Перевод терминов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление способов перевода терминов путем сопоставления оригиналов и переводов английских и русских текстов.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Получить представление об особенностях терминов, определить место терминологии в системе языка.
2. Выделить характерные черты терминологии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. ТЕРМИНОЛОГИЯ КАК ОСОБЫЙ ПЛАСТ ЯЗЫКА…………..…5
§ 1. Общая характеристика термина……………………………………..……..5
§2. Структура терминов…………………………………………………………7
Выводы по главе 1………………………………………………………..…….17
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ТЕРМИНОВ…………..…………………19
§ 1.Особенности перевода английских терминов……………………………..19
§2. Способы перевода англоязычных терминов……………..……….……….22
Выводы по главе 2………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………..……..36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Ильина Перевод терминов.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

В области перевода мы должны будем различать два  вида транспозиции:

(1) обязательную  транспозицию и (2) факультативную  транспозицию. Например: выражение  «As soon as prices slump» должно быть не  только переведено дословно, но и обязательно транспонировано в «Как только цены резко упадут», поскольку в данном случае в английском языке имеется лишь основная структура. В обратном направлении у нас будет выбор между калькой и транспозицией, потому что в русском языке имеются оба оборота.

С другой стороны, две эквивалентные фразы «после того, как товар вернется» и  «after goods come back» могут быть легко  переведены с помощью транспозиции: after goods’ return – после возвращения  товара.

Основной и  транспонированный обороты не обязательно эксивалентны со стилистической точки зрения. Переводчик должен пользоваться способом транспозиции, если получаемый оборот лучше вписывается во всю фразу или позволяет восстановить стилистические нюансы. Следует отметить, что транспонированный оборот обычно имеет более литературный характер. Особо частным случаем транспозиции является «перекрещивание».

Эквиваленция 

Мы уже не раз подчеркивали возможность того, что два текста описывают одну и ту же ситуацию, используя совершенно разные стилистические и структурные средства. В этом случае мы говорим об эквиваленции [5]. Классическим примером эквиваленции является ситуация, когда неловкий человек, забивающий гвоздь, попадает себе по пальцам – по-русски он воскликнет «Ай!», по-английски он воскликнет «Ouch!».

Этот пример, хотя и является грубым, подчеркивает особый характер эквиваленции: она  носит чаще всего синтагматический характер и затрагивает все сообщение  целиком. Отсюда следует, что большинство  эквиваленций, которыми мы постоянно  пользуемся, являются устойчивыми и входят в состав идиоматической фразеологии, включая клише, поговорки, адъективные или субстантивные устойчивые сочетания и т. д.

Следует различать  потенциально достижимую эквивалентность, под которой понимается максимальная общность содержания двух разноязычных текстов, допускаемая различиями языков, на которых созданы эти тексты, и переводческую эквивалентность – реальную смысловую близость текстов оригинала и перевода, достигаемую переводчиком в процессе перевода. Пределом переводческой эквивалентности является максимально возможная (лингвистическая) степень сохранения содержания оригинала при переводе, но в каждом отдельном переводе смысловая близость к оригиналу в разной степени и разными способами приближается к максимальной [5].

Различия в системах ИЯ и ПЯ и особенностях создания текстов на каждом из этих языков в разной степени могут ограничивать возможность полного сохранения в переводе содержания оригинала. Поэтому переводческая эквивалентность может основываться на сохранении (и соответственно утрате) разных элементов смысла, содержащихся в оригинале. В зависимости от того, какая часть содержания передается в переводе для обеспечения его эквивалентности, различаются разные уровни (типы) эквивалентности. На любом уровне эквивалентности перевод может обеспечивать межъязыковую коммуникацию [14].

Любой текст  выполняет какую-то коммуникативную  функцию: сообщает какие-то факты, выражает эмоции, устанавливает контакт между  коммуникантами, требует от рецептора  какой-то реакции или действий и  т.п. Наличие в процессе коммуникации подобной цели определяет общий характер передаваемых сообщений и их языкового оформления. Текст может последовательно или одновременно выполнять несколько коммуникативных функций, но он не может не иметь в своем содержании функциональной задачи (цели коммуникации), не утратив своей коммуникативности, т.е. не перестав быть результатом акта речевой коммуникации.

