Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- определить основные направления налоговой политики России на современном этапе развития и показать итоги ведения данной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.
Основные задачи, которые ставятся в данной работе это:

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики. 4
1.1 Сущность и содержание налоговой политики. 4
1.2 Нормативно-правовая регламентация, отражающаяся в налоговой политике. 13
1.3 Технология сбора налогов. 15
Глава 2. Анализ налоговой политики России. 19
2.1 Результаты ведения налоговой политики в виде налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ. 19
2.2 Налоговые поступления в бюджет Краснодарского края. 24
2.3 Налоговые доходы местного бюджета города Сочи 26
Глава 3. Перспективы ведения налоговой политики России на 2012-2014 года 29
Заключение 32
Список литературы: 33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_finansam.docx

— 238.15 Кб (Скачать)

На государственном уровне роль налогового планирования определяют анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе определение объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Основная задача налогового регулирования - создание общего налогового климата  для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль - это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.

Правильно сформированная налоговая  политика и достаточно отлаженный налоговый  механизм, учитывающий требования к  его построению и функционированию, - это необходимое условие для  эффективного налогообложения.13

Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью налоговых инструментов, которые представлены на рисунке 4.

Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога.


Рисунок 4. Основные налоговые инструменты.

 

Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для определенных категорий налогоплательщиков в отдельных регионах и отдельных отраслях. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления  государственной политики состоит  в возможности использования  различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень за счет уточнения ставок налогов и приведения налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой  эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой  политики способствует также и то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанных с видами и формами предпринимательской деятельности. Систематизация налоговых льгот, применяемых в мировой практике налогообложения, представляет собой достаточно сложную задачу, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения; отнесение убытков на доходы будущих периодов; применение уменьшенной налоговой ставки; освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода от такой деятельности; освобождение от налога отдельных социальных групп; отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Важным элементом налогового механизма  являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой— нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой  базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков, что создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.14

  1. Нормативно-правовая регламентация, отражающаяся в налоговой политике.

 

Нормативно-правовая регламентация, отражающаяся в налоговой политике представлена в Налоговом кодексе.

В соответствии с Налоговым кодексом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.15

В Российской Федерации налоги делятся  на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных  ископаемых;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

9) государственная пошлина.16

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.17

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.18

Налоговая политика осуществляется посредством  взимания налогов с налогоплательщиков, под которыми в Налоговом Кодексе  признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность  уплачивать соответствующие налоги.19

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.20

Налоговая база представляет собой  стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая  ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Налоговая  база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения  по региональным и местным налогам  устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и  местным налогам устанавливаются  соответственно законами субъектов  Российской Федерации, нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований в пределах, установленных  настоящим Кодексом.21

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.22

Налоги необходимо перечислять в соответствии с определенным сроком или налоговым периодом, под которым понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.23

  1. Технология сбора налогов.

 

Для того, чтобы осуществить сбор налогов необходимы люди и специализированые органы, занимающиеся исчислением, удержанием и перечислением налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с  Налоговым кодексом, лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации называются налоговыми агентами. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.24

Единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей составляют налоговые органы.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.25

 Для того, чтобы облагать налогом что-либо необходимо знать объект налогообложения. В соответствии со статьёй 38 НК РФ объект налогообложения - это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса. 26

Для того, чтобы исчислить тот или иной налог необходимо знать налоговую базу и налоговую ставку. Под первой , в соответствии со статьей 53 НК РФ, подразумевается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.27

Для того, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу Налоговым кодексом предусмотрены налоговые льготы, т. е. предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.28

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый  орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а  также срок уплаты налога.29

Уплата налога производится разовой  уплатой всей суммы налога либо в  ином порядке, предусмотренном настоящим  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Сумма, которую необходимо перечислить  оплачивается в соответствии со соками уплаты налогов.

В соответствии с Кодексом может  предусматриваться уплата в течение  налогового периода предварительных  платежей по налогу - авансовых платежей.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению  с установленными законодательством  о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых  платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими  лицами, могут уплачивать налоги через  кассу местной администрации  либо через организацию федеральной  почтовой связи.

Информация о работе Налоговая политика