Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 10:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование международного лизинга как формы воздействия на увеличение эффективности использования основных фондов.
В данной курсовой работе при изучении темы мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность международного лизинга, его формы и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Сущность договора международного лизинга и его основныеформы 8
1.1 Определение лизинга, формы и виды лизинга 8
1.2 Понятие договора международного финансового лизинга 16
1.3Преимущества и недостатки международного лизинга 16
2 Правовое регулирование и развитие международного лизинга в республике Беларусь 30
2.1Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь….. 30
2.2 Характеристика лизинговых операций в Республике Беларусь 37
2.3 Перспективы развития международного лизинга в Республике Беларусь 44
2.4 Создание совместных лизинговых компаний 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ. 74
Примечания к строкам:
1. Ежегодная амортизация - базисная
стоимость*коэффициент
2. Остаточная стоимость по
3. Платеж по ссуде - сумма займа,
разделенная специальным
4. Неуплаченная часть - остаток по суде за прошлый период за вычетом основного платежа за текущий период.
5. Основной платеж - платеж по ссуде за вычетом процентов.
6. Процент рассчитывается на основе неуплаченной части за прошлый период.
7. Посленалоговая стоимость
8. Амортизационный налоговый щит - ежегодная амортизация, умноженная на ставку налога.
9. Ликвидационная стоимость - сумма,
которая будет получена после
уплаты налогов и продажи
10. Всего - движения средств исходя из владения имуществом.
11. Платеж по ссуде.
12. Первый взнос - разница между
стоимостью оборудования и
13. Процентный налоговый щит - сумма процентов, умноженная на ставку налога. Это сумма - “спасенная” с помощью налоговой льготы.
14. Всего - движение средств, относящихся к займу.
15. Движение чистой наличности - годовое движение наличности (расходы, вытекающие из ссуды с целью покупки).
16. Коэффициент дисконтирования по посленалоговой стоимости ссуды.
17. Чистая текущая стоимость - годовое
увеличение чистой наличности, умноженное
на коэффициент
18. Общая текущая стоимость
19. Посленалоговая стоимость
20. Возможность покупки в конце контракта, если корпорация решит купить оборудование в конце сделки.
21. Всего - годовое движение наличности, относящееся к лизингу (расходы).
22. Коэффициент дисконтирования (см стр.17).
23. Чистая текущая стоимость лизинга - сумма цифр по стр.25.
24. Общая текущая стоимость
Глава 2. Правовое регулирование и развитие международного лизинга в республике Беларусь
В настоящее время финансовая аренда (лизинг) является широко распространённым видом правоотношений в экономике Республики Беларусь и имеет соответствующее правовое регулирование. Нормативно-правовая база, регламентирующая отношения лизинга, достаточно обширна и регулирует большое количество вопросов, возникающих при его осуществлении.
Подбор документов, упомянутых в данной курсовой работе, делался исходя из степени их актуальности, значимости с точки зрения практического применения при осуществлении лизинговых сделок и возможного интереса для их субъектов. В него не вошел ряд писем и разъяснений, изданных в различное время министерствами и ведомствами Республики Беларусь, и дублирующими содержание ниже приведенных документов, либо касающихся отдельных вопросов их применения. Основные документы из приведенного перечня содержат краткий комментарий относительно их содержания в части, непосредственно касающейся лизинга.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЛИЗИНГУ:
Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (именуемая далее – Конвенция УНИДРУА), подписанная 28 мая 1988 г. в г. Оттаве к которой Республика Беларусь, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 N 352, присоединилась в 1998 г. Данная конвенция регулирует вопросы лизинга, когда коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах и эти государства и государство, в котором находится коммерческое предприятие поставщика, являются Договаривающимися Государствами, или соглашение о поставке и соглашение о лизинге регулируются правом Договаривающегося Государства. Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г., и в настоящее время кроме Республики Беларусь к ней присоединились еще восемь государств: Франция (1991 г.), Италия (1993 г.), Нигерия (1994 г.), Венгрия (1996 г.), Панама (1997 г.), Латвия (1997 г.), Российская Федерация (1998 г.) Узбекистан (2000 г.). Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия, Чехия и Словакия.
В Конвенции УНИДРУА регулируются отношения, возникающие при осуществлении международного лизинга, определяются права и обязанности сторон. При возникновении вопроса о местонахождении коммерческого предприятия какой-либо стороны, если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, Конвенция УНИДРУА определяет, что таким местонахождением будет являться местонахождение коммерческого предприятия, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующим соглашением и его исполнением, учитывая обстоятельства, которые известны сторонам или подразумеваются ими до заключения этого соглашения или в момент его заключения.
