Настроения инвесторов на российском фондовом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:11, научная работа

Краткое описание

В данной работе сделана попытка применить поведенческий подход к фондовому рынку. Поведенческие финансы учитывают психологические аспекты принятия решения экономическими субъектами и то, как эо проявляется на финансовом рынке. Одним из основных понятий поведенческих финнсов является настроение инвесторов.

Оглавление

1.Введение
2.Теоретические предпосылки
3. Sentiment Index
3. Специфика российского рынка акций
4.Данные и методология
5.Результаты
6. Выводы
7.Литература

Файлы: 1 файл

ИНИ.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

    Московский  Физико-Технический  Институт

    ( Государственный  Университет)

    Кафедра системного анализа  экономики 
 
 
 
 
 

Научно-исследовательская  работа

на тему

Настроения  инвесторов

на  российском фондовом рынке 
 
 
 
 

  Выполнила:          

                                                      студентка факультета ИВТ

                                                    Ульяненко Яна Павловна

                                              Научный руководитель:

                                 К. э. н., доцент

                     Сергей Михайлович Дробышевский    
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 
Содержание

1.Введение

2.Теоретические  предпосылки 

3. Sentiment Index

3. Специфика  российского рынка акций

4.Данные и методология

5.Результаты

6. Выводы

7.Литература 

 

Введение

В данной работе сделана попытка применить поведенческий подход к фондовому рынку. Поведенческие финансы учитывают психологические аспекты принятия решения экономическими субъектами и то, как эо проявляется на финансовом рынке. Одним из основных понятий поведенческих финнсов является настроение инвесторов. В последнее время этот фактор оказался в центре внимания исследователей ценообразования на фондовом рынке. Было доказано влияние настроения инвесторов на рынок акций. В последнее время исследователи всё больше внимания уделяют построению индекса настроения инвесторов, который позволяет оценить данное воздействие. Многие современные работы показывают, что такой индекс способен  лучше всех других моделей прогнозировать события на рынке в краткосрочный период. Поэтому многие исследователи разрабатывали подобный индекс для той или иной страны. В данной работе делается попытка разработать свой индекс настроений инвесторов применительно к российскому фондовому рынку. Опираясь на теоретические и практические знания по поведенческим финансам, разрабатывается методика построения индекса. Основной задачей первого этапа является определение факторов, которые наиболее сильно влияют на поведение российских инвесторов. Российская экономика и фондовый рынок в частности являются достаточно специфичными. Очевидно, что нельзя просто взять и применить методики, разработанные для таких отрегулированных и имеющих долгую историю финансовых рынков, как например Нью-Йорская фондовая биржа. Различные особенности нашей экономики такие как огромное значение топливного сектора, зависимость российских фондовых бирж от западных и другие должны быть учтены при проведении исследования. После выбора переменных, входящих в индекс настроений, следует второй этап, на котором с помощью эконометрических методов строится индекс. В этой работе используется метод главных компонент (Principal Component Analysis, PCA). Последний этап работы рассматривает эффективность построенного индекса. Для этого исследователи рассматривают насколько построенный индекс коррелирует с ситуацией на рынке. Чтобы достичь это цели, используется модель векторной авторегрессии (VAR) – с помощью неё мы можем отследить как значение индекса настроений в конкретный момент влияет на ситуацию на рынке в будущем. Одновременно на этой стадии рассматривается вопрос о том, как и ситуация на рынке влияет будущий показатель индекса. В конце делается обзор последующих возможных исследований для проверки применимости индекса, которые требуют обработки гораздо большего объёма статистических данных. Тем не менее даже  результаты, полученный в этом исследовании, имеют большое значение для людей, работающих в финансовой сфере. Используя знания об настроении инвесторов в конкретный момент, можно повысить эффективность составления инвестиционных портфелей, разрабатывания финансовых стратегий и т.д.     

 

теоретические предпосылки.

 Классические теории оценки рискованных бумаг основаны на предположении существования рациональных инвесторов, чья реакция на возможность получить прибыль или потерпеть убыток предсказуема. В таких теориях предполагается, что инвесторы оценивают потенциальные инвестиции на основе теории ожидаемой полезности, используя оценки вероятностей распределения доходностей данных инвестиций. Кроме того, предполагается, что в оценках инвесторов нет систематических ошибок по отношению к «истинному» распределению вероятностей. То есть при изучении потенциальных инвестиций инвесторы не совершают постоянных ошибок в направлении их переоценки или недооценки. Также в этих теория предполагается, что инвесторы никогда не бывают пресыщенными и не желают рисковать. Считается, что арбитраж не ограничен, а также , что существует безрисковая одинаковая для всех инвесторов кредитная ставка. Все инвесторы имеют однородные ожидания, т.е. они одинаково оценивают ожидаемые доходности и, среднеквадратичные отклонения и ковариации доходностей ценных бумаг.Информация свободно и незамедлительно доступна для всех. Их всех этих предположений следует, что в классических моделях  рынки ценных бумаг являются совершенными рынками.

