Олигаполия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятия «Олигополия»;
- сущность и распределение олигополии;
- выявить проблемы развития рынка;
- раскрыть сущность ценообразования и показать примеры;

Оглавление

Введение 3
Сущность олигополии 5
1.1. Понятие и виды олигополий 5
1.2. Позитивные и негативные последствия олигополии 8
1.3. Основные методы ценообразования в условиях олигополии 10
Модели олигополии 12
2.1. Модель Курно 12
2.2. Модель Штакельберга 17
2.3. Модель Бертрана 19
Олигополия на рынке сотовой связи 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Олигополия курсовая.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

МТС и "Билайн" несколько  лет назад провели ребрендинг. В 2005 году появился "Билайн" и его  фирменный черно-желтый цвет, а МТС  через год получила белое яйцо на красном фоне.Новый бренд оператора понравился абонентам.Яйца, ставшие неотъемлемым элементом рекламы МТС, сослужили компании хорошую службу. Ее реклама стала более узнаваемой, а число абонентов, считающих МТС желанным оператором, выросло. Чтобы закрепить успех, МТС утвердила новую стратегию бренда, рассчитанную на два-три года, рассказала “Ведомостям” вице-президент компании по маркетингу Синтия Гордон: “Прежняя стратегия рассматривала бренд лишь как один из элементов коммуникации с абонентами. Теперь мы смотрим на бренд значительно шире – это все, что связано с восприятием компании ее клиентами, от рекламы и оформления центров продаж до качества услуг”. В рамках стратегии МТС разработала новый слоган, ключевые слова в котором – “всегда больше”.


 

 
Наличие барьеров на вступление в отрасль, их характеристика и сложность преодоления

Наличие неценовой конкуренции на рынке, практические примеры

Постепенно рынок консолидируется  и смещается в сторону неценовой  конкуренции - потребитель становится все более требовательным и грамотным.

Франчайзинг - единственная альтернатива для небольших местных  сетей, позволяющая остаться на рынке.

МТС и "Мегафон" уже  конкурируют между собой по всей территории Северо-Запада. Теперь, запустив свою сеть в Мурманске, к ним присоединится "Би Лайн". По словам господина  Заруднева, основная особенность регионального  бизнеса заключается в том, что провинциальный рынок, в отличие от петербургского, более эластичен к цене. Другими словами, если в Петербурге и Ленобласти пользователи при выборе оператора руководствуются не столько ценовыми характеристиками, сколько собственной симпатией к той или иной компании, то в регионах именно тарифы являются определяющим фактором. "В крупных городах при выборе сотового оператора еще велика эмоциональная составляющая и не все решают цифры. Причем все игроки сотового рынка стараются сохранить эту так называемую эмоциональную составляющую и никто не хочет лобового столкновения тарифов", -- говорит начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. "Доходы на душу населения в Петербурге выше, чем в областных центрах. Региональные абоненты гораздо чувствительнее к цене", -- считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

То, что главным параметром для регионов является цена, подтверждает и опыт конкуренции в областях Северо-Запада МТС и "Мегафона". Например, МТС в Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия (в этих регионах компания проигрывает "Мегафону" по числу абонентов практически в 3 раза), запустила услугу "3:1", которая дает возможность звонить внутри сети по цене 1 цент за минуту. В свою очередь "Мегафон" смело повел себя в Пскове (где он заметно проигрывает МТС), отменив на тарифе Эффект.ru плату за все входящие звонки и с городских, и с мобильных телефонов. Понятно, что выход третьего оператора "большой тройки" на региональные рынки Северо-Запада заметно обострит борьбу за провинциального абонента и вполне может привести к ценовым войнам. К тому же, по словам господина Погребинского, в условиях акцентированно-эластичного к цене рынка "Би Лайну" будет гораздо сложнее, чем конкурентам, набирать абонентов: "Абонент будет отдавать предпочтение тому оператору, чьими услугами уже пользуется его окружение. Зато в пользу 'Би Лайна' будет сильная раскрученность брэнда", -- говорит он.

Поскольку GSM-операторы  уже исчерпали возможности вести  конкуренцию неценовыми методами, их топ-менеджеры в кулуарных беседах не стесняются говорить о том, что картельный сговор между игроками в скором будущем станет необходимым условием для ведения бизнеса.

Контроль фирм над ценой реализуемого продукта, включая конкретные примеры

 

цена/1 мин 

цена/за 1 SMS

цена/1 МБит/трафика 

МТС

2 руб. 50 коп. 

85 коп. 

6,75 руб. 

Билайн 

75 коп. 

1,95 руб 

7,45 рубля. 

Мегафон

1 руб. 99 коп. 

1 руб. 

7 руб. 


Итог:

Самая дешевая цена за 1 минуту у Би Лайн

Самая дешевая цена за 1 SMS у Мегафон

Самая дешевая цена за 1 МБит/трафика у МТС

 

Заключение.

Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий  к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку  олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

 

     Положительная  оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

 

     Негативная  оценка олигополий определяется  следующими моментами. Это, прежде всего то, что  олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

 

     К тому  же участники олигополии обладают  значительным объемом прибыли,  которая  является результатом  существования  барьеров для  вхождения в отрасль  и их  способности избегать ценовой  конкуренции. Подобные утверждения  подкреплены многочисленными эмпирическими данными.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Гальперин В. М. Микроэкономика. Том 2: учебное  пособие МГУ / В.М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В.И. Моргунов – Санкт-Петербург.-«Экономическая школа »2007г.-352с.

Грязнова А. Г.Микроэкономика. Теория и российская практика: учебное  пособие/А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова-М.: КНОРУС.-2005.-592с.

Камаев В.Д. Основы экономики.: В.Д. Камаев-М.: издательство Владос, 2002-169с.

Кураков Л.П., Г.Е. Яковлев «Курс экономической теории», Москва, 2005г-751с.

Добрынин А.И. Экономическая  теория/ Под редакцией А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича - СП б 2009г.- 120с.

Макконнелл К.Р.Экономикс: учебное пособие/К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю-М.: издательство Инфра-М, 2003-972с.

Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики / Нуреев Р.М. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с.

Сидоровича А.В. Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- 832 с.- (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

Тарануха Ю. В. Микроэкономика в структурно-логических схемах: учебно-методическое пособие./Ю. В. Тарантуха – М.Издательство ДиС-2007-320с.

Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; Под общ. ред. В. Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Мн.: Тетра Системс, 2001.- 400с.ед. общ. собие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.;

Яковлева  Е. Б. Микроэкономика : Е.Б. Яковлева, М.А. Ланец, М - СП б издательство Поиск, 2002- 104с.

Максимова В. Ф. Микроэкономика / Максимова В. Ф. - М.: Изд. центр ЕАОИ - 2008 – 204 с.

Микроэкономика знаний / Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. – М.: Экономика – 2007. – 204 с.

«Курс микроэкономики»/ Нуреев Р.Н. – М.: Норма  - 2005.-364с.

 

Всемирный экономический  форум.20 мая 2008г. Режим доступа: http://www.naco.ru/obzory/2008-05-23.html

РБК. Исследования рынков 12.11.2008 Режим доступа: http://www.advertology.ru/article67525.htm

Википедия

http://ru.wikipedia.org

Официальный сайт Мегафон

http://www.megafon.ru

Официальный сайт «Билайн»

http://www.beeline.ru

Официальный сайт «МТС»

http://www.mts.ru

 

 

 

 




Информация о работе Олигаполия