Часть содержания текста (высказывания), указывающая  на общую речевую функцию текста в акте коммуникации, составляет его цель коммуникации. Она представляет собой «производный» («подразумеваемый» или «переносный») смысл, присутствующий в нем как бы в скрытом виде, выводимый из всего высказывания как смыслового целого. Отдельные языковые единицы участвуют в создании такого смысла уже не непосредственно через свое собственное значение, а посредственно, составляя с другими единицами смысловое целое, которое служит основой для выражения с его помощью дополнительного смысла. Воспринимая высказывание, рецептор должен не только понять значение языковых единиц и их связь друг с другом, но и сделать определенные выводы из всего содержания, извлечь из него дополнительную информацию, которая сообщает не только что говорит источник, но и для чего он это говорит, «что он хочет этим сказать» [24].

Эквивалентность переводов первого типа заключается  в сохранении только той части  содержания оригинала, которая составляет цель коммуникации, которая представляет собой наиболее общую часть содержания высказывания, свойственную высказыванию в целом и определяющую его роль в коммуникативном акте.

Для отношений  между оригиналами и переводами этого типа характерно: 1) несопоставимость лексического состава и синтаксической организации; 2) невозможность связать  лексику и структуру оригинала  и перевода отношениями семантического перефразирования или синтаксической трансформации; 3) отсутствие реальных или прямых логических связей между сообщениями в оригинале и переводе, которые позволили бы утверждать, что в обоих случаях «сообщается об одном и том же»; 4) наименьшая общность содержания оригинала и перевода по сравнению со всеми иными переводами, признаваемыми эквивалентными [7].

Таким образом, в данном типе эквивалентности в  переводе как будто говорится  «совсем не то» и «совсем не о том», что в оригинале. Этот вывод справедлив в отношении всего сообщения в целом, даже если одно или два слова в оригинале имеют прямые или косвенные соответствия в переводе. Например, к этому типу можно отнести перевод She lifted her nose up in the air – «Она смерила его презрительным взглядом», хотя субъекты этих предложений непосредственно соотнесены.

Переводы на таком уровне эквивалентности выполняются  как в тех случаях, когда более  детальное воспроизведение содержания невозможно, так и тогда, когда  такое воспроизведение приведет рецептора перевода к неправильным выводам, вызовет у него совсем другие ассоциации, чем у рецептора оригинала, и тем самым помешает правильной передаче цели коммуникации.

Адаптация

Данный способ перевода применим к случаям, когда  ситуация, о которой идет речь в исходном языке, не существует в языке перевода и должна быть передана через посредство другой ситуации, которую мы считаем эквивалентной. Это представляет собой особый случай эквивалентности, так сказать, эквивалентность ситуаций [8].

В качестве примера можно взять выражение «The amount of share of the Sharer in the authorized capital of the Company and also the nominal value of the contribution to the authorized capital amount to: one hundred shares – 1000 USD». Поскольку перевод делается для русских инвесторов, валюта, соответственно, переводится из долларов в рубли – «Размер доли участника общества в уставном капитале общества, а также номинальная стоимость вклада составляет: - сто долей – 30000 рублей». Этот способ адаптирования хорошо известен синхронным переводчикам. С одной стороны – это искажение формы и нарушение структуры оригинального документа, однако с другой – единственный способ сделать текст перевода понятным для читателя [13].

