Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск путей её повышения.
Задачи данной работы:
– рассмотреть теоретические аспекты организации финансов унитарного предприятия;
– рассмотреть теоретические аспекты оценки формирования и использования финансовых ресурсов;
– определить организационную структуру предприятия проанализировать основные показатели функционирования предприятия;
– проанализировать эффективность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии;
– разработать пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии.
Введение 2
1. Нормативно-правовое регулирование финансов государственных унитарных предприятий 4
2. Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов. 17
3. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. 23
Заключение 27
Список использованной литературы. 29
Оглавление
Радикальная реформа имущественных отношений в Российской Федерации за последние 15 лет привела к сокращению государственного сектора в экономике и как его составляющей – количества государственных предприятий.
Государственное предприятие выполняет совершенно иные цели и задачи, нежели такие же предприятия советского периода, когда предприятия всех отраслей находились в собственности государства. Необходимость создания унитарных предприятий диктуется обязательностью участия государства в рыночных отношениях, развитие которых требует ограничения либо запрета предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц, созданных на основе частной собственности, в определённых сферах и отраслях.Таким образом, проблема эффективного формирования и использования финансовых ресурсов является актуальной как на уровне предприятия, так и на уровне экономики в целом.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск путей её повышения.
Задачи данной работы:
При
написании курсовой работы использованы
различные законодательные
Конституция Российской Федерации 1993 г1. в новых экономических условиях закрепила равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8). Безусловно, что отношения государства и собственности составляют приоритетное направление реализации экономической функции государства, определяют развитие общества и государственности.
Экономически
эффективное использование
Нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, содержатся в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе Российской Федерации2, в Бюджетном кодексе Российской Федерации3, в Федеральном законе Российской Федерации "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях4" от 14.11.2002 N 161-ФЗ (далее - ФЗ РФ) и в иных нормативных актах.
Конституция РФ 1993 г. прямо и непосредственно закрепляет право управления государственным имуществом за разными ветвями власти в части их компетенции (п. "г" ст. 114 и п. 1 ст. 132).
Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) и в Федеральном законе РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
В
этой связи необходимо отметить, что
до принятия настоящего ФЗ РФ Гражданский
кодекс РФ оставался единственным документом,
который определял общие
Федеральный закон РФ по своей структуре охватывает практически все правовые вопросы деятельности государственного института:
-
правовое положение
-
права и обязанности
-
порядок создания, реорганизации
и ликвидации унитарного
В п. 1 ст. 2 ФЗ РФ условно, по значимости изложенных положений, можно выделить три части:
1.1.
Унитарным предприятием
1.2.
В форме унитарных предприятий
могут быть созданы только
государственные и
2.1.
Имущество унитарного
2.2.
Несмотря на то что в ГК
РФ праву хозяйственного
2.3. Одновременно стоит отметить, что при оперативном управлении собственник имущества имеет более широкие права, чем при предоставлении государственной собственности в хозяйственное ведение. Так, норма, изложенная в п. 2 ст. 296 ГК РФ, уполномочивает собственника изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
3.
Ранее согласно п. 7 ст. 114 ГК РФ
(старая редакция) создание дочерних
предприятий разрешалось. В
Исходя из положений ст. 2 ФЗ РФ, в России могут быть созданы два вида унитарных предприятий, а именно:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
Хотелось бы отметить, что в предыдущей редакции ГК РФ ст. 115 было предусмотрено лишь создание федеральных казенных предприятий.
Также п. 4 вышеупомянутой статьи ФЗ РФ однозначно регламентируется недопустимость создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Особого внимания заслуживает специальная (целевая) правоспособность унитарного предприятия, которая предусмотрена ГК РФ (ст. 49) и ФЗ РФ (п. 1 ст. 3). Исходя из норм данных статей, унитарные предприятия не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не предусмотренных в учредительных документах унитарного предприятия. Согласно этому положению унитарные предприятия не могут заниматься видами деятельности, не предусмотренными уставом. Так, формулировка "прочие виды деятельности, не противоречащие законодательству" не позволяет унитарному предприятию заниматься видами деятельности, прямо не указанными в уставе (см. ст. 49 ГК РФ.) Вопросы о целевой (специальной) правоспособности нашли отражение и в судебной практике. В частности, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года N 8 "О некоторых вопросах практики, разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" прямо указано, что в случаях, когда действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований пункта 2 статьи 295 ГК РФ, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием. Таким образом, любой хозяйствующий субъект при заключении сделок с унитарным предприятием должен убедиться, что данный вид деятельности прямо указан в Уставе предприятия. В противном случае в соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ РФ сделка может быть признана ничтожной.
Порядок
участия унитарных предприятий
в других юридических лицах
В ст. 7 ФЗ РФ четко прослеживаются различия в ответственности учредителей унитарных предприятий перед контрагентами. Так, учредитель казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих предприятий, в то время как учредитель государственного (муниципального) предприятия не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Данная норма позволяет администрации "защитить" государственную собственность. Закрепив его в хозяйственное ведение за унитарным предприятием, кредиторы администрации не вправе претендовать на переданную собственность. Наравне с этим администрация сохраняет за собой право собственности.
Закон внес значительные изменения и нововведения в деятельность и порядок учреждения унитарных предприятий. В ст. 8 ФЗ РФ впервые определен исчерпывающий перечень случаев, допускающих создание унитарных предприятий. Одновременно обращаем внимание на то обстоятельство, что при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств могут быть созданы только казенные предприятия. Тем самым государственные (муниципальные) предприятия представляются исключительно как коммерческие организации, нацеленные на извлечение прибыли и достижение целей, определенных собственником.
В п. 3 ст. 9 ФЗ РФ предусматривается перечень сведений о предприятии, обязательных к отражению в уставе. Хотелось бы отметить ряд специфических особенностей данных требований, таких, как:
-
сведения об органе или
-
сведения о направлениях
Информация о работе Особенности организации финансов в унитарном предприятии