Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:47, курсовая работа
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров.
Введение 3
Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации 5
1.1. История становления пенсионного обеспечения в России 5
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 7
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития 11
2.1. Организационно-правовые основы деятельности фонда 11
2.2. Цели и задачи фонда 15
2.3. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ 17
2.4. Направления и порядок использования средств фонда 22
2.5.Анализ доходов и расходов бюджета фонда 24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 29
Заключение 34
Библиографический список 36
Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ последних лет объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составляло 343 тысячи 378 рублей 80 копеек, а в нынешнем 2011 году составляет 365 тыс. 700 рублей. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.
Еще одна статья расходов бюджета Пенсионного фонда, появившаяся в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
Бюджет ПФ РФ как основной
документ, определяющий повседневную
жизнь крупнейшего и наиболее
общественно значимого
Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.
Российское
социальное обеспечение держится на
трех страховых китах, трех фондах социального
страхования: Пенсионном фонде России
(ПФР), Фонде социального страхования
(ФСС) и Федеральном фонде
За
годы преобразований фонды социального
страхования превратились из страховых
организаций в федеральные
Прогноз Минэкономразвития по росту фонда заработной платы в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году он составил 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований.
Проанализируем доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда в 2008-2010 г.г.
Таблица 1 - Доходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)1
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем доходов, в том числе |
2 330,6 |
2 669,5 |
3 179,8 |
за счет страховых взносов в %% к доходам |
1020,6 43,8% |
1175,6 44,0% |
1335,2 42,0% |
за счет федерального бюджета, из них |
1280,3 |
1 456,4 |
1801,4 |
на выплату базовой части пенсии |
707,7 |
876,6 |
1033,0 |
Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года |
652,7 |
898,0 |
1 183,5 |
Справочно: суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет |
442,8 |
506,0 |
573,7 |
Данные иллюстрируют неблагоприятную обстановку в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2008 году составила 19,3%, в 2009 году – 19,5%, в 2010 году составила 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.
Есть еще один нюанс, который нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2008 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2009 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2010 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей.
Расходы ПФР в 2008-2010 годах не менее занимательны, чем доходы.
Таблица 2 - Расходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)2
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем расходов, в том числе |
2 099,9 |
2 464,8 |
2 877,8 |
Выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части |
1 615,2 929,2 |
1 923,5 1073,0 |
2 235,3 1 232,6 |
Социальные пенсии |
66,6 |
85,8 |
102,2 |
Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты (монетизация льгот) |
251, 7 |
266,5 |
282,2 |
Финансовое и материально- |
46,9 |
49,1 |
49,1 |
Расходы на выплату «материнского капитала» |
- |
- |
55 |
Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.
Поступления от ЕСН в 2008 году составили 442,8 млрд., в 2009 году – 506,0 млрд., в 2010 году – 573,7 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит пенсионной системы в 2008 году составил 264,9 млрд., в 2009 году – 370,6 млрд., в 2010 году составил 459,3 млрд. рублей.
Дефицит ПФР по страховой части в 2008 году составил 119,2 млрд., в 2009 году - 150,4 млрд., в 2010 году – 196,7 млрд. рублей.
Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.
Сравним
с официальными данными по дефициту,
представленными в проекте
Таким образом, спрогнозированный на 2008-2010 г.г. бюджет фонда не совпадает с реальной ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения.
Дополнительно Пенсионному фонду РФ доверено осуществлять некоторые выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву.
Все
это осуществляет ПФР, а расходы
на организацию процесса проходят по
статье «Финансовое и материально-
По этой статье запланированы огромные затраты – более $1,8 млрд. ежегодно. В народе бытует мнение, что основная часть этих расходов материализуется в содержании органов пенсионного обеспечения. В 2008-2010 годах ПФР потратил на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов – в среднем 1,1 млрд. рублей.
Еще
одна не относящаяся к фонду статья
расходов ПФР, отмеченная в таблице
2 – выплата «материнского
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008-2010 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).
В структуре расходов бюджета
пенсионного фонда России преобладают
расходы на выплату трудовой пенсии
(80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам,
досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии
пенсионерам за пределами России
(2%). Что касается доли базовой, страховой
и накопительной части в
Состояние пенсионной системы
России оценивается экспертами как
нестабильное. С начала старта пенсионной
реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного
пенсионного страхования
В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.
Таблица 3 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. |
12 920 |
15 304 |
17 723 |
20 395 |
Среднегодовой размер пенсии, руб. |
3 284 |
3 928 |
4 760 |
5 098 |
Коэффициент замещения |
25,4% |
25,7% |
26,9% |
25,0% |