Отказ от адаптирования, которое затрагивает не только структуры, но также и саморазвитие идей, мыслей, и способ их фактического изложения в абзаце приводит к наличию в «правильном» тексте какой-то неопределенной тональности, чего-то фальшивого, что неизменно проявляется в переводе. К сожалению, такое впечатление очень часто производят тексты, публикуемые современными международными организациями, члены которых по неведению или из стремления к неверно понимаемой точности требуют буквальности переводов, максимального калькирования. Результатом является «галиматья», которая не имеет названия ни в одном языке. Текст не должен быть калькой ни в структурном, ни в металингвистическом плане. Все великие литературные переводы имплицитно признавали существование способов, которые мы только что перечислили, как это прекрасно показал А. Жид в своем предисловии к «Гамлету». Возникает вопрос, не потому ли американцы отказывались принимать всерьез Лигу Наций, что большинство ее материалов было немодулированными и неадаптированными переводами с французского оригинала, подобно тому, как «ломаный атлантический язык» является лишь плохо «переваренными» текстами англо-американских оригиналов. Мы затрагиваем здесь чрезвычайно серьезную проблему, которую из-за отсутствия места мы не можем рассмотреть должным образом, а именно: вопрос об изменениях в мышлении, в культурном и лингвистическом планах, которые могут повлечь за собой в перспективе наличие важных документов, школьных учебников, журнальных статей, сценариев к фильмам и т. д., создаваемых переводчиками, которые не могут или не рискуют осуществить косвенные (непрямые) переводы. В эпоху, когда излишняя централизация и отсутствие уважения к культуре других толкают международные организации к использованию одного рабочего языка для создания текстов, которые затем поспешно переводятся переводчиками, чью работу мало ценят и которых всегда слишком мало, может создаться такая ситуация, что 4/5 нашей планеты будут питаться исключительно переводами и интеллектуально гибнуть из-за постоянного потребления этого месива [15].

Необходимо отметить, что еще одним важным фактором при осуществлении технического перевода является работа с экспертами. Переводчик, к сожалению, не может быть специалистом во всех областях знаний. Поэтому понятие «техническая редакция» подразумевает процесс осуществления консультаций со специалистами, обработку данных, полученных в результате этого процесса и внесение соответствующих изменений в текст. Эксперты, в большинстве случаев, предоставляются заказчиком перевода[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе 2

 

Основными условиями достижения адекватности в переводе английских терминов являются:

*знание особенностей взаимодействия термина с техническим  текстом;

*знание основных способов перевода терминов;

*умение правильно выбрать и использовать наиболее подходящий способ создания нового соответствия для технического перевода термина.

В общих чертах можно наметить два пути перевода, по которым следует переводчик: перевод прямой или буквальный и перевод косвенный (непрямой).

Способы прямого  перевода:

 Заимствование- это копирование (обычно неполное и неточное) слова или выражения одного языка в другой.

Калькирование- это способ перевода лексической единицы оригинала путем замены ее составных частей - морфем или слов (в случае устойчивых словосочетаний) их лексическими соответствиями в ПЯ.

Дословный перевод: состоит в передаче структуры предложения без изменения конструкции и без существенного изменения порядка слов.

 Способы  косвенного перевода:

Транспозиция- замена одной части речи другой частью речи без изменения смысла всего сообщения.

Эквиваленция -   способ перевода, описывающий ту же ситуацию, но совершенно  по – разному структурно и стилистически.

Адаптация - это способ достижения равенства коммуникативного эффекта, оказываемого оригиналом и переводом.

 

 

Заключение

 

В настоящей  работе проведено исследование способов и особенностей перевода терминов. Термины являются единицами языкового и профессионального знания, обеспечивающими эффективность межкультурной коммуникации. По этой причине наибольшую практическую значимость при переводе текстов имеет эквивалентный перевод терминологии.

Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод, что         основное  требование, предъявляемое к термину, – его однозначность. Термин не нуждается в контексте, как обычное слово, так он 1) член определенной терминологии, что и выступает вместо контекста; 2) может употребляться изолированно, например, в текстах реестров или заказов в технике, 3) для чего и должен быть однозначным не вообще в языке, а в пределах данной терминологии.

