Основные направления совершенствования государственного стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:06, доклад

Краткое описание

Условия кризиса вынуждают государство оказывать финансовую поддержку инноваций. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством современного рыночного механизма. Для повышения технологической конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства по улучшению общеэкономического климата и создание необходимых условий для увеличения капиталовложений в сферу НИОКР.

Файлы: 1 файл

Основные направления совершенствования государственного регулирования финанс.docx

— 15.60 Кб (Скачать)

Основные направления  совершенствования государственного регулирования финансовых отношений  в целях оздоровления экономического состояния предприятий.  

Условия кризиса  вынуждают государство оказывать  финансовую поддержку инноваций. Необходимость  государственной поддержки НИОКР  в целях повышения технологического уровня страны, её технологической  конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством  современного рыночного механизма. Для повышения технологической  конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства  по улучшению общеэкономического климата  и создание необходимых условий  для увеличения капиталовложений в  сферу НИОКР. 

В странах Западной Европы, США, Японии значительное место  уделяется проблемам поддержания  высокой инновационной активности, решение которых достигается  как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса. Государственные программы  поощрения НИОКР включают четыре раздела: выработка общих принципов  политики поощрения и её целей; исчерпывающее  информационное обеспечение; создание групп по оценке данных программ, действующих  независимо от аппарата управления, и  выбор рационального временного интервала для проведения таких  оценок; непосредственное проведение оценок. 

Государственная финансовая поддержка в развитых странах  направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее  воздействие на экономическое развитие. Широко используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического и производственного поведения. Агрессивная модель предусматривает  наличие высокого научно-технического потенциала и занятие национальными  фирмами лидирующих позиций в  разработке передовой технологии и  на рынках сбыта. В этом случае научно-техническая  политики включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР. 

В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания  спорным технологического лидерства  страны или факта его утраты, в  арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание  конкурентных позиций в передовых  областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей. 

Если техническая  ситуация оценивается как абсорбирующая (сильное технологическое отставание, низкорентабельное производство и  др.), то необходимо расширять международное  научно-техническое сотрудничество, отдавая при этом предпочтение освоению передовых технологий и созданию необходимой институциональной  и технологической инфраструктуры. Формы и масштабы государственного воздействия на научно-техническое  развитие зависят от конкретных условий  конкурентоспособности и технологических  возможностей страны. 

Процесс разработки политики государственного стимулирования НИОКР в промышленности включает следующие элементы: идентификация  технологий, по отношению к которым  необходимо принимать политические решения; характеристика потенциальных  возможностей нации в обладании  данными технологиями; оценка роли правительства. Особое внимание уделяется  оценке эффективности государственного стимулирования НИОКР и методам, усиливающим государственное регулирование. 

В странах развитой рыночной экономики проблемам государственного регулирования и их разрешению уделяется  постоянное внимание. В целях совершенствования  государственного регулирования в  странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям: 1. совершенствование управления, которое  рассматривается как организационная  и процедурная основа для реформ; 2. управленческое законодательство, являющееся юридической базой для осуществления  перестройки структуры госаппарата; 3. совершенствование ведомственного уровня, обеспечивающего перевод  общеправительственных курсов и  целей в конкретные задания для  каждого федерального министерства. 

Для руководства  всей работой в США созданы  специальные органы. Президентский  совет по честности и эффективности (создан в марте 1961г.) призван координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при  осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация  деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для  ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь, некомпетентности управления и борьбе с ними (посредством использования  бухгалтерского учета, компьютеризированных систем проверки и контроля). 

Кроме того, в 1984г. создан Президентский совет по совершенствованию  управления, цель которого - служить  местом для выработки решений  проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления: совершенствование управления финансовыми ресурсами; повышение  отдачи от правительственных ведомств; рационализация управленческих инструментов и процедур; усиление управленческого  контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов. 
 

Следует отметить, что  государственное регулирование  значительно усиливается в периоды  экстремального развития. Например, в  Японии в послевоенные годы, когда  коэффициент ущерба составлял для  энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58 %, экономический  механизм характеризовался прямым государственным  управлением подавляющего большинства  отраслей и предприятий, системой фондового  распределения, жесткого регулирования  процессов обращения, ценообразования, политики доходов. 

Усилия государственной  экономической политики в тот  период были направлены прежде всего  на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации  фирм, о частных предпринимательских  организациях. В последующие годы (1949 - 1950г.г.) продолжалась активная политика государства по демонополизации  экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений  в этом направлении поэтапно, буквально  по месяцам отменяется государственное  регулирование цен. Административное установление цен на услуги коммунального  хозяйства, связи, электроэнергию, в  розничной торговле сохранялось  длительный период.

Информация о работе Основные направления совершенствования государственного стимулирования