Международный лизинг и его влияние на экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование международного лизинга как формы воздействия на увеличение эффективности использования основных фондов.
В данной курсовой работе при изучении темы мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность международного лизинга, его формы и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1 Сущность договора международного лизинга и его основныеформы 8
1.1 Определение лизинга, формы и виды лизинга 8
1.2 Понятие договора международного финансового лизинга 16
1.3Преимущества и недостатки международного лизинга 16

2 Правовое регулирование и развитие международного лизинга в республике Беларусь 30
2.1Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь….. 30
2.2 Характеристика лизинговых операций в Республике Беларусь 37
2.3 Перспективы развития международного лизинга в Республике Беларусь 44
2.4 Создание совместных лизинговых компаний 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ. 74

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.15 Кб (Скачать)

 

Структура источников финансирования лизинговых операций сло-

жившаяся в 2012 году, осталась неизменной и в 2013г.: 60%

составили заемные средства и 40% – собственные.

За последние три года наметилась тенденция снижения численно-

сти лизингодателей, предоставлявших официальную отчетность. Если по

итогам 2011 года отчет предоставили 174 компании, то по итогам 2012 –

166, а по итогам 2013 года - 154 компании, продолжили свою деятельность 

до конца года 137 компаний. Тенденция снижения численности компа-

ний продолжится и в последующие годы, особенно после вступления в

силу Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. No99

«О вопросах регулирования лизинговой деятельности», по которому ком-

пании, заключившие в год не более трех договоров и (или) на сумму, не

превышающую 10 000 базовых величин, не будут считаться лизинговыми.

2.3 Перспективы развития международного  лизинга в Республике Беларусь

Для оценки степени развития лизинга в Республике Беларусь обратимся к мировому опыту, который определяет шесть стадий развития лизинга. Как правило, на первых трех стадиях находятся рынки лизинга большинства развивающихся стран. На пятой стадии развития находятся рынки Германии, Великобритании, Японии. На шестой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок - в США.

По всем признакам белорусский рынок лизинга находится на третьей стадии развития. Скорость его дальнейшего развития зависит от многих факторов, главным из которых является желание и возможности государства развивать рыночные отношения в стране, поскольку лизинг - один из инвестиционных механизмов рыночной экономики [8].

Разработчики Программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года отмечают некоторые особенности развития лизинга, в том числе и международного, в Республике Беларусь: "Использование лизинга как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства. В республике имеется положительный опыт использования международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские транспортники, не привлекая государственных средств и правительственных гарантий, полностью обновили по лизингу подвижной состав для международных перевозок. Это позволило дополнительно получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового баланса по услугам. В настоящее время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран СНГ не препятствует осуществлению лизинговых договоров между юридическими лицами".

Однако, сотрудничество стран СНГ в сфере лизинга осложнено целым рядом причин. Непредсказуемость налоговых и таможенных правил, иных регуляторов хозяйственной деятельности делают любые долгосрочные операции в условиях СНГ рискованными. Поэтому требуется тщательная разработка каждого проекта, предусматривающая возможные риски и определяющая необходимые гарантии [16].

На сегодняшний день в РБ можно выделить следующие типы лизингодателей:

банки, имеющие право осуществлять лизинговую деятельность;

специализированные лизинговые компании, созданные крупными производителями машин и оборудования ("МАЗконтрактлизинг" и др.);

лизинговые компании, существующие при банках, т.е. дочерние лизинговые компании крупных банков и других финансовых структур ("Приорлизинг" при Приорбанке, "Белбизнеслизинг" при Белинвестбанке и др.);

лизинговые компании, учреждённые частными лицами.

Лизинговые фирмы редко являются независимыми. В большинстве они выступают как филиалы или дочерние компании промышленных и торговых фирм, банков или страховых обществ. Банки контролируют деятельность всех лизинговых компаний как любого заемщика на предмет целевого использования кредита. Проводятся ежемесячные или ежеквартальные проверки правильной эксплуатации оборудования. Каждый месяц проверяется баланс лизинговой компании. Залогом по лизинговой сделке выступает, как правило, само оборудование. Но банки требуют еще дополнительно гарантию получения процентов по данному кредиту. Поэтому для того, чтобы стать клиентом лизинговой компании, предприятию необходимо иметь оборудование, собственное или своих поручителей, примерно на такую же сумму, на которую заключается сделка. Срок лизинговых сделок варьируется от 1 года до 5 лет.

В организационном плане было бы целесообразным создание крупных внешнеторговых организаций типа торговых домов, включающих наряду с мощной внешнеторговой фирмой производственные, банковские, страховые, рознично-оптовые, складские, транспортные и другие предприятия. Получение оборудования от западных лизингодателей через торговые дома более вероятно ввиду большей гарантированности иностранной фирмы от риска неплатежеспособности нашего заказчика [12, стр.21].

При изучении международного лизинга следует обратиться к опыту соседних регионов. В России для устранения и минимизации лизинговых рисков используют следующие схемы взаимодействия иностранных и российских лизинговых компаний:

Лизинг - сублизинг, когда западная лизинговая компания сдаёт в лизинг оборудование российской лизинговой компании, а та, в свою очередь, отдаёт его российскому лизингополучателю.