 Кроме  того, термин обладает семантической структурой, является единой, самостоятельной единицей наименования;

 Лингвистическая природа термина: -

-неотъемлемая органическая часть лексической системы литературного языка;

- термины отличаются  от других разрядов слов своей огромной информационной насыщенностью;

 Следует обратить внимание, что основными условиями достижения адекватности в техническом переводе английских терминов являются:

1. Знание особенностей взаимодействия термина с техническим  текстом

2. Знание основных  способов перевода терминов

3. Умение правильно  выбрать и использовать наиболее  подходящий способ создания нового  соответствия для технического перевода термина, не имеющего русского эквивалента или отражающего специфическое явление, отсутствующее в нашей действительности;

Выделяют два пути перевода, по которым следует переводчик: перевод прямой или буквальный и перевод косвенный (непрямой);

 Основные способы перевода:

-заимствование

- калькирование

- дословный  перевод

-эквиваленция

-адаптация

Трудности при  переводе терминологии являются одним  из главных препятствий для коммуникации в сфере науки. Хочется надеяться, что данное исследование позволит избежать проблем и ошибок при переводе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Андрианов С.Н. Некоторые вопросы построения словарей специальной терминологии// Тетради переводчика. - Вып. 2. - М.: Международные отношения, 1964. - С. 78-91
  2. Аполова М.А. Specific English//грамматические трудности перевода. – М.: Международные отношения, 1977. С.134
  3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. — М.: Высш. шк., 1973. С. 302
  4. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 384
  5. Бархударов Л.С., Рецкер Я.И. Курс лекций по теории перевода. - М., 1968. С. 263
  6. Бархударов Л.С. Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода. - М.: Международные отношения, 1975. С. 240
  7. Борисова Л.И. Лексические трудности перевода научно-технической литературы с английского языка на русский. - М.: ВЦП, 1979. С.135
  8. Борисова Л.И. Лексико-стилистические трансформации в англо-русских научно-технических переводах. — М.: ВЦП, 1981. С. 168
  9. Борисова Л.И. Лексические особенности англо-русского научно-технического перевода. Учебное пособие. — М.: МПУ, 2001. С. 208
  10. Бреус Е.В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 208
  11. Бреус Е.В. Теория и практика перевода с английского языка на русский: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО. - Ч. I. - 2001. С. 104
  12. Бурак А.Л. Введение в практику письменного перевода с русского языка на английский. Этап 1: уровень слова. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова -Intrada, 2002. С. 176
  13. Ванников Ю.В. Типы научных и технических текстов и их лингвистические особенности. - М.,1984. С. 240
  14. Воробьева М.Б. Особенности реализации оценочных значений в научном тексте // Научная литература / Язык, стиль, жанры. - М.: Наука, 1985. С. 33-47
  15. Головин Б.Н. Роль терминологии в научном и учебном общении . Термин и слово. – Горький: Изд-во ГГУ им. Н.И.Лобачевского, 2000.  С.14
  16. Гореликова С.Н. Природа термина и некоторые особенности терминообразования в английском языке. – Омск: Вестник ОГУ №6, 2002.
  17. Гринев С.В. Введение в терминоведение. - М.: Московский лицей, 1993. С. 309
  18. ДаниленкоВ.П. Лингвистический аспектстандартизации терминологии. - М., 1993. С. 280
  19. Даниленко В.П. Русская терминология: Опыт лингвистического описания. - М.: Наука, 1977. С. 246
  20. Канделаки Т.Л. Семантика и мотивированность терминов. - М.: Наука, 1977. С.168
  21. Каде О. Проблемы перевода в свете теории коммуникации// Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике: Сборник статей. — М.: Международные отношения, 1978. С.69-90
  22. Капанадзе Л.А. О понятиях «термин» и «теминология». Развитие лексики современного русского языка. – М., 2005. – С. 75 – 86.
  23. Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. / Д. С. Лотте. – М., 2001. C. 158
  24. Реформатский А. А. Что такое термин и терминология. Вопросы терминологии./ А. А. Реформатский. – М.: Издательство АН, 2000. С.192
  25. Суперанская А. В. Общая терминология: Вопросы теории. / А. В. Суперанская. – М.: Наука, 1999. С. 243
  26. Татаринов В. А. Теория терминоведения. / В. А. Татаринов. – М.: Московский лицей, 2006. С. 311
  27. Федоров А. В. Основы общей теории перевода (лингвистический очерк). / А. В. Федоров. – М., 1999 С. 225

Информация о работе Перевод терминов