 В классических  теориях строятся определённые  схемы расчётов и  по ним  делаются прогнозы о будущей  ситуации на рынке. С их помощью  инвесторы могут выбрать  ту  или иную инвестиционную стратегию,  которая теоретически должна  приводить к успеху.  Все эти теории  опираются на предописанные выше предположения. Именно они  позволяют делать какие-то выводы  о том, как ведёт себя рынок. Так например в одной из самых популярных моделей CAPM будущая доходность конкретной ценной бумаги определяется коэффициентом «бета» и безрисковой ставкой доходности. Однако, действительно ли инвесторы так рациональны, а рынок совершенен? 

Традиционный взгляд на инвесторов как на на людей, принимающих  объективное решение, долгое время  бытовал в академических кругах, не подвергаясь сомнениям. В экономике господствовал так называемый Homo Economicus - рациональный и объективный экономический субъект. Однако нельзя игнорировать широко известные явления на рынке сравнительно недавно в научном мире сложилось  направление, утверждающее, что инвесторы могут реагировать на рискованный выбор не совсем рациональным способом. Это направление получило название поведенческие финансы (behavioral finance) - направление финансового менеджмента, учитывающее иррациональную природу поведения инвесторов и финансистов на рынке в условиях неопределённости и  риска при принятии решений финансово-инвестиционного характера. Это направление опирается на область психологии, известную под названием когнитивная психология, которая изучает способность человека к восприятию и вынесению суждений.  Многочисленные исследования показали, что психологические феномены играют значительную роль во всех основных аспектах финансовой политики.

   Первые  эмпирические исследования, которые  описали отклонения от предсказаний классических теорий и доказали существенность психологического фактора,  появились 1985 году, когда в Journal of Finance были опубликованы две важные работы, посвящённые исследованию влияние психологических факторов на движение биржевых котировок и получаемую инвесторами доходность. Первая ( Werner De BondtRichard H. Thaler.1985. “Does the Stock Market Overreact?” )  показывала, что инвесторы слишком остро реагируют на новую информацию, независимо о того, плохая она, или хорошая. Результатом такой чрезмерной реакции является неоправданно высокий (не соответствующий экономическому положению компании) рост котировок, когда информация положительна, и неоправданно низкое их падение, когда информация отрицательна.  Херш Шефрин и Меир Статман в другой статье (1985“The Disposition to Sell Winners Too Early and Ride Losers Too Long: Theory and Evidence”) отмечали эффект предрасположенности – характерной для инвесторов тенденции слишком долго держать в своих портфелях акции, которые не приносят прибыли, и слишком быстро продавать акции, которые дают прибыль. Пик исследований  области поведенческих финансов приходится на 90-е гг. Были опубликованы сотни новых эмпирических и теоретических работ. Можно даже сказать, что к концу 90-х поведенческие финансы становятся самым «модным» направлением в финансовых исследованиях.  

Важные  теоретические обоснования поведенческого подхода к финансовым рынкам начали разрабатываться ещё до эмпирических результатов. Наиболее важными исследованиями, которые дали толчок развитию поведенческих финансов стали работы Словича, Канемана и Тверски. Последние установили когнитивную основу для общих человеческих заблуждений в использовании эвристик, а также разработали проспектную теорию.  По результатам исследований в области когнитивной психологии, выделилось четыре основных блока поведенческих финансов:

  • Эвристические ошибки
  • Эффекты, связанные с зависимостью от формы
  • Проспектная теория
  • Теория неэффективных финасовых рынков
 

Эвристические ошибки

Когда людям приходится принимать решения в условиях неопределённости, они оказываются  вынужденными оценивать вероятность  того или иного события в будущем, предсказывать значения неизвестных величин на основе имеющейся в их распоряжении информации. Как правило, люди пользуются набором их определённого количества эвристических методов, которые упрощают задачу, сводя её к необходимости вынесения суждения о некотором событии на основе имеющейся информации, собственной интуиции и предыдущего опыта (можно сказать, на основе сложившихся у оценивающего стереотипов). В целом эти эвристические подходы весьма полезны, но иногда они ведут к формированию определённых предвзятых мнений, чреватых серьёзными систематическими заблуждениями. Так как эвристики формируются естественным образом, они разделяются всеми людьми, и ошибки могут систематически накапливаться в финансовой системе. Многочисленные психологические исследования доказали существование значительного количества эвристик и описали многие виды систематических ошибок, вызванных их применением.  Рассмотрим некоторые из них:

Доступность (Availability). При принятии решений люди полагаются на хранящуюся в памяти информацию.

Репрезентативность (Representativeness). Под репрезентативностью понимается суждение, основанное на стереотипах. Люди часто исходят из небольшой выборки. Предполагая, что она является репрезентативной по отношению к общей картине. При этом не учитывается, что выборка сама может являться выражением случайности, а не закономерности. Например, на финансовых рынках инвесторы могут экстраполировать кратковременный рост прибылей компании слишком далеко в будущее и в результате переоценить стоимость «гламурных» компаний. Это уменьшит будущую доходность акции быстрорастущих компаний, когда темпы роста снизятся и цена акций упадёт. 

