Особенности организации финансов в унитарном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск путей её повышения.
Задачи данной работы:
– рассмотреть теоретические аспекты организации финансов унитарного предприятия;
– рассмотреть теоретические аспекты оценки формирования и использования финансовых ресурсов;
– определить организационную структуру предприятия проанализировать основные показатели функционирования предприятия;
– проанализировать эффективность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии;
– разработать пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии.

Оглавление

Введение 2
1. Нормативно-правовое регулирование финансов государственных унитарных предприятий 4
2. Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов. 17
3. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. 23
Заключение 27
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     - сведения о порядке распределения  и использования доходов (в  части казенных предприятий).

     Введение  федерального закона изменило требования к минимальному размеру уставного  фонда государственных (муниципальных) предприятий. Ранее согласно п. "г" ст. 3 Положения о порядке государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482, размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда (МРОТ) в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации. В настоящее время согласно ФЗ РФ размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, а размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не создается (ст. 12 ФЗ).

     Еще одной новеллой ФЗ РФ является обязательная оценка передаваемого на правах хозяйственного ведения (оперативного управления) имущества (п. 5 ст. 8 ФЗ) предприятию при его  учреждении. Формулировка данного пункта дает право предположить о необязательности проведения оценки при передаче дополнительного имущества в действующее унитарное предприятие.

     Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетно-финансовые взаимоотношения  между унитарными предприятиями  и собственником имущества (в лице органов исполнительной власти), т.е. бюджетом соответствующего уровня.

     БК  РФ (п. 1 ст. 42) однозначно определяет, что  часть прибыли государственных (муниципальных) предприятий является доходом бюджета. Право на получение части прибыли собственником нашло свое отражение и в ГК РФ (п. 1 ст. 295), а также в ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ст. 17).

     Согласно  ст. 77 БК РФ государственные (муниципальные) унитарные предприятия имеют право на получение бюджетных кредитов (как процентных, так и беспроцентных). В соответствии с п. 3 вышеупомянутой статьи предприятия обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. В случае заимствования у третьих лиц унитарное предприятие в обязательном порядке (п. 2 ст. 118 БК РФ) регистрирует свои заимствования в соответствующем финансовом органе. Также на основании норм п. 4 ст. 77 и п. 3 ст. 118 БК РФ орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

     Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161 "О государственных  и муниципальных предприятиях" существенно расширил права собственника. Полномочия собственника определены ст. 20 ФЗ РФ. К основополагающим нововведениям прав учредителя можно отнести:

     - определяет порядок составления,  утверждения и установления показателей  планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

     - утверждает бухгалтерскую отчетность  и отчеты унитарного предприятия;

     - осуществляет контроль за использованием  по назначению и сохранностью  принадлежащего унитарному предприятию  имущества;

     - утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

     - дает согласие в случаях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом,  на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых  имеется заинтересованность, и иных сделок;

     - принимает решения о проведении  аудиторских проверок, утверждает  аудитора и определяет размер  оплаты его услуг.

     Необходимо  отметить, что до принятия ФЗ РФ согласования с собственником требовали лишь сделки, связанные с распоряжением  недвижимым имуществом. В настоящее время к компетенции собственника можно отнести сделки, связанные с распоряжением недвижимого имущества, крупные сделки, сделки с заинтересованностью, заимствования унитарного предприятия, сделки в части приобретения (отчуждения) долей (вкладов), акций хозяйствующих субъектов.

     Еще одной новеллой ФЗ РФ является ряд  требований к кандидатуре руководителя унитарного предприятия (ст. 21 ФЗ). Так, руководитель унитарного предприятия  не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Федеральный закон РФ предусматривает аттестацию руководителя унитарного предприятия в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия и отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия. Так, п. 2 ст. 21 ФЗ РФ налагает прямой запрет на участие руководителя унитарного предприятия в забастовках.

     Наряду  с требованиями ст. 21 ФЗ РФ руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия следующую информацию (п. 2 ст. 22 ФЗ):

     - о юридических лицах, в которых  он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

     - о юридических лицах, в которых  он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;

     - об известных ему совершаемых  или предполагаемых сделках, в  совершении которых он может  быть признан заинтересованным.

