Налоговые доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе проведенного исследования предложить модель эффективной системы налогов. В ходе работы будут решены следующие задачи:
- раскрытие экономической сущности налогов;
- рассмотрение функций налогов, а также их классификация
- изучение современного состояния налоговой системы Российской Федерации;

Оглавление

Введение 3 стр.
1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения 5 стр.
1.1 Понятие и экономическая сущность налогов 5 стр.
1.2 Виды налогов их характеристика и функции 9 стр.
1.3 Сущность, цели и принципы налоговой политики 16 стр.
2. Особенности налоговой системы РФ 20 стр.
2.1Современное состояние налоговой системы РФ 20 стр.
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета, анализ динамики налоговых поступлений в бюджет за 2007-2009 г. 23 стр.
3. Пути реформирования налоговой системы РФ 28 стр.
Заключение 35 стр.
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая налоговые доходы.docx

— 56.63 Кб (Скачать)

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет составили в 2009 году 102 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 36%.

Снижение  поступлений по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет обусловлено  изменением законодательства в части  акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) в 2009 году поступило в  федеральный бюджет 1006 млрд. рублей.По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

В целом можно  сделать вывод о том, что на протяжении трех лет (2007, 2008 и 2009 годов) наблюдалась положительная динамика налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Однако следует  отметить, что в связи с финансовым кризисом уже в 2009 году поступления  налогов в бюджет резко снизились.

 

3. Пути реформирования  налоговой системы РФ

3.1 Принципы  построения эффективной налоговой  политики

 

Создание  налоговых систем, обеспечивающих одновременно реализацию общественных функций государства  и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов – всегда было и будет  предметом дебатов и настоящих  сражений между различными ветвями  власти и бизнесом.

В мире накоплен огромный опыт построения и функционирования налоговых систем, который, конечно же, следует учитывать  и в России. К настоящему времени  в России за период от начала развертывания  рыночных реформ уже стала отчетливо  ясна необходимость серьезной корректировки  налоговой системы.

Отметим только некоторые недостатки действующей  системы налогов:

- налог на  доходы физических лиц отнюдь  не содействует смягчению неравенства  в распределении доходов и  фактически превратился в косвенный  налог на заработную плату  (который через включение его  в издержки производства вызывает  непосредственный инфляционный  эффект);

- налог на  прибыль и налог на имущество  организаций серьезно тормозят  рост в реальном производственном секторе;

- налог на  добавленную стоимость «штрафует»  ввоз новой техники и современных  технологий, необходимых для обновления  производственного потенциала страны  и в то же время неоправданно  поощряет экспортеров необработанного природного продукта.

Все эти налоги устанавливались и вводились  в действие в условиях промышленного капитализма, когда движение денег примерно уравновешивалось движением материальных ценностей. В современных же условиях финансового капитализма, когда объем финансовых оборотов в десятки-сотни раз превышает оборот реальных товаров, когда основная масса доходов формируется в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала, традиционные виды налогов оказываются непригодными для «улавливания» значительной, а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе. Об этом свидетельствует резкий рост доли среди новых миллиардеров представителей финансовых кругов, виртуального бизнеса, торговли, а в России — еще и сырьевых монополистов.

Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усиление. Поэтому в налоговой политике у нас остается только один путь – заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития.

Конкретно говоря, в качестве основы новой налоговой  системы в нашей стране можно  предложить следующие три вида налогов.

Первый из предлагаемых налогов — это всеобщий прогрессивный налог на расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдором вместо подоходного налога. По сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.

Во-первых, новым  налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) — налог же на доходы физических лиц одинаково облагает и потребление, и накопление.

Во-вторых, налог  на расходы социально более справедлив, поскольку относительный уровень  благосостояния гражданина определяют именно расходы (и по количеству — по сумме расходов, и по качеству — по доле в них потребления, например, особо дорогих товаров, деликатесов, предметов роскоши), а не доходы.

В-третьих, в  современных условиях значительно  легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономить на издержках по налоговому контролю. При этом, если установить достаточно высокий необлагаемый минимум и умеренную градацию налоговых ставок, то контролировать фактически придется только «избыточное» потребление (расходы на приобретение, например, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг, драгоценностей, антиквариата), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо обычно страхуются гражданами в добровольном порядке.

Второй налог  из трёх предлагаемых новых налогов  — это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется – обложению им подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы — дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам, неоправданно высокие оклады директоров, расходы на предоставление материальных благ работникам и т.д. – все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая выплаты доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов.

Предлагаемый  новый налог лишен всех известных  недостатков налога на прибыль организаций, а именно:

- нет необходимости  вмешательства в бухгалтерский  учет предприятия и использования  особых методов контроля для  улавливания чистой прибыли предприятия;

- нет потребности  применять значительное число  льгот по этому налогу, которые  создают почву для многих злоупотреблений;

- нет необходимости  также применять особый, налоговый  учет амортизации (между тем  именно это обстоятельство обуславливает  вытеснение в странах Евросоюза  налога на прибыль налогом  на добавленную стоимость), а также  внедрять и поддерживать целую  систему мер по взаимоурегулированию  режимов налога на прибыль  и подоходного налога.

И, наконец, третий из названных выше налогов — уже  давно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности — по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% — федеральный налог, до 2% — надбавка, устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется, просто и эффективно собирается. База этого налога шире, чем у налога с продаж (любые обороты, а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговые режимы (как это имеет место при налоге на добавленную стоимость); он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности (денежные обороты берутся из выписки по банковскому счету, бартерные сделки выявляются по складским и отгрузочным документам). Важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке — путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены от представления сводных деклараций по этому налогу. Эффект вытеснения излишних посредников и спекулянтов из сферы обращения товаров и услуг так же можно отнести к позитивным качествам налога с оборота.

