Понятие финансов: материальный, экономический аспект. Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Любому государству присущ достаточно широкий перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т. п. Однако осуществление этих функций невозможно без достаточного материального обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение и использование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.
На современном этапе такие понятия, как финансы, финансовая система, финансовый рынок и т.д. звучат не только в экономической литературе, но активно используются буквально всеми, включая не только чиновников разного ранга и журналистов (им это просто необходимо для организации управления и освещения различных экономических вопросов и проблем), но простыми людьми. Однако далеко не всегда эти термины воспринимаются в разных устах равнозначно, что связано довольно часто с недопониманием возникновения и сущности данных понятий

Файлы: 1 файл

контрольные фп.docx

— 37.06 Кб (Скачать)

Вариант 1

Понятие   финансов:   материальный,   экономический   аспект.   Функции финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любому государству присущ достаточно широкий перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т. п. Однако осуществление этих функций невозможно без достаточного материального  обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение  и использование денежных средств  естественнее всего осуществлять в  денежной форме.

На современном этапе  такие понятия, как финансы, финансовая система, финансовый рынок и т.д. звучат не только в экономической  литературе, но активно используются буквально всеми, включая не только чиновников разного ранга и журналистов (им это просто необходимо для организации  управления и освещения различных  экономических вопросов и проблем), но простыми людьми. Однако далеко не всегда эти термины воспринимаются в  разных устах равнозначно, что связано  довольно часто с недопониманием возникновения и сущности данных понятий. Кроме того, есть разногласия  и среди специалистов - ученых-экономистов, которые в своих работах дают различные трактовки этих терминов.

Этимологически термин финансы происходит от латинского слова financia — наличность, доход. Понятие «финансы» в самом широком смысле выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.

В теории финансового права  финансы являются базовой категорией в сравнении с другими категориями, например, такими как финансовая деятельность,  финансовое право.

С точки зрения науки о  финансах этап формирования этого термина  рассматривается как начальный, когда он имел такие не четко выраженные трактовки. Следующим этапом, связанным  с более систематическим употреблением  этого термина, является его увязка с деятельностью органов власти. Практически все экономисты утверждают, что термин «финансы» в своем раннем проявлении непосредственно связан именно с государственными финансами, то есть с необходимостью формирования средств в руках органов государственной власти и их использованием. Такая необходимость порождалась наличием у органов власти определенных функций, связанных с обеспечением определенных условий жизни и работы в рамках государства, его защиты от внешнего вторжения и завоевания1.

Финансы в экономической  теории являются предметом бурных научных  дискуссий и дебатов. Круг обсуждаемых  проблем широк. Например, не решен  вопрос о том, на какой стадии общественного производства присутствуют финансы - то ли на стадии распределения общественного продукта и национального дохода, то ли на стадии распределения и обмена. Не понятен сам распределительный характер финансов - либо это распределение, либо это перераспределение общественного продукта. Спорен вопрос о самом объекте распределения. Нет единства в понимании функций финансов: одни указывают, что финансы осуществляют распределительную и контрольную функцию, другие говорят о функциях аккумулирования и использования денежных фондов. Также не выяснено место финансов в общественно-экономической системе страны: финансы, с одной стороны, являются формой общественного воспроизводства и, соответственно, выражаются в объективных экономических отношениях, но, с другой стороны, оказывается, что финансы не могут существовать без государства2.

По мнению Н.И. Химичевой, по своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. При таком подходе финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества3.

Итак, финансы, будучи экономической категорией, в материальном смысле являются денежным фондом, которым государство владеет пользуется и распоряжается, с другой стороны — это общественные отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денежных средств государства (экономический аспект).

Таким образом, с одной  стороны, финансы находятся в  сфере объективных мало предсказуемых макроэкономических явлений и процессов, а с другой стороны они, конкретизируясь в отдельных отношениях аккумуляции, распределения, использования средств государственных и муниципальных денежных фондов, становятся предметом финансово-правового регулирования. Косвенно все это просматривается у Е.А. Ровинского: «Те или иные экономические отношения, в том числе и финансовые, играющие важную роль в распределении и перераспределении национального дохода страны, объективированы и обусловлены действием соответствующих экономических законов, но им самим по себе не присущ императивный характер. Это качество те или иные экономические общественные отношения могут получить, лишь когда «срабатывает» механизм их познания и организации выражения (в зависимости от их особенностей) государственной воли, определяющей юридически мотивированное поведение участников правоотношения»4.

Э.А. Вознесенский утверждает: «Финансы сами по себе безотносительно  к конкретным формам этих отношений  есть порождение материального производства на определенной ступени его развития и в силу этого имеют, несомненно, объективный характер данных отношений в реальной системе»5. «Сфера производства, - отмечает А. К. Анашкин, - является базовой, первичной, а над ней размещается сфера финансов»6.

Для финансов в целом решающее значение имеют такие функции, как  планирование, организация, стимулирование.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, а также разработки прогнозов и бизнес-планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т. п.

Функция организации включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.

Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет выделить факторы, стимулирующие финансовую деятельность организации. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

В процессе деятельности, связанной  с регулированием реального денежного  оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной  форме, приводит к необходимости  регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т. д.

Совершающийся непрерывно кругооборот  средств является стадией оборота  капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.

Воспроизводственная функция  характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие  получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит  произведенные затраты. Ликвидность  активов (имущества) означает возможность  легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет  повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания  высокой прибыльности и ликвидности  решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами.

Воспроизводственная функция  стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно  связана с государственной финансово-кредитной  политикой, так как государство  создает условия для регулирования  денежных потоков в экономике  при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире.

Составной частью воспроизводственной  функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков).

Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом.

Распределительная функция  заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и  внереализационных доходов (плата  за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы:

1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.

Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные  трансформацией форм собственности, приватизацией  и коммерциализацией, применением  новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.

Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной  и распределительной функциями. Она может играть активную роль в  принятии того или иного решения  либо пассивно отражать результаты распределения  денежных средств и воспроизводственных  процессов.

Контрольная функция проявляется  в следующем: выявляется степень  соответствия получаемых доходов, структуры  фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между  доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего  хозяйства.

Информация о работе Понятие финансов: материальный, экономический аспект. Функции финансов