     По  опубликованным данным, к 2003 г. в России осталось около 10 тыс. унитарных предприятий, хотя, думается, статистика не совсем точная, т.к., например, в одной только Республике Саха (Якутия) в 2001 году было зарегистрировано 2083 подобных предприятия. Согласно государственной программе развития российской экономики до 2010 года планируется приватизация большинства унитарных предприятий, не приносящих стране прибыль.

     В этой связи хочется обратить внимание на обеспокоенность ученых о том, что на местах больше "обеспокоены иной задачей: какие еще государственные предприятия "пустить под приватизацию"? Так, Л. Щенникова5 приводит пример о том, что в разрабатываемой в Пермской области Концепции управления государственной собственностью стратегическим признан курс на преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества. В масштабах же России главной задачей, которая ставилась перед соответствующими государственными структурами накануне принятия Федерального закона РФ об унитарных предприятиях, была задача приватизации в 2003 году как минимум 2,5 тыс. унитарных предприятий. В то же время А. Фоков6 концептуально обосновал предложения о необходимости выравнивания экономической политики России, направленной на сохранение государственно важных предприятий и уникальных производств, в которых не может быть заинтересован частник, поскольку он не получит здесь особой прибыли, но которые будут служить авторитету нашего государства как государства социального.

     Думается, что Правительство РФ согласилось со многими доводами ученых и практических работников, обеспокоенных дальнейшей судьбой унитарных предприятий, и приняло необходимые меры по унификации законодательных актов в данной области.

     Так, одним из таких достаточно важных и своевременных актов явилось принятие Постановления Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия7".

     Цель  указанного Постановления Правительства  РФ в том, что государство в  лице Министерства имущественных отношений  прямо предписывает осуществлять согласование сделок федерального государственного предприятия в отношении закрепленного  за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) и принадлежащих предприятию акций, вкладов (долей) в уставных (складочных) капиталах находящихся на территории РФ хозяйственных обществ и товариществ, а также решения предприятия о заключении договора простого товарищества при наличии документа о целесообразности совершения такой сделки (заключения договора), представляемого федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере управления).

     Постановление Правительства РФ повсеместно требует  согласования сделок унитарных предприятий  на сумму, которая превышает 150 млн. руб. (п. 1), регламентирует права и  обязанности (п. 2), процедуры по продаже предприятиями имущества (п. 4), публичность аукционов, путем опубликования соответствующей информации в органах СМИ и ежеквартальных отчетов о своей деятельности (п. 7).

     В заключение хотелось бы отметить значение принятия Федерального закона РФ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Федеральный закон эффективно осуществил изменения и внес нововведения в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий. Кроме того, в федеральном законодательном акте содержатся разъяснения по многим "ключевым" вопросам, встречающимся в практической деятельности, как для унитарных предприятий, так и для их контрагентов.

     Думается, что в процессе правоприменительной  практики законодательная база деятельности унитарных предприятий потребует дальнейшего анализа и более детальной проработки отдельных положений и норм8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов.

 

Государство в системе рыночных отношений через государственный сектор реализует ряд своих важнейших функций, представленных в виде поставки обществу благ, за обеспечение которых последнее уплачивает государству налоги. К таким благам можно отнести [1, 5-6]:

  • чистые общественные блага – оборона, безопасность, правосудие, регулярные правоприменительные практики;
  • общественные блага, которые предоставляются государством наряду с частными организациями – образование, наука, культура, здравоохранение, пенсионное обеспечение, транспортная инфраструктура, связь, финансово-кредитная деятельность.

В мировой  практике можно выделить несколько  причин образования государственных  предприятий [2, 85-86]:

  • экономические – вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Это касается в первую очередь таких отраслей, как газовая, нефтяная, угольная промышленность, сельское хозяйство, электроэнергетика. Частные предприятия не всегда охотно идут на риск, связанный с освоением новых производств, поэтому такие расходы зачастую финансирует государство.
  • политические – связаны с развитием интернационализации и интеграции производства и капитала. Государственные предприятия являются участниками лицензионных и научно-технических соглашений в международном сотрудничестве, создают зарубежные филиалы и представительства, участвуют в капиталах совместных предприятий, а также являются крупнейшими производителями отдельных видов экспортной продукции.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию [2].

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

Информация о работе Особенности организации финансов в унитарном предприятии