Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
1. изучить функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ,
2. проанализировать источники формирования денежных средств,
3. рассмотреть порядок формирования и использования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ,
4. охарактеризовать взаимоотношения между Пенсионным фондом и плательщиками единого социального налога,
5. представить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………................ 3
1.Пенсионный фонд РФ на
современном этапе развития………………………………………………… 5
1.1. Организационно-правовые
основы деятельности фонда …………………………………………..5
1.2. Цели и задачи фонда ……………………………………................8
1.3. Порядок формирования
доходов бюджета Пенсионного фонда РФ …………………..............9
1.4. Направления и порядок
использования средств фонда ……………………………….......……13
2.Анализ доходов и расходов бюджета фонда ……………………….…. ...16
3. Проблемы и перспективы развития
Пенсионного фонда РФ ………………………………………………….......20
Заключение ……………………………………………………………… ….26
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

1.2. Цели и задачи фонда

     Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров);
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;
  • разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

      Пенсионный  фонд РФ может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

      Работа  Пенсионного фонда РФ проявляется  в выполнении ряда функций.

      Функции Пенсионного фонда РФ:

      1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

      2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

      3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

      Работа  Пенсионного фонда РФ, как финансового  института, состоит в перераспределении  финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

1.3. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ

      Материальным  источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

      Средства  ПФР формируются за счет:

      - страховых взносов работодателей;

      - страховых взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью,  в том числе фермеров и адвокатов;

      - страховых взносов иных категорий  работающих граждан;

      - ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

      - добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

      Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных  местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

    Расходы на пенсионное обеспечение – это  самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В  течение последних лет эти  финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

    Основной  источник доходов фонда – это  страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

    Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую  перспективу являются следующие:

  • обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;
  • поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
  • совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
  • усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;
  • повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.

    Бюджет  ПФ образуется в основном из страховых  взносов субъектов пенсионного  страхования, к которым относятся:

  • работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
  • крестьянские хозяйства;
  • родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
  • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    Все они должны зарегистрироваться в  качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь  созданные юридические лица и  другие плательщики регистрируются  в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

    Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях  банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.  Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

    Порядок уплаты и тарифы  страховых взносов  работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. Взносы в ПФ учитываются как составная часть единого социального налога.

    Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

    Позиция фонда в части выплат, на которые  не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в  этот список входят пособия, выплачиваемые  гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.

    Определение обоснованности тарифов взносов  во внебюджетные фонды  и в Пенсионный фонд, в частности – очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов  человек. В начале 1997 года ставка взносов  была повышена с 5 процентов до 28 от дохода предпринимателей, те есть почти в 6 раз. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать 5 процентов от дохода, то в 1997 году уже 20.6 процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в России ставка взносов в Пенсионный фонд для «самозанятых» работников является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка – 18.6 процента, в США – 12.4 процента. В отличие от подоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере 28 процентов берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику.

    С 2010 года - ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволит существенно увеличить уровень пенсий в стране.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития