Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансов унитарных предприятий и анализ эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и поиск путей её повышения.
Задачи данной работы:
– рассмотреть теоретические аспекты организации финансов унитарного предприятия;
– рассмотреть теоретические аспекты оценки формирования и использования финансовых ресурсов;
– определить организационную структуру предприятия проанализировать основные показатели функционирования предприятия;
– проанализировать эффективность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии;
– разработать пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии.
Введение 2
1. Нормативно-правовое регулирование финансов государственных унитарных предприятий 4
2. Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов. 17
3. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. 23
Заключение 27
Список использованной литературы. 29
В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
Унитарные
предприятия следуют отличать от
бюджетных учреждений, которым государственное
и муниципальное имущество
Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти.
Финансовые ресурсы любого хозяйствующего субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения [4, 31-35].
Финансовый механизм деятельности ГМУП теоретически предполагает использование как внутренних (амортизация, прибыль), так и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования [5, 320].
Принципиальным отличием унитарных предприятий от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования выпуска акций, поскольку сама организационно-правовая форма унитарного предприятия не допускает возможности распределения имущества по вкладам (долям, паям), а следовательно, выпуска долевых ценных бумаг. В то же время более разнообразны возможности получения дополнительных средств из централизованных источников – бюджета и целевых внебюджетных фондов. Ресурсы, используемые в деятельности предприятия на бессрочной и бесплатной основе в виде уставного фонда, амортизации или прибыли, не являются в юридическом смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования позволяет классифицировать их, как собственные средства.
Уставный фонд ГМУП определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Он может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счёт которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Размер
уставного фонда
В казённом
предприятии уставный фонд не формируется.
Деятельность казённого предприятия
осуществляется в соответствии со сметой
доходов и расходов, утверждаемой
собственником имущества
Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая представляет собой одну из форм чистого дохода. Чистый доход, создаваемый унитарными предприятиями, полностью принадлежит государству, поскольку основой его получения является государственная собственность. Существует три подхода его к использованию:
Метод распределения и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В России централизация чистого дохода унитарных предприятий производится двумя методами: налогообложением прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли [6, 247].
Важным источником финансирования расходов ГМУП выступают финансовые резервы, создаваемые в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время коммерческие организации могут формировать три группы резервов:
Унитарное предприятие за счёт чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определённые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.
На финансовом рынке ГМУП может привлекать заёмные средства следующими способами:
ГМУП могут пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи: бюджетных средств (субсидии, субвенции) и бюджетных кредитов.
Особенности формирования и использования финансовых ресурсов ГМУП в большой степени обусловлены и порядком формирования и использования их имущества.
Уставом ГМУП определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:
Главным органом управления, принимающим стратегические решения в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является собственник имущества унитарного предприятия.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия в отношении финансов предприятия осуществляет следующие полномочия:
Руководитель
унитарного предприятия в процессе
управления финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия
Финансовое планирование в государственных унитарных предприятиях имеет ряд своих особенностей. Основным документом, в котором отражается текущий финансовый план ФГУП на предстоящий год, является программа его деятельности. Программа деятельности представляет собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. К проекту программы прилагается технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
Составлением проекта программы занимается непосредственно финансовая служба предприятия (планово-экономический отдел). Разработанная программа на очередной год должна быть представлена руководителем ФГУП до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.
Руководитель
предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе
с отчётом о деятельности предприятия
за прошедший год представляет в
федеральный орган
Функции финансовой службы фирмы.
Финансовая структура в процессе осуществления деятельности фирмы решает следующие проблемы:
- Источники финансирования – краткосрочное и долгосрочное кредитование; лизинговое финансирование; распределение прибыль; целесообразность привлечения заемных и использование собственных средств.
- Капитальные вложения и оценка их эффективности – доходность капитала, текущая и перспективная цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат.
- Финансовое планирование – содержание, порядок разработки и значение финансовых планов.
- Анализ финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов.
Задачи финансовой службы.
Структура управления финансово - экономической службы предприятия.
Во главе предприятия генеральный директор. За ним: первый заместитель генерального директора – финансовый директор. А затем:
- Бухгалтерия (финансовый учет);
- Аналитический отдел;
-
Отдел финансового
- Планово – экономический отдел.
Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формирует публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Учет должен строится так, чтобы оперативно сводить финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Финансовые отчеты организации должны включать прибыльность, рыночную позицию, производительность, использование активов, инновации.
Информация о работе Особенности организации финансов в унитарном предприятии