Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе проведенного исследования предложить модель эффективной системы налогов. В ходе работы будут решены следующие задачи:
- раскрытие экономической сущности налогов;
- рассмотрение функций налогов, а также их классификация
- изучение современного состояния налоговой системы Российской Федерации;
Введение 3 стр.
1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения 5 стр.
1.1 Понятие и экономическая сущность налогов 5 стр.
1.2 Виды налогов их характеристика и функции 9 стр.
1.3 Сущность, цели и принципы налоговой политики 16 стр.
2. Особенности налоговой системы РФ 20 стр.
2.1Современное состояние налоговой системы РФ 20 стр.
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета, анализ динамики налоговых поступлений в бюджет за 2007-2009 г. 23 стр.
3. Пути реформирования налоговой системы РФ 28 стр.
Заключение 35 стр.
Список литературы
2.1Современное состояние налоговой системы РФ
Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.
Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.
Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:
1) виды налогов,
законодательно принятые в
На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.
2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами.
Субъектами
налога в РФ являются организации (юридические
лица) и граждане (физические лица),
на которых в соответствии с законодательством
возложена обязанность
3) органы
государственной власти и
4) законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные
органы субъектов Федерации принимают
законы о налогах и сборах и
иные правовые акты в области налогообложения,
но лишь в рамках Налогового Кодекса
РФ, принятого Законодательным
Органы местного
самоуправления, в лице представительных
органов, принимают правовые акты в
сфере налогового законодательства
в рамках Налогового кодекса РФ и
законов, принятых соответствующим
законодательным органом
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового
кодекса РФ и принятых в
соответствии с ним
- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных
правовых актов органов
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вторая часть
НК РФ посвящена раскрытию сущности
видов налогов, а также раскрытию
сути специальных налоговых режимов,
действующих на территории РФ. НК РФ
в целом определяет концептуальные
подходы к регулированию
Для повышения
конкурентоспособности
Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.
Таким образом,
налоговое администрирование - это
определяющая часть управления налоговой
системы, внутренний фактор ее развития.
Налоговое администрирование
Налоговое администрирование
основывается на фундаментальных познаниях
политических, экономических, юридических
и других наук, обогащенных современной
отечественной и мировой
2.2
Роль налогов в формировании
доходов бюджета, анализ
Центральное
место в системе
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходы и
расходы органов
Структура доходов
непостоянна и зависит от конкретных
экономических условий развития
страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой
экономической политикой
Результативность функционального проявления системы налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости отдельных налогов. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике максимально возможной степени достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков. Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований.
В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно популярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.
Для оценки
роли налогов в формировании
бюджетных доходов выявляются
соотношения между суммой
Наибольший
удельный вес той или иной
налоговой группы, вида налога
позволяет судить об их
Таблица 1
Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет.
(млрд.руб.)
Вид налогового поступления |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||||||
Млрд. руб. |
Структура % |
Млрд. руб. |
Структура % |
Млрд. руб. |
Структура % | |||||
НДС |
2261 |
48,8 |
2131 |
40,8 |
2050 |
52,6 | ||||
Акцизы |
135 |
2,9 |
160 |
3 |
102 |
2,6 | ||||
Налог на прибыль организаций |
641 |
13,8 |
761 |
14,5 |
195 |
5,1 | ||||
Гос. пошлина |
30 |
0,65 |
33 |
0,63 |
32 |
0,82 | ||||
Налог на использование природных ресурсов |
1157 |
25 |
1637 |
31,3 |
1006 |
25,8 | ||||
ЕСН |
405 |
8,7 |
507 |
9,7 |
509 |
13 | ||||
Другие налоги |
3 |
0,06 |
0,8 |
0,02 |
0,8 |
0,02 | ||||
Итого |
4632 |
100% |
5229,8 |
100% |
3894,8 |
100% |
Из таблицы 1 видно, что в 2007 году в бюджетную систему Российской Федерации налоговых доходов поступило 4632 млрд рублей, в 2008 году - 5229,8 млрд рублей, на увеличение объема доходов в значительной мере повлияли такие факторы как рост цен на нефть, увеличение объемов импорта, изменение структуры налогооблагаемой базы, изменение экспортных цен на газ.А в 2009 году налоговые поступления в бюджет России резко снизились в связи с кризисом и составили 3894,8 млрд рублей.
Основная
масса доходов бюджета
Наибольшая
часть налоговых поступлений
в бюджет РФ обеспечена косвенными
налогами. В 2007 и 2009 году в частности
из-за высоких доходов по НДС. В 2008
году доля косвенных налогов сократилась,
это связано с уменьшением
в 2008 году поступлений по налогу на
добавленную стоимость на товары,
реализуемые на территории РФ, что
обусловлено введением
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 120 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25 %.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), , в 2008 году составили 2131 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 5,7 %.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 160 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 18,5%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1637 млрд. рублей.По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 41,5%.
Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило налоговых доходов на сумму 3894,8млрд. рублей.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Снижение
поступлений обусловлено
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 2 млрд. рублей, или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), в 2009 году составили 2050 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3,8%.