Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:57, курсовая работа
Цель дипломного проекта заключается в теоретико-методологическом обосновании и разработке механизма выявления резервов маркетинговой деятельности предприятия на примере «ОАО Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
4. Развитие операций
на международных рынках как
одно из приоритетных
Задачи маркетинга:
1. Увеличение
объема прибыли к 2014 году более
чем в три раза при снижении
отношения операционных затрат
к чистому операционному
2. Укрепление
конкурентных позиций на
3. Лучшие в
России навыки в области
4. Поэтапное
увеличение объема и
Стратегия маркетинга:
Для банка наиболее подходит стратегия дифференциации. Банк должен сосредоточиться на том, чтобы стать лучшим в своей нише рынка, сосредоточившись либо на дифференциации продукта, либо на основе предложения выгодных и гибких цен в данном сегменте.
А) Построение лучшей в стране системы организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов.
Б) Дифференциация модели работы Банка и продуктового предложения по трем ключевым сегментам: крупным, средним и малым предприятиям.
В) Развитие продуктового ряда
Г) Оптимизация внутренних технологий и процессов
Итак, сведем все стратегические цели ОАО «Сбербанк России» в одну таблицу 3 (См. Приложение «Детализация основных направлений преобразований»)
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит банковской услуге – ведь именно она должна удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара или услуги – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Товарная политика в банке обуславливает определенный курс действий услугопроизводителя на основе четко сформулированной программы поведения на рынке. Товарная политика в ОАО «Сбербанк России» предполагает меры по повышению конкурентоспособности продукции банка, позиционированию, созданию новых услуг, удлинению жизни цикла банковского продукта, оптимизации товарного ассортимента банка. Она предполагает:
На сегодняшний день в линейке кредитных продуктов банка насчитывается более 20 программ и тарифных планов, способных удовлетворить потребительские предпочтения различных социальных слоев населения.
Достижение долгосрочной прибыли предполагает осуществление ценовой политики. В условиях превышения предложения над спросом, характерных для мировых рынков, ценовое воздействие на конкурентоспособность и возможности упрочения положения банка оказывается ограниченным и затрудненным.
Исследования ассортимента кредитных продуктов 2 крупных банков (ОАО «Сбербанк», ЗАО «ВТБ-24») показали, что наибольшее количество видов предлагает ОАО «Сбербанк» - 9. Кредиты ОАО «Сбербанк России»: «Кредит на неотложные нужды», «Пенсионный кредит», «Доверительный кредит», «Автокредит», «Кредит на недвижимость», «Ипотечные кредит», «Кредит «Ипотечный +», «Кредит «Молодая семья», «Образовательный кредит», «Корпоративный кредит», «Кредит под залог ценных бумаг», «Кредит под залог мерных слитков драгоценных металлов».
Однако, недостатком кредитного ассортимента ОАО «Сбербанк России» является чрезмерная дифференциация однородных продуктов – к примеру, кредитов жилищной направленности 4 вида – в зависимости от конкретных условий и категории заемщиков. Это существенно затрудняет позиционирование кредитных продуктов и усложняет их восприятие и оценку для потенциальных клиентов.
Средним же можно считать количество видов кредитов в пределах 4 – 5, как у ЗАО «ВТБ-24». Как правило, к ним относятся следующие основные направления – кредиты на приобретение автомобиля; кредиты на приобретение недвижимости; потребительские кредиты. Ассортимент кредитов варьируется у банков вследствие выделения из данных направлений более узких – например, четкого определения объекта приобретения, формы обеспечения и залога и т.п. В целом, же у ЗАО «ВТБ-24» наблюдается обратный подход к разработке кредитных продуктов – они стремятся не предложению большего количества продуктов и углублению дифференциации, а к сокращению их числа и унификации, в том числе стандартизации условий, что упрощает процесс их продвижения на рынке. Достоинством данного подхода является высокая персонализация и индивидуализация работы с клиентами.
Наименьшая роль среди кредитных продуктов принадлежит ипотечному кредитованию. Это обусловлено, тем что, несмотря на высокий потенциально возможный спрос, у банков пока нет возможности предлагать ипотечные кредиты с приемлемыми для большинства потребителей процентными ставками. Кроме того, этот вид кредитования является наиболее рискованным, так как отличается значительными размерами кредитов, длительными сроками предоставления и высокой степенью риска невозврата.
Основу же розничного направления у всех банков составляют «потребительские кредиты». Это связано, во-первых, с высоким уровнем спроса, во-вторых, меньшими размерами кредитов и сроков, на которые они предоставляются. И конкурентоспособность банков будет во многом определяться эффективным сочетанием потребительских и экономических свойств продуктов данного кредитного направления.