Лизинговое брокерство, когда западная лизинговая компания осуществляет для западного лизингодателя полный анализ и контроль финансового состояния лизингополучателя или предоставляет гарантии на осуществление лизинговых сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Создание совместных  лизинговых компаний

При распространении у нас этого опыта было бы целесообразно, чтобы белорусские лизинговые компании выполняли следующие функции: рекламная деятельность; маркетинговые исследования; анализ деятельности предприятий - потенциальных лизингополучателей; формирование пакета заявок на получение в лизинг транспортных средств, технологического оборудования и других предметов лизинга; мониторинг лизинговой деятельности на протяжении всего срока лизингового договора; организация доставки предмета лизинга в РБ, уплата пошлин, сборов на границе, оформление таможенных документов, передачи объектов лизинга лизингополучателям.

Ряд крупных зарубежных лизинговых компаний желают создать свои представительства в РБ. Необходимо активное сотрудничество иностранных и отечественных партнеров в отношении лизингового бизнеса. У нас уже налажены связи с Европейской ассоциацией лизинговых предприятий. Также Беларусь является членом межправительственной, межгосударственной организации СНГ-лизинг, куда вошли Украина, Россия, Беларусь.

Еще одна форма сотрудничества - создание лизинговых компаний в форме коммерческих организаций с иностранными инвестициями, которые будут заниматься лизингом как импортного оборудования на территории РБ, так и белорусского оборудования на территории той страны, которая будет учредителем Коммерческой организации.

На сегодняшний день лизинг в Республике Беларусь является одной из перспективных форм долгосрочного финансирования инвестиций. Дляуспешного его развития необходимы государственная поддержка, усовершенствование законодательной базы, активное взаимодействие промышленного и банковского капиталов [12, стр.22].

Основные усилия государства по созданию дополнительных условий для развития лизинговых отношений в Республике Беларусь в ближайшей перспективе должны быть направлены на то, чтобы:

сформировать надлежащую инфраструктуру в системе лизинговой деятельности;

сформировать благоприятный для лизинга таможенный режим; разработать и ввести в действие особую процедуру таможенного оформления для импортного лизинга, в том числе лизинга оборудования. Необходимо предусмотреть вариант таможенного оформления, когда стороной по импортному контракту является лизинговая фирма, а получателем - лизингополучатель с сохранением всех лизинговых льгот;

пересмотреть существующую систему льготирования прибыли при налогообложении в целях разрешения использования инвестиционной льготы при привлечении активов с помощью лизинга;

отразить в законодательстве отнесение лизинговых платежей к той же группе очерёдности, как и платежи по кредитам и возможность использования инкассового распоряжения для взыскания просроченной задолженности по лизинговым платежам;

разработать правила валютного регулирования и валютного контроля за осуществлением лизинга в Республике Беларусь для осуществления беспрепятственных расчётов, для чего необходимо внести соответствующие изменения в "Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь" [9, стр.134].

Для того, чтобы лизинг, по примеру ведущих стран мира стал инструментом экономического роста, необходимы положительные сдвиги в экономике в целом (стабилизация темпов инфляции, появление конкуренции на рынке капитала и т.д.) [10, стр.22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Международный лизинг является источником привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Это особенно актуально на современном этапе. Преимуществом международного лизинга является возможность предоставления предприятиям непосредственно современных средств производства без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь.

        Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.

        Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны, государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

        Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.

        Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие предпринимательства в Республике Беларусь, а в особенности на развитие сельского хозяйства, т.к колхозы не способны купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства, но для того, чтобы лизинг, по примеру других стран, стал инструментом экономического роста, необходимы положительные сдвиги в целом в экономике Республики Беларусь (стабилизация темпов инфляции, появление конкуренции на рынке капитала и т.д.).

         Законодатель в нашей республике стремится создать приемлемые условия для развития лизинга. Но нерешённые вопросы остаются. Так, по примеру Российской Федерации, в Гражданском кодексе Республики Беларусь в дефиниции договора лизинга указано на "предоставление имущества во временное владение или пользование для предпринимательских целей". Это значительно сужает область применения лизинга. Учитывая, что мировой опыт предусматривает такие виды лизинга, как потребительский и частный лизинг, представляется, что было бы целесообразно использовать их и в нашей республике.

Тем не менее, анализируя накопленный опыт применения лизинга в республике, можно прийти к выводу, что в условиях строительства рыночной экономики лизинг позволяет решать задачи модернизации и обновления оборудования в условиях ограниченности финансовых ресурсов, использовать современные технологии. При этом оплата приобретённого оборудования в рассрочку и отнесение всех связанных с этим расходов на себестоимость продукции дают возможность уменьшить налогооблагаемую базу и налоговые платежи.

Лизинговые отношения в Республике Беларусь имеют огромный потенциал для развития и могут выступить катализатором обновления технологической базы субъектов хозяйствования, о чем свидетельствует достаточно хорошо проработанная законодательная база в данной области.

Несмотря на существующие сложности, государственные органы начинают понимать очевидную выгоду, которую можно получить от развития международного лизинга в Республике Беларусь.

Подводя общий итог можно сказать, что лизинг в Беларуси - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в Беларуси.Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Информация о работе Международный лизинг и его влияние на экономику Республики Беларусь