«Ошибка игрока» и «закон малых чисел» (Gambler’s fallacy and the «law of small numbers»). При подбрасывании монеты пять раз подряд выпадала решка. Какова вероятность того, что на шестой раз выпадет орел? Если монета является идеальной, то вероятность равняется 1/2. Однако большинство людей предполагает, что решка и орел должны выпадать примерно одинаковое количество раз, и, если уже пять раз выпадала решка, то на шестой раз, скорее всего, выпадет орел. Это и есть «ошибка игрока», которая возникает из-за неправильного применения закона больших чисел. Дело в том, что этот закон и использование средних значений не применимы в малых выборках.

Якорение, привязка (Anchoring). При формировании оценок люди часто начинают с первоначального, вероятно, случайного значения и затем постепенно его модифицируют. Как показывают эксперименты, модификация часто бывает незначительной. Другими словами, конечная оценка сильно привязана к первоначальному значению.

Ошибка  подтверждения (confirmation bias). Согласно исследованиям, психика человека подвержена так называемой «ошибке подтверждения», т. е. склонности придавать большее значение свидетельствам, подтверждающим их взгляды (гипотезы), и обращают недостаточное внимание на противоположные факты.

Консерватизм (conservatism). Его сущность заключается в том, что при столкновении с неинтуитивной (незнакомой) ситуацией, люди недостаточно реагируют на новую информацию и в значительной мере полагаются на первичную. Надо отметить, что рациональное инкорпорирование новой информации в соответствии с правилом Байеса является одной из предпосылок, лежащих в основе традиционной (рациональной) финансовой парадигмы. Представим компанию, которая в будущем может или быть прибыльной, или нести убытки. В распоряжении аналитиков имеется различная информация, которая позволяет им поместить компанию в одну из категорий (ящиков) с определенной долей вероятности. После объявления финансовых результатов компании за отчетный период основной проблемой для аналитика становится реакция на новую (и зачастую неоднозначную) информацию. Финансовые аналитики не всегда правильно пересматривают свои прогнозы, чтобы полностью инкорпорировать полученную новую информацию о компании.

Зависимость от формы

Также исследователи  выявили зависимость поведения  в зависимости от формы представления  информации (эффект обрамления). Форма, в которой проблема возникает перед человеком, имеет значение для принятия финансовых решений. Традиционная теория финансов предполагает, что форма является прозрачной и не оказывает влияния на поведение людей. Форма, используемая для описания процесса принятия решения, называется обрамлением, поэтому зависимость от формы называют эффектом обрамления. В реальности форма часто является непрозрачной, и решения во многом зависят от того, какая форма используется. Рассмотрим два психологических задания.

Задание 1. Предположим, что вы заключили пари и теперь можете с вероятностью в 75% потерять

$7,6 тыс. и с вероятностью в 25% выиграть $2,4 тыс. Допустим, что перед тем, как узнать результаты пари, вам предложили дополнительные $100. Если вы возьмете $100 и проиграете пари, то чистый убыток составит $7,5 тыс., а если выиграете пари, то чистый выигрыш составит $2,5 тыс.Возьмете ли вы эти $100?

Задание 2. Предположим, что вам надо одновременно выбрать варианты для двух решений.

Решение 1.

А. Верный выигрыш $2,4 тыс.

Б. Выигрыш $10 тыс. (шанс в 25%) и $0 (шанс в75%).

Решение 2.

В. Верный проигрыш $7,5 тыс.

Г. Проигрыш $10 тыс. (шанс в 75%) и $0 (шанс в 25%)

Практически все испытуемые в первом задании соглашаются взять $100. Это говорит о том, что люди всегда предпочитают иметь больше, чем меньше. Это вряд ли является сюрпризом, но может служить точкой отсчета.Второе задание немного сложнее. Большинство людей в первом решении предпочитают выбор А, а во втором решении — выбор Г. Они, как правило,не могут отказаться от верных $2,4 тыс. И хотя $10 тыс. намного больше, чем $2,4 тыс., но вероятность их получить составляет только 25%. Такимобразом, ожидаемое значение в выборе Б составляет $2,5 тыс., что намного меньше, чем $10 тыс. и немного больше, чем гарантированные $2,4 тыс. Наоборот, выбор Г сопряжен с риском. Большинство людей предпочитают рискнуть, чем смириться с гарантированной потерей. Они не любятнести потери, а характер выбора Г оставляет имнадежду не проиграть. Психологи, которые первыми описали данный феномен, назвали его неприязнью к потерям (loss aversion). Это один из основных элементов проспектной теории, котораябудет подробно изложена ниже. Если можно выбирать между верной потерей и игрой, в которойесть шанс отыграться, люди предпочитают иметьшанс отыграться.

Информация о работе Настроения инвесторов на российском фондовом рынке