Следующим документом, регулирующим отношения международного лизинга является Конвенция о межгосударственном лизинге, заключенная в г. Москва 25.11.1998 г. и ратифицированная Законом Республики Беларусь от 09.11.1999 N 309-З, и вступившая в силу для Республики Беларусь 30 августа 2001 года.
Даная конвенция регулирует
отношения между субъектами
Следует отметить, что нормы двух последних актов: Конвенции УНИДРУА и Конвенции о межгосударственном лизинге могут быть применены только к лизинговым договорам, носящим интернациональный характер, когда стороны договора лизинга являются резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям. Учитывая, что таких государств достаточно мало, можно говорить о весьма ограниченном применении обеих Конвенций в практике международного лизинга.
Еще одним документом, который представляет интерес в области межгосударственного лизинга, и который является дополнением к уже выше изложенным документам, является Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств, подписанное 12.10.2005 между Республикой Беларусь, Республика Арменией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан и Украиной в г. Москва. Несмотря на единодушное одобрение текста Соглашения экспертами, в том числе Российской Федерации, Грузии и Азербайджана, этими странами Соглашение до настоящего времени не ратифицировано. 26 декабря 2006 года Соглашение вступило в силу и действует в Республике Армения, Республике Беларусь (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 N 127-З) и Республике Таджикистан.
Несмотря на то, что вышеназванные документы не имеют по большому счету юридического значения для сделок между резидентами Республики Беларусь, они достаточно интересны в плане детализации отдельных вопросов лизинговой деятельности. Эти документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь, поскольку, согласно ст.6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства.
Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Интересным для международного лизинга является Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (ред. от 29.11.2012) «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (именуемый далее — Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (ред. от 29.11.2012)). В данном нормативно-правовом акте регулируются вопросы предоставления рассрочки по таможенным платежам при ввозе предмета лизинга на территорию Республики Беларусь. Если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещаются под таможенный режим свободного обращения, по заявлению лизингополучателя — резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость. С 1 января 2013 года законодатель исключил из перечня, по которому предоставляется рассрочка, таможенные пошлины, поэтому если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, по заявлению лизингополучателя — резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка только для уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.
Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.
За предоставление данной рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты налога на добавленную стоимость, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки. В Указе Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (ред. от 09.03.2010) также упоминается про обязанность лизингодателя по возврату предмета лизинга на территорию Республики Беларусь либо прекращению в денежной или не денежной форме обязательств, возникающих в связи с передачей предмета лизинга лизингополучателю — нерезиденту Республики Беларусь. Срок возврата предмета лизинга — не более 90 календарных дней с даты окончания срока лизинга, при этом датой поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь будет являться дата помещения предмета лизинга под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь, или дата оприходования в установленном порядке предмета лизинга, если в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится.
Отметим, что при выкупе предмета лизинга, в случае если лизингополучатель – нерезидент не возместил стоимость предмета лизинга в полном размере при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя, необходимо заключение отдельного внешнеторгового договора. В случае, если стоимость предмета лизинга полностью возмещена суммой лизинговых платежей, то заключение такого договора не требуется.
Отметим также, что с 1 января 2013 года законодатель разрешает лизингодателю в течение 90 календарных дней со дня прекращения договора международного лизинга (в том числе в связи с его расторжением) заключить новый внешнеторговый договор, предусматривающий отчуждение предмета лизинга или передачу его в аренду.
Что касается лизинговых платежей, то лизингодатель по международному лизингу обязан обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга. При этом датой поступления денежных средств (лизинговых платежей) считается дата их зачисления на счет лизингодателя в банке Республики Беларусь. Кроме того, с 1 января 2013 года Лизингодатель обязуется обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга, за исключением денежных средств, направляемых на уплату налогов, согласно законодательству иностранного государства, и денежных средств, направляемых на оплату обязательств перед банками, в том числе перед банками – нерезидентами Республики Беларусь (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет лизингодателя в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд).
Согласно указа Президента №535 от 29.11.2012 г. вносящего изменения в Указ 465 от 24.11.2009 г. обязанности по возврату предмета лизинга и своевременному поступлению лизинговых платежей будут считаться исполненными в случае полной выплаты страховщиком страхового возмещения по застрахованному риску по договору международного лизинга или принятия одного из следующих решений:
об отказе лизингодателю в признании или принудительном исполнении судебных решений или иных актов, подлежащих принудительному исполнению, в связи с невозможностью их исполнения;
о признании лизингополучателя-нерезидента Республики Беларусь экономически несостоятельным (банкротом);
об исключении лизингополучателя-нерезидента Республики Беларусь из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;
Информация о работе Международный лизинг и его влияние на экономику Республики Беларусь