Особенности организации финансов в унитарном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск путей её повышения.
Задачи данной работы:
– рассмотреть теоретические аспекты организации финансов унитарного предприятия;
– рассмотреть теоретические аспекты оценки формирования и использования финансовых ресурсов;
– определить организационную структуру предприятия проанализировать основные показатели функционирования предприятия;
– проанализировать эффективность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии;
– разработать пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии.

Оглавление

Введение 2
1. Нормативно-правовое регулирование финансов государственных унитарных предприятий 4
2. Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов. 17
3. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. 23
Заключение 27
Список использованной литературы. 29

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

В РФ создаются  и действуют следующие виды унитарных  предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие) [3, 120].

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное  и муниципальное имущество также  передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли  в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти.

Финансовые  ресурсы любого хозяйствующего субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения [4, 31-35].

Финансовый  механизм деятельности ГМУП теоретически предполагает использование как  внутренних (амортизация, прибыль), так и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования [5, 320].

Принципиальным  отличием унитарных предприятий  от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования выпуска акций, поскольку сама организационно-правовая форма унитарного предприятия не допускает возможности распределения имущества по вкладам (долям, паям), а следовательно, выпуска долевых ценных бумаг. В то же время более разнообразны возможности получения дополнительных средств из централизованных источников – бюджета и целевых внебюджетных фондов. Ресурсы, используемые в деятельности предприятия на бессрочной и бесплатной основе в виде уставного фонда, амортизации или прибыли, не являются в юридическом смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования позволяет классифицировать их, как собственные средства.

Уставный  фонд ГМУП определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Он может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счёт которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Размер  уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

В казённом предприятии уставный фонд не формируется. Деятельность казённого предприятия  осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казённого  предприятия.

Вторым  важным источником формирования имущества  является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая  представляет собой одну из форм чистого  дохода. Чистый доход, создаваемый унитарными предприятиями, полностью принадлежит государству, поскольку основой его получения является государственная собственность. Существует три подхода его к использованию:

  • централизация всего чистого дохода в государственном бюджете;
  • оставление всего дохода в распоряжении предприятий;
  • централизация части чистого дохода.

Метод распределения и использования  чистого дохода определяется действующей  системой хозяйствования. В России централизация чистого дохода унитарных  предприятий производится двумя  методами: налогообложением прибыли  и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли [6, 247].

Важным  источником финансирования расходов ГМУП выступают финансовые резервы, создаваемые  в соответствии с действующим  законодательством. В настоящее  время коммерческие организации  могут формировать три группы резервов:

  • резервы, создаваемые за счёт включения в себестоимость продукции;
  • резервы, создаваемые за счёт балансовой прибыли (включаются во внереализационные расходы);
  • резервы, создаваемые за счёт чистой прибыли.

Унитарное предприятие за счёт чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определённые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

На финансовом рынке ГМУП может привлекать заёмные  средства следующими способами:

  • кредитов по договорам с кредитными организациями;
  • размещения облигаций или выдачи векселей.

ГМУП  могут пользоваться государственной  поддержкой в виде государственной  помощи: бюджетных средств (субсидии, субвенции) и бюджетных кредитов.

Особенности формирования и использования финансовых ресурсов ГМУП в большой степени обусловлены и порядком формирования и использования их имущества.

Уставом ГМУП определяются основные источники  формирования имущества, к которым  относятся:

  • имущество, переданное по решению собственника имущества: государственным и муниципальным предприятиям как взнос в уставный фонд или в хозяйственное ведение; казённым предприятиям в оперативное управление;
  • имущество, приобретенное предприятием за счёт прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности остающейся в распоряжении предприятия;
  • имущество, приобретенное предприятием за счёт заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций;
  • имущество, приобретенное или созданное за счёт средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;
  • имущество, приобретенное или созданное за счёт целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, средств, получаемых предприятием в виде бюджетных кредитов;
  • имущество, приобретаемое за счёт прочих поступлений (арендная плата, амортизационные отчисления, добровольные взносы).

3. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия.

     Главным органом управления, принимающим  стратегические решения в сфере  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является собственник имущества унитарного предприятия.

     Собственник имущества государственного или  муниципального предприятия в отношении  финансов предприятия осуществляет следующие полномочия:

  • формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  • даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом;
  • утверждает программу деятельности, показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  • принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

     Руководитель  унитарного предприятия в процессе управления финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия имеет  следующие полномочия:

  • действует от имени унитарного предприятия без доверенности;
  • утверждает структуру и штаты унитарного предприятия;
  • осуществляет приём на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры;
  • издает приказы, выдаёт доверенности в порядке, установленном законодательством.

     Финансовое  планирование в государственных  унитарных предприятиях имеет ряд  своих особенностей. Основным документом, в котором отражается текущий  финансовый план ФГУП на предстоящий  год, является программа его деятельности. Программа деятельности представляет собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. К проекту программы прилагается технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

     Составлением  проекта программы занимается непосредственно финансовая служба предприятия (планово-экономический отдел). Разработанная программа на очередной год должна быть представлена руководителем ФГУП до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.

     Руководитель  предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчётом о деятельности предприятия  за прошедший год представляет в  федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению  размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году.

     Функции финансовой службы фирмы.

     Финансовая  структура в процессе осуществления  деятельности фирмы решает следующие  проблемы:

     - Источники финансирования – краткосрочное и долгосрочное кредитование; лизинговое финансирование; распределение прибыль; целесообразность привлечения заемных и использование собственных средств.

     - Капитальные вложения и оценка их эффективности – доходность капитала, текущая и перспективная цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат.

     - Финансовое планирование – содержание, порядок разработки и значение финансовых планов.

     - Анализ финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов.

     Задачи  финансовой службы.

    1. контроль за выполнением принятых решений;
    2. учет и анализ прошлого опыта и экстраполяция его на будущее;
    3. учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования;
    4. учет стратегических целей и перспектив;
    5. ориентация на экстренный характер принимаемых решений или проводимых преобразований;
    6. обоснование и признание непредсказуемости влияния некоторых внешних факторов.

     Структура управления финансово - экономической службы предприятия.

     Во  главе предприятия генеральный  директор. За ним: первый заместитель  генерального директора – финансовый директор. А затем:

     - Бухгалтерия (финансовый учет);

     - Аналитический отдел;

     - Отдел финансового планирования;

     - Планово – экономический отдел.

     Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет хозяйственных  операций предприятия и формирует  публичную финансовую отчетность в  соответствии с установленными стандартами  и требованиями. Качество финансового  управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Учет должен строится так, чтобы оперативно сводить финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Финансовые отчеты организации должны включать прибыльность, рыночную позицию, производительность, использование активов, инновации.

Информация о работе Особенности организации финансов в унитарном предприятии