Налоговые доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе проведенного исследования предложить модель эффективной системы налогов. В ходе работы будут решены следующие задачи:
- раскрытие экономической сущности налогов;
- рассмотрение функций налогов, а также их классификация
- изучение современного состояния налоговой системы Российской Федерации;

Оглавление

Введение 3 стр.
1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения 5 стр.
1.1 Понятие и экономическая сущность налогов 5 стр.
1.2 Виды налогов их характеристика и функции 9 стр.
1.3 Сущность, цели и принципы налоговой политики 16 стр.
2. Особенности налоговой системы РФ 20 стр.
2.1Современное состояние налоговой системы РФ 20 стр.
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета, анализ динамики налоговых поступлений в бюджет за 2007-2009 г. 23 стр.
3. Пути реформирования налоговой системы РФ 28 стр.
Заключение 35 стр.
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая налоговые доходы.docx

— 56.63 Кб (Скачать)

2.1Современное  состояние налоговой системы  РФ

Созданная в  Российской Федерации налоговая  система по своей общей структуре  и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с  рыночной экономикой.

Итак, дадим  характеристику основных элементов  налоговой системы Российской Федерации  на современном этапе.

Элементами  любой системы, характеризующими налоговую  систему как таковую, являются:

1) виды налогов,  законодательно принятые в государстве  органами законодательной власти  соответствующих территориальных  образований.

На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

2) субъекты  налога (налогоплательщики), уплачивающие  налоги и сборы в соответствии  с принятыми в государстве  законами.

Субъектами  налога в РФ являются организации (юридические  лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством  возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики  и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

3) органы  государственной власти и местного  самоуправления как институты  власти, которые наделены определенными  правами по изъятию налогов  с субъектов налога и установлению  контроля за уплатой налогов  налогоплательщиками.

4) законодательная  база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям  и ответственности субъектов  налога и институтов изъятия  налогов и контроля за их  уплатой налогоплательщиками.

В России общую  линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет  Федерации, Президент РФ и Правительство  РФ. Государственная Дума рассматривает  вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации  после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в  сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и  законов, принятых соответствующим  законодательным органом данного  субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного  пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из:

- Налогового  кодекса РФ и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах;

- законов  о налогах и сборах субъектов  РФ, принятых в соответствии с  НК РФ;

- нормативных  правовых актов органов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах, принятых в соответствии  с НК РФ.

Основным  документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий  из двух частей.

Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права  и обязанности участников налоговых  отношений, определены основные понятия  и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение.

Вторая часть  НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию  сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов  исчисления и изъятия налогов  и сборов в РФ.

Для повышения  конкурентоспособности налоговой  системы законодательство о налогах  и сборах должно более активно  реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения .

Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам  и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы  и налогового контроля.

Таким образом, налоговое администрирование - это  определяющая часть управления налоговой  системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и  налоговыми органами. Текущий и последующий  мониторинг позволяет принимать  управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой  системы в целом и налоговых  органов как ее части.

Налоговое администрирование  основывается на фундаментальных познаниях  политических, экономических, юридических  и других наук, обогащенных современной  отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов  и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая  администрация всех уровней) придает  функционированию налогового механизма  заданное законом направление и  координирует налоговые действия при  существенных изменениях в экономике  и политике. Права и обязанности  органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

 

 

2.2 Роль налогов в формировании  доходов бюджета, анализ динамики  налоговых поступлений в бюджет  за 2007-2009 г.

Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство  через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходы и  расходы органов государственной  власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как  правило, не бывает.

Структура доходов  непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных  доходов отражает изменения в  экономических процессах.

Результативность  функционального проявления системы  налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может  быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости  отдельных налогов. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал  налогообложения реализован на практике максимально возможной степени  достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков. Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований.

В налогообложении  сталкиваются интересы государства  и плательщика. Они по-разному  оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для  обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно популярны интересы государства и плательщиков в  условиях кризиса экономики и  политики. В эти периоды представители  исполнительной и законодательной  власти должны особенно пристально следить  за состоянием налогового регулирования  и своевременно вносить необходимые  коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.

 Для оценки  роли налогов в формировании  бюджетных доходов выявляются  соотношения между суммой налоговых  поступлений в бюджет и суммой  отдельных налогов.

 Наибольший  удельный вес той или иной  налоговой группы, вида налога  позволяет судить об их значительной  роли в формировании доходов  бюджета.(табл. 2). Этот анализ проводится  в динамике, в сопоставимых ценах,  что позволяет определить значение  налогообложения в проведении  стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении  социальных задач.

Таблица 1

Структура налоговых поступлений  в федеральный бюджет.

(млрд.руб.)

Вид налогового поступления

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Млрд. руб.

Структура %

Млрд. руб.

Структура %

Млрд. руб.

Структура %

НДС

2261

48,8

2131

40,8

2050

52,6

Акцизы

135

2,9

160

3

102

2,6

Налог на прибыль организаций

641

13,8

761

14,5

195

5,1

Гос. пошлина

30

0,65

33

0,63

32

0,82

Налог на использование природных  ресурсов

1157

25

1637

31,3

1006

25,8

ЕСН

405

8,7

507

9,7

509

13

Другие налоги

3

0,06

0,8

0,02

0,8

0,02

Итого

4632

100%

5229,8

100%

3894,8

100%


 

Из таблицы 1 видно, что в 2007 году в бюджетную  систему Российской Федерации налоговых  доходов поступило  4632 млрд рублей, в 2008 году - 5229,8 млрд рублей, на увеличение объема доходов в значительной мере повлияли такие факторы как рост цен на нефть, увеличение объемов импорта, изменение структуры налогооблагаемой базы, изменение экспортных цен на газ.А в 2009 году налоговые поступления в бюджет России резко снизились в связи с кризисом и составили 3894,8 млрд рублей.

Основная  масса доходов бюджета обеспечена поступлением налога на добавленную  стоимость(в 2007году доля его в налоговых  доходах составила 48,8%, в 2008 году – 40,8%, в 2009 году – 52,6%), налога на добычу полезных ископаемых (в 2007 году –25%, 2008 – 31,3%, 2009 – 25,8%) и налога на прибыль организаций (2007 год – 13,8%, 2008 –14,5%, 2009 –5,1%).

Наибольшая  часть налоговых поступлений  в бюджет РФ обеспечена косвенными налогами. В 2007 и 2009 году в частности  из-за высоких доходов по НДС. В 2008 году доля косвенных налогов сократилась, это связано с уменьшением  в 2008 году поступлений по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, что  обусловлено введением ежемесячных  платежей взамен квартальных.

Поступления налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет в 2008 году составили 761 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом  поступления выросли на 120 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506  млрд. рублей и выросли по сравнению  с 2007 годом на 25 %.

Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), , в 2008 году составили 2131 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 5,7 %.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет составили в 2008 году 160 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 18,5%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) в 2008 году поступило в  федеральный бюджет  1637 млрд. рублей.По сравнению с 2007 годом поступления  НДПИ выросли на 41,5%.

Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило  налоговых доходов на сумму 3894,8млрд. рублей.

Поступления налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом  поступления снизились в 3,9 раза.

Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 2 млрд. рублей, или  на 1%.

Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), в 2009 году составили  2050 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3,8%.

Информация о работе Налоговые доходы