Международные финансы Сферы и звенья финансовой системы. Структура и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

Международные отношения, развиваясь на взаимовыгодной основе, приводят к формированию международных финансов.

Оглавление

Стр.

1
Международные финансы
3

1.1.
Экономическая сущность международных финансов
3

1.2.
Основные международные финансовые институты
5

1.3.
Порядок осуществления внешнеэкономической деятельности экономическими субъектами
10

2
Сферы и звенья финансовой системы. Структура и характеристика
14

2.1.
Сфера и звенья государственных и муниципальных финансов
16


Государственные и муниципальные финансы
16


Федеральный бюджет
17


Государственный бюджет
17


Бюджет субъекта Российской Федерации
19


Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
19


Государственные внебюджетные целевые фонды
20

2.2.
Сфера и звенья финансов хозяйствующих субъектов
25


Финансы коммерческой организации
25


Финансы государственного (муниципального)унитарного предприятия
26


Финансы некоммерческой организации
27


Финансы индивидуальных предпринимателей
28

2.3.
Финансы домашних хозяйств
28






Список использованных источников
31

Файлы: 1 файл

Контр.ФиК.-4doc.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

      Сферы:

    • финансы государственные и местные (централизованные финансы);
    • финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы);
    • финансы домохозяйств.

    Звенья  государственных  и муниципальных  финансов:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные);
    • государственные внебюджетные целевые фонды;
    • государственный кредит;
    • страховой фонд государства;
    • фондовый рынок.

    Звенья  финансов хозяйствующих  субъектов:

    • финансы коммерческих организаций (предприятий);
    • финансы некоммерческих организаций (предприятий);
    • финансы индивидуальных предпринимателей.

      Финансовая  система – это не только совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но система финансовых учреждений, то есть институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой.

      Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система - единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

     Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

     Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной  стороны, главным источником доходов  бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

     Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 

      2.1. Сфера и звенья государственных и муниципальных финансов

      Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны и физическими лицами – с другой, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

      Следовательно, формируются государственные и местные финансы с использованием методов  распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот и др.). Формами  использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне(на уровне народного хозяйства в целом) и реализации гарантий гражданам России в рамках Конституции Российской Федерации.

      Рассмотрим  каждое звено государственных и  муниципальных финансов.   

     Федеральный бюджет. Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых реализуются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

В доходной части  федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики.

В расходной части -  направления, сферы, в которых расходуются деньги, и их количественные параметры.

     Федеральный бюджетэто фонд денежных средств Правительства Российской Федерации. 

     Государственный бюджет. В современной российской научной и учебной экономической литературе часто понятие «федеральный бюджет» отожествляют с понятием «государственный бюджет». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты и были его частью. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику понятие «государственный бюджет» утратило значение единого централизованного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функционируют автономно: бюджеты муниципальных образований своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят  в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определен определенными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней самостоятельны, и проводимая в стране бюджетная реформа направлена, прежде всего, на повышение самостоятельности бюджетов и эффективного (результативного) использования бюджетных средств.

     Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета РФ как экономической категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается в форме соответствующего закона (федерального закона, закона субъекта РФ, нормативно-правового акта  представительного органа власти муниципального образования).

     Структура консолидированного бюджета Российской Федерации:

     

     Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования в целом по Российской Федерации, не утверждается в форме федерального закона. Его показатели используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование в расчете на одного жителя и др. среднедушевые бюджетные расходы).

     Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти   субъектов Российской Федерации.

     В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта Федерации в социально-экономическом развитии региона, растут его влияние направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан. 

     Бюджет  муниципального образования  (местный бюджет) – это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования   - основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

      Государственные внебюджетные целевые  фонды. Эти фонды организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти.

     Государственные внебюджетные целевые  фонды – это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     К государственным внебюджетным целевым  фондам относятся, прежде всего,,  государственные  внебюджетные социальные фонды:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
 

     Они формируются для финансового  обеспечения реализации конституционных  прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, на рождение и воспитание детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных целевых фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% федерального бюджета.

     К государственным внебюджетным фондам относятся также экономические внебюджетные фонды федерального и регионального значения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. К ним относятся: Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и др.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) – государственное учреждение, осуществляющее обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации; фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты прав граждан от  особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности;    для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                

      Деятельность  Пенсионного фонда РФ регулируется Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.

     Деятельностью Фонда руководят Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в субъектах РФ. На местах (в городах и районах) имеются уполномоченные Пенсионного Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов в Фонд,                                                    реализации региональных программ пенсионного страхования, а также контрольза расходованием средств. 

     Фонд  социального страхования  Российской Федерации (ФСС  РФ) действует в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации" от 7 августа 1991 г.

     Фонд  социального страхования Российской Федерациицентрализованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан государственными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности.

Информация о работе Международные финансы Сферы и звенья финансовой системы. Структура и характеристика