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное же финансирование (в разных его формах) увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований государство может оказывать стимулирующее воздействие на процессы производства и воспроизводства.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Для регулирования отраслевых пропорций используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия воздействуют на отраслевую структуру через финансовый рынок, находя посредством его зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают ценные бумаги других предприятий, предоставляют свои временно свободные средства взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную политику, влияя на цены.
В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т. п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства сказывается в расширении зоны предприни-мательства, инвестировании средств в развитие городов и населенных пунктов.
4.Использование
финансов как экономического
стимулятора
Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.
Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.