Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 11:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятия «Олигополия»;
- сущность и распределение олигополии;
- выявить проблемы развития рынка;
- раскрыть сущность ценообразования и показать примеры;
Введение 3
Сущность олигополии 5
1.1. Понятие и виды олигополий 5
1.2. Позитивные и негативные последствия олигополии 8
1.3. Основные методы ценообразования в условиях олигополии 10
Модели олигополии 12
2.1. Модель Курно 12
2.2. Модель Штакельберга 17
2.3. Модель Бертрана 19
Олигополия на рынке сотовой связи 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Экономический факультет
Кафедра «Экономической теории»
«Олигополия» Курсовая работа
Выполнила студентка гр. 181-з
Казань – 2011 |
Содержание
1.1. Понятие и виды олигополий
1.2. Позитивные и негативные последствия
олигополии
1.3. Основные методы ценообразования в условиях олигополии 10
2.1. Модель Курно
2.2. Модель Штакельберга
2.3. Модель Бертрана
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной экономики, которая сложилась в наше время и динамизм всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и социальных преобразованиях.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно об олигополии и рассказано в данной работе.
Термин “олигополия”
применяется в экономике
для описания рынка, на
котором существуют несколько
фирм, отдельные из которых
контролируют значительную
Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода.
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
раскрыть понятия «Олигополия»;
сущность и распределение олигополии;
выявить проблемы развития рынка;
раскрыть сущность ценообразования и показать примеры;
Предметом
исследования является процесс
становления и развития фирм
при монополистической
Объект исследования - олигопольные рынки товаров и услуг.
Предметом исследования являются основные виды стратегического взаимодействия фирм на товарных рынках в рамках олигополии и последствия этих взаимодействий.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, содержавших 7 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.1 Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Олигополия — это такая ситуация, когда число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Модель ломаной кривой спроса: точка P(нет) — если фирма установит цену на товар выше данного уровня, то конкуренты не последуют за ней (рис.1)
Рис.1 Зависимость спроса от увеличения цены на товар
Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.
Количество субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.
По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К первым относят такие отраслевые структуры, где представлены 2—8 продавцов, ко вторым — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.
Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
Олигополии присущи следующие черты:
• наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;
• контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;
• наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего — эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
• взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;
• типична неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен.
Многие из указанных признаков характерны и для других рыночных структур. Поэтому невозможно выдвинуть единую модель олигополии. Тем не менее, особенности олигополистической взаимозависимости позволяют определить типичные варианты поведения фирмы на данном рынке: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».
Олигополия в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.
Так же можно указать основные черты становления олигополии:
• в некоторых отраслях эффективное производство возможно только на крупных предприятиях (эффект масштаба);
• владение патентами и контроль над сырьем;
• поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
• эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться за счет укрупнения ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
• научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.
1.2 .Позитивные и негативные последствия олигополии
Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:
• крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
• конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэл-брейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.
По мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие столь разрушительной силы конкуренции, какая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.
Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии финансировать дорогостоящие научные проекты.
Негативные моменты олигополии сводятся к следующему:
• олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;