Международные кредитные отношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
В последние годы во внешней торговле существенно возросло значение кредита, т. е. предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров.

Файлы: 1 файл

международные кредитные отношения.docx

— 56.06 Кб (Скачать)

 

2.3 Участие России  в международных финансовых институтах. Стратегия. Проблемы развития  международных кредитных отношений

Интеграция России в мировую  экономику предполагает ее участие  в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики  страна не может без ущерба для  своих интересов оставаться в  стороне от участия в международных  финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.

В число таких организаций  входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный  банк реконструкции и развития, Международная  ассоциация развития, Международная  финансовая корпорация, Европейский  инвестиционный банк, региональные международные  банки развития.

Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования  валютно-кредитных отношений между  государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом  платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих  МВФ проголосовал за прием  России и тринадцати других  бывших советских республик. После  подписания Статей Соглашения  МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов  МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями  Россия официально стала участницей  этих организаций.

По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,5 млрд. долл.) Россия занимает десятую строку (2,8% общей суммы  квот стран-членов). Россия оплатила в  конвертируемой валюте около 25% суммы  квоты. Остальная часть подписки оплачена национальной валютой.

Членство МВФ дало возможность  России пользоваться в течении переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита государственного бюджета и платежного баланса.

Был обнародован ряд международных  программ помощи России при поддержке  МВФ. В целом за 1992 – 1999 гг. МВФ  одобрил семь договоренностей о  кредитах России на сумму 36,6 млрд. долл.. В 1999 г. Россия была самым крупным  заемщиком МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 млрд. долл., и на нее  приходилось 19,2% общей суммы не погашенных на тот момент странами-членами кредитов Фонда. В результате регулярного погашения Россией долга Фонду он снизился до 3,33 млрд. долл. в ноябре 2004 г.

Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно  проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г.

Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции  и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, и по количеству, и по стоимости акций она делит с этими странами 7-11 места.

МБРР так определял  цель предоставления кредитов России: "Помощь в максимально быстром  переходе к рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные  и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также  содействия привлечению частных  инвестиций в российскую экономику".

МБРР поводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов. С момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Период использования кредита составляет от шести до девяти лет (бюджетозамещающих кредитов на цели структурной перестройки – от одного до трех лет). С 1992 по март 2004 г. МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл.

Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную  перестройку экономики, государственное  управление и развитие частного сектора). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.

В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой  Всемирного банка, особенно в целях  развития национальной экономики –  промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных  преобразований.

Таким образом, в условиях рыночной экономики Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных  отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.

Одной из них является низкая экономическая эффективность связанных  кредитов под государственные гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или  товары у стран, которые эти кредиты  предоставляют. Эффективное использование  иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при  условии наведения порядка в  заимствованиях, обеспечении государственного контроля над указанным процессом  и добросовестного отношения  заемщиков к своим обязательствам.

Далее, в настоящее время  международные кредиты имеют  довольно высокую стоимость. Ежегодное  сокращение расходов федерального бюджета  по обслуживанию государственного долга  может быть достигнуто при досрочном  погашении части задолженности, но в большинстве случаев кредиторы  не поддерживают эту инициативу.

Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.

И наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что изложенные в них требования выполняются  не в полном объеме. Не выполняются  постановления и в части регистрации  подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге  внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных  номеров.

Для решения выявленных проблем  в России разработана долговая стратегия  в области государственного внешнего долга, согласно которой к 2008 году должны быть достигнуты следующие цели:

  • .Повышение суверенного кредитного рейтинга РФ для поддержания стабильного доступа России к международным рынкам капитала;
  • Осуществление внешних заимствований в форме несвязанных кредитов;
  • Увеличение рыночной составляющей в государственном внешнем долге РФ;
  • Существенное сокращение задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Для достижения указанных  целей следует прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.

Так, стратегия в области  взаимодействия с международными финансовыми  организациями будет нацелена на существенное сокращение привлечения  новых кредитов и ускоренное погашение  имеющихся обязательств. А с 2008 года принято решение полностью отказаться от заимствований у международных  финансовых организаций.

Итак, без международных  вливаний экономика России развиваться  не может. Выход один: обеспечить эффективность  использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование  и повышение институциональных  механизмов регулирования.

Таким образом, мы рассмотрели  современные тенденции развития международных кредитных отношений  и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие  России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию  в области государственного долга, проблемы внешних заимствований  и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет  сделать вывод, что международный  кредит представляет собой сложное  экономическое явление, роль которого огромна для всего мирового сообщества.

В данной курсовой работе международный  кредит определен как экономическая  категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.

Затем проанализирована динамика использования международного кредита  в России. Было выяснено, что Россия является не только крупным заемщиком, но и кредитором. Россия выступает  в качестве заемщика у развитых стран  и как кредитор развивающихся  стран. В связи с этим в нашей  стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их неплатежеспособностью.

В настоящее время происходит интеграция России в мировую экономику. Она активно участвует в международных  кредитных отношениях, сотрудничает с международными финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе участия Россия сталкивается с рядом проблем, для  решения которых разработана  долговая стратегия в области  государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".

Постановление Правительства  РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего  СССР перед иностранными коммерческими  кредиторами" // ПСИС "Консультант  Плюс".

Федеральный закон от 26.12.1994 № 76-ФЗ "О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям" // ПСИС "Консультант Плюс".

Грязнов М.Б. Деньги, кредит, банки: конспект лекций (для студентов  экономического факультета заочной  формы обучения). – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. -127 с.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник  для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 600 с.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.

Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.

Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко  В.В. Международные финансы: Учебное  пособие / Под общ. ред И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.

Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика, 2002. – 324 с.

Карелин О. В. Регулирование  международных кредитных отношений  России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.

Международно-кредитные  и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.: ил.

 

 

 

 


Информация о работе Международные кредитные отношение