Особенностью потребительского кредитования ОАО «Сбербанк России» является то, что оно представлено сразу двумя продуктами, которые отличаются главным образом категориями заемщиков. Клиентам уже имеющим положительную кредитную историю кредиты предоставляются на более простых и выгодных – более низкие процентные ставки – условиях.
Таблица 1 Экономические критерии потребительских кредитов
Критерий |
ОАО «Сбербанк России» |
ЗАО «ВТБ-24» |
Процентная ставка, % |
15 – 17 |
20 – 21 |
Сроки кредитования, лет |
0,5 - 5 |
0,5 – 5 |
Минимальная сумма кредита, руб. |
15 000 |
30 000 – 150 000 |
Максимальная сумма кредита, руб. |
Определяется индивидуально |
750 000 |
Также, нужно отметить эффективная процентная ставка не является одинаковой для всех территориальных отделений банка, и может различаться.
Похожий подход применяется ЗАО «ВТБ-24», но несколько иным образом – там отсутствуют комиссионные сборы при повторном оформлении кредита. Для новых клиентов единовременная комиссия составляет 2 % от суммы, но не менее 3 000 руб. Также нужно отметить и такую особенность: при кредитовании на срок свыше 3 лет минимальная сумма кредита составляет 150 000 руб. В качестве конкурентного преимущества можно отметить, бесплатное оформление для всех клиентов пластиковых карт.
Из данных таблицы, следует, что с точки зрения экономических критериев наиболее выгодные условия предлагает ОАО «Сбербанк России». При этом нужно учитывать, что исходя из суммы кредита, привлекательность продуктов может отличаться. Если необходим кредит на небольшую сумму – то оптимальный со всех точек зрения кредит от ОАО «Сбербанк России». Если необходим кредит на крупную сумму и более долгий срок – кредиты ЗАО «ВТБ-24» могут более привлекательны.
Таким образом конкурентную маркетинговую стратегию ОАО «Сбербанк России» на данном сегменте можно определить как - лидер рынка – предприятие, владеющее максимальной долей рынка отрасли и определяющая ценовые изменения, введение новых товаров, стимулирование сбыта.
По итогам исследования были сделаны выводы о том, что в сложившихся условиях, хотя по уровню процентных ставок кредитование в ОАО «Сбербанк России» является достаточно конкурентоспособным, кредиты ОАО «Сбербанк России» на потребительские нужды утратили конкурентоспособность с точки зрения длительности принятия решения об их выдаче, а также необходимости в поручителях. Количество выданных кредитов на потребительские нужды и задолженность по ним существенно снизились. Это связано как с ростом конкуренции со стороны других банков, так и ориентацией банка на кредитование посредством банковской пластиковой карточки.
Зарубежный
опыт показывает, что повышение эффективности
работы банков с населением происходит
в двух направлениях: развитие и
использование маркетинговых
Среди современных
маркетинговых средств
Достаточно быстрыми темпами развивается сфера электронных банковских услуг. Интернет-банк имеет принципиальное технологическое преимущество. Его уникальность в том, что клиент получает возможность видеть и свободно управлять в режиме он-лайн всеми своими счетами: текущими, кредитными, депозитными, карточными.
Все же крупные банки России строят Интернет-банкинг в карточной процессинговой системе. Нет пластиковой карты – значит Интернет-банка нет. Да и сам Интернет-банкинг представляет собой систему, просто предоставляющую информацию о средствах на счёте. А возможности управлять своими средствами через Интернет российские пользователи не имеют. Для клиента это не совсем удобно, потому что если он, например, владелец депозита или у него есть текущий или расчетный счет, кредит на недвижимость, на автомобиль, потребительский кредит, он своих счетов в традиционных российских Интернет-банках не видит.
Принципиальное
отличие Интернет-банка
Развитие банка на новой технологической основе предполагает следующие шаги:
Использование банкоматов, принимающих наличные денежные средства (с функцией «кэш-ин»).
Банки, устанавливая
такого рода банкоматы, предоставляют
возможность населению
б) Использование «бесконтактных» платежей.
Речь идет о
встроенных специальных ЧИПах в
карточку с магнитной полосой
или крышку мобильного телефона (возможно
встраивание микропроцессора
С целью повышения качества обслуживания частных лиц в дистанционном режиме ОАО Сбербанк России можно предложить следующие рекомендации:
Информация о работе Организация банковского маркетинга (на примере ОАО «Сбербанк России»)