Таким образом, основными преимуществами рассмотренных  новых налогов являются: а) отсутствие льгот по этим налогам, которые обычно создают массу возможностей для злоупотреблений ими; б) устранение необходимости введения для налогоплательщиков особого налогового учета; в) создание условий для перевода налогового планирования из сферы полулегальной, полукриминальной деятельности в состав стимулируемых снижением налога простых, социально полезных и экономически значимых действий; в) сокращение числа посреднических звеньев при движении товаров от производителей к потребителю.

Для особых ситуаций будут применяться еще некоторые  регулирующие виды налогов (налоговые  режимы), которые в целом не будут, затрагивать основные виды экономической  и производственной деятельности в  стране (таковы, например, налоги на особо  крупные состояния, на крупные дарения  и наследства, на монопольное прибыли, на биржевые спекуляции, на валютные переводы).

В целом за счет трех предлагаемых к внедрению  налогов должно формироваться до 50% всей суммы налоговых сборов в  стране. Другая половина легко может  быть обеспечена путем наведения  порядка налогообложением «вредного» и «избыточного» потребления  — через акцизное налогообложение  спирта, пива, табака и сахарообогащенных  «освежительных» напитков, а также  посредством применения «энергетического»  акциза.

При системе  новых налогов общие бюджетные расходы государства могут быть сокращены не менее чем на 30—40 %. Во-первых, за счет устранения «встроенных» налоговых компонентов в заработной плате бюджетников (подоходный и социальный налоги плюс налог на добавленную стоимость – всего до 60% от ее суммы) и в общей стоимости государственных закупок (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество). Во-вторых, за счет уменьшения неоправданно громоздкой структуры административного управления и экономии на ряде видов социальных затрат (связанных, например, с уменьшением численности граждан, «загоняемых в бедность» чрезмерными налогами, сокращением безработицы.

По своему экономическому содержанию налоги первой из упомянутых выше групп можно назвать  «налогами стимулирования» (предпочтение накопления перед потреблением и сферы производства – перед сферой обращения и посреднических операций), а налоги второй группы – «налогами подавления» (нежелательного или избыточного потребления). В целом же основной смысл перехода на новую систему налогов состоит в том, что сам момент налогообложения отодвигается на стадию завершающих производственный цикл распределительных и перераспределительных отношений и на процессы потребления вновь произведенной стоимости. Иначе говоря, гражданам и предприятиям позволяется вначале запустить процесс производства, произвести товары, оказать услуги, реализовать свои доходы — и только затем они привлекаются к исполнению своих налоговых обязанностей перед государством.

Исключительно важен вопрос о назревшей необходимости  консолидации всей работы по сбору  налогов в одних руках. Сегодня  этой работой заняты ФНС России, ФТС России, казначейство, Центробанк, внебюджетные фонды, местные органы власти и т.д. Общая мысль состоит  в том, чтобы устранить разнобой в этой сфере, унифицировать систему  расчетов по налогам в целом и  упростить жизнь налогоплательщикам.

Для достижения указанных целей необходимо:

1) сосредоточить  всю работу по налогам в  рамках единого ведомства;

2) закрепить  за этим ведомством функции  не только «контролера», но и  «сборщика» налогов;

3) установить  порядок уплаты всех налогов  на единый счет (счета) налогового  ведомства любым удобным для  налогоплательщика образом (наличным  платежом, кредитной карточкой и т.д.);

3) распределение  средств из произведенного платежа  по различным видам налогов  осуществлять силами налогового  ведомства.

Это позволит решить проблемы в области  взаимодействия различных ведомств в налоговой сфере, устранения бюрократических  задержек при возврате налога на добавленную  стоимость, при перерасчете и  зачете налоговых обязательств налогоплательщика  по разным видам налогов и т.д.

Все подобные меры уже полностью или почти  полностью реализованы в других развитых странах. Более того, в некоторых  из них налогоплательщика освобождают  и от обязанности представлять налоговую отчетность и составлять собственные налоговые декларации.

Общие обоснования  для перехода к указанной унифицированной  системе сбора налогов давно  и хорошо известны.

Во-первых, большинство  современных налогов собираются в порядке авансовых платежей и перерасчеты по ним в соответствии с окончательными налоговыми обязательствами налогоплательщиков относятся к категории налоговых отношений (а не бюджетных), что исключает возможность проведения возвратов налоговых сумм со счетов бюджета (как бюджетных расходов).

Во-вторых, система  казначейства приспособлена к реализации именно бюджетных расходов, а не сбора бюджетных доходов (эта  система основана на ведении реестров бюджетополучателей, а не лицевых  счётов налогоплательщиков).

А самое главное, что следует отметить в отношении предлагаемой новой системы сбора налогов и перерасчетов по ним, — она существенно повышает налоговую дисциплину и устраняет многие из тех конфликтных ситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливых нареканий со стороны налогоплательщиков.

 

Заключение

Подведя итог моей работы, можно сделать следующие  выводы.

Налоги с  населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Основными  функциями налогов являются фискальная и регулирующая функции. Но кроме  них выделяют еще социальную и  контрольную функции.

Существуют  несколько классификаций налогов. Критериями для этих классификаций  выступают: объект обложения, метод взимания налогов, динамика налоговой ставки, орган, который взимает налог и распоряжается им и т.д.

В процессе своего становления российская налоговая  система претерпела не мало изменений, в результате которых сформировалась современная система налогообложения  России.

Действующая в России налоговая система –  трехуровневая. Первый уровень –  федеральные налоги, второй – региональные и третий – местные. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в регионах, на местах. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов и (или) сборах

Информация о работе